Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
консультация
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Цель – Создание условий для развития сюжетно – ролевой игры через систему социальных отношений.
Задачи:
- Способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогать детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии.
- Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка.
- Выявить уровень сформированности представлений о дружеских взаимоотношениях у детей младшей группы;
- Стимулировать эмоциональное содержательное общение детей, отзывчивость с помощью примеров сопереживания настроению, близких людей, сверстников, героев сказок, животных.
В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей. Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка.
Нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Все чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Между тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, делает ярче их ощущения. Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы, способствуют сплочению детей.
Дошкольники, которые умеют общаться с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события. Дружбу можно определить как один из видов межличностных отношений. А.А. Аржанова отмечает особенности дружбы детей дошкольного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер. Она считает, что развитие дружеского чувства у ребенка идет от коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми. Дружат дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисциплинированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает, потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе. Дружеские взаимоотношения успешно развиваются в тех коллективах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вниманием взрослых.
Детская дружба – уникальное психологическое явление, играющее чрезвычайно важную роль в формировании личности, никакие другие связи и отношения не могут ее заменить. Однако она формируется и функционирует не сама по себе, а в системе других личных отношений ребенка, его семьи и социального мира. В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. Бесспорно, что объект дружбы еще часто меняется, отсутствуют длительные дружеские объединения. Однако этот период «доосознаваемой» детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Уже младшие дошкольники проявляют избирательное отношение к сверстникам. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а внешние проявления или мало значащие факты.
Однако это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства. В начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»). Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование дружеских взаимоотношений детей может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Никакая другая деятельность, даже самые совершенные и в методическом отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Однако подобная работа требует большого мастерства от педагога, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение наиболее благоприятных условий для возникновения дружеских отношений. Необходимо помочь детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть внимательным. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве объекта взаимодействия. Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников. Это необходимо учитывать в своей работе. Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками. Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. В ходе игр нужно стремиться подвести детей к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. Таким образом, дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы. Появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотношениях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознаваемая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется дошкольниками, оборудуется» необходимым материалом. Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому, необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его потребность в помощи, развивать эмоционально- положительную направленность на сверстника.
Список используемой литературы:
1. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеев. – Москва: Просвещение, 2008. – 150 с.
2. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. – Санкт-Петербург: ДетствоПресс, 2012. – 145 с.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва: Просвещение, 1983. – 245 с.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С. 62-68.
5. Дирксен, О. В. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников [Текст] / О. В. Дирксен // Наука и образование сегодня. – 2018. - № 3. – С. 116-117.
6. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 9. - С. 98-101.
7. Кузнецова, О. Н. Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр [Текст] / О. Н. Кузнецова // Вестник пензенского государственного университета. – 2015. № 2. – С. 32-35.
8. Максакова, А.И. Учите, играя [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. – Москва, Просвещение, 2007. – 198 с.
9. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. – Москва: Просвещение, 2005. – 422 с.
10. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009. – 96 с.
11. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. – 2013. - № 2. – С. 15-23.
12. Смолина, Л. П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л. П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2014. - № 4. - С. 73-76. 21
13. Токарев, А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Токарев, Ж. Р. Аленкина // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 520-523.
14. Шалова, С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками [Текст] // Детский сад: теория и практика. – 2014. - № 5. – С. 74-85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...
Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...
Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...
Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)
В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....
План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"
План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...
Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общ...
Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"
Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"...