Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Как быть уверенным в себе»
методическая разработка на тему
Hазвитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uverennost.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105»
Муниципального образования города Братска
Психолого-педагогический тренинг для педагогов:
«Как быть уверенным в себе»
Составила:
педагог – психолог
Данилова Ольга Сергеевна
первая квалификационная категория
Братск 2018
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.
Задачи:
1) гармонизация отношений;
2) углубление процесса самопознания;
3) познание себя при помощи группы;
4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе;
5) создание благоприятного социального психологического климата.
План.
1) Вводная часть:
– Приветствие.
– Психологическая разминка.
2) Основная часть:
– Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
– Релаксация.
3) Заключительная часть:
– Рефлексия.
– Прощание.
Вводная часть
Приветствие. Упражнение «Племя бумба-юмба»
Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны потереться лодошками, по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками. Нужно как можно больше поздороваться с жителями племени.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали?
Психолог: Сейчас, встаньте в круг и закройте глаза.
Упражнение «Приветствие по кругу»
Психолог (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Психолог: напомню вам о правилах нашего тренинга
Упражнение «Заключение контракта»
Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма
– Говорить от своего лица.
– Говорить о происходящем здесь и сейчас.
– Избегать оценок.
– Все активны.
– Слушать, не перебивая.
– Конфиденциальность.
– Право на личное мнение.
– Ко всем обращаться по имени.
Психолог: начнем наш тренинг с размышления.
Информационный блок
Психолог. Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.
Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей
Психолог: назовите характеристики уверенного в себе человека.
говорят громко, но не кричат;
часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами;
всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;
умеют держать паузу в разговоре;
редко перебивают партнеров;
способны ясно и четко выражать свои мысли;
говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием;
часто используют местоимение «Я»;
не боятся выражения личного мнения;
редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения.
Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с социальным окружением.
Сегодня мы отработаем такой навык как «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов». Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение — оптимальный способ обоснования своей позиции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Психолог: Начнем работу с упражнения.
Упражнение «Нападающий и защищающийся»
Цель: Это упражнение служит введением в понятие «противоположности».
Упражнение помогает сознавать конфликтные стороны личности и получить опыт активной борьбы с кем-либо.
Участники группы делятся на 2 группы по принципу 1, 2.
Первые встают во внешний круг, а вторые – во внутренний.
Внутренний круг поворачивается лицом во внешний и становятся напротив друг друга, для того чтобы вести диалог. Внутренний круг – нападающие. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, то есть «нападает». Внешний – защищающийся. Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается».
1 ситуация – ребенок пришел в сад не здоровым (кашляет, насморк)
Нападающие – родители, защищающиеся – педагоги.
Через пять минут участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».
2 ситуация – возникла производственная необходимость, нужно выйти заменить воспитателя.
Нападающий – тот, которому нужна смена. Защищающий – кого просят выйти на смену.
Мини тест
Оцени себя.
Запишите в таблицу. В первой зафиксируйте особенности поведения и общения, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером, способствуют снятию эмоционального напряжения, если такое возникает.
Во второй — те ваши качества и особенности поведения, которые мешают формированию положительных взаимоотношений, повышают напряженность в общении, способствуют конфликтности.
Рефлексия
— Как вы себя чувствовали в каждой роли?
— Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?
— Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.
Упражнение «Времена года»
Участники называют по порядку времена года. Затем объединяются в группы по временам года. В каждой группе выбирается ведущий, который становится впереди своей подгруппы и показывает любое танцевальное движение, остальные дружно его повторяют. Затем ведущий становится в конец, а следующий участник, становясь ведущим, показывает свое движение, и так до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.
Рефлексия
— Что вы испытываете после выполнения упражнения?
(Легче показывать или выполнять?)
Упражнение «Базар»
Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.
Рефлексия
– Как вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить?
Упражнение «Путешествие» (медитация)
Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей ко дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Рефлексия
— Какие чувства вы испытываете после путешествия?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия по результатам занятия.
Психолог: Заполните пожалуйста рефлексивный лист.
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Прощание. Упражнение «Свеча»
Психолог. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.
А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем по очереди передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.
Рефлексивный лист
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Рефлексивный лист
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Рефлексивный лист
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Рефлексивный лист
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Рефлексивный лист
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Рефлексивный лист
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА
Оцени себя
Особенности поведения и общения, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером | Качества и особенности поведения, которые мешают формированию положительных взаимоотношений, повышают напряженность в общении, способствуют конфликтности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна
Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...
Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...
Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»
Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:· Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с ис...
Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"
Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...
"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ
Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...
Тренинг для педагогов по развитию уверенности у дошкольников
Предлагаю вам принять участие в упражнениях, которые далее помогут вам в вашей работе по развитию инициативности у воспитанников....
«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»
Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния....