Психологическое занятие - тренинг для педагогов ДОУ "Позволь себе быть счастливой"
материал

Ситникова Елена Викторовна

Тренинг направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zanyatie_schaste.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие-тренинг для педагогов ДОУ

 «Позволь себе быть счастливой»

 Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно-
С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться
Мы долго, вглядываясь в лица,
Найти пытаемся ответ-
В чём счастье? Есть оно иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придёт волшебник
И осчастливит нас в сей миг!

А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: ,,Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"

Н.Шияпова

Актуальность:

Тренинг направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель: раскрыть глубину понимания понятия «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать развитию умения владеть им.

Задачи: развивать у педагогов умение короткой самопрезентации; способствовать формированию положительной самооценки и осознанию уникальности каждого человека; развивать рефлексивные и коммуникативные навыки; повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Материалы: метафорические карты «Пути-дороги», фетр зеленого, белого, голубого и желтого цветов, клубки ниток разных расцветок, столы, стулья по количеству участников, ноутбук, интерактивная доска, презентация.

Время: 1,5 часа.

План тренинга:

1. Разминка приветствия «Друг к дружке»

2. Социологический опрос.

3. Викторина о счастье

4. Упражнение «Счастье это…»

5. Притча Счастье – это путь.

6. Работа с метафорическими картами «Пути-дороги»

7. Рисование клубком «Формула счастья»

8. Упражнение «Я счастлива потому, что…»

9. Подведение итогов тренинга

Ход проведения тренинга:

1. Разминка приветствия «Друг к дружке»

Станьте в круг, выберите себе партнера.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом.

А когда я скажу«Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.

1- Правая ладонь к правой ладони! Друг к дружке.

2- Спина к спине! Друг к дружке.

3. Носок правой ноги к носку правой ноги. Друг к дружке.

4- Бок к боку! Друг к дружке.

5 - Колено к колену! Друг к дружке.

6- Мизинец к мизинцу! Друг к дружке.

7- Бедро к бедру! Друг к дружке.

8- Пятка к пятке! Друг к дружке.

9- Локоть к локтю! Друг к дружке.

10- Кулак к кулаку! Друг к дружке.

11-Пожмите друг другу руки.

2. Сейчас я хочу провести с вами небольшой социологический опрос. 

Ответьте на вопросы:

«Хотите ли вы быть счастливыми?»

«Были ли в вашей жизни счастливые моменты?»

«Хотите ли вы стать более счастливым человеком?»

Что же, мы все хотим быть счастливыми. Так, что такое счастье?  Уверена, что каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос, пытался определить для себя понятие счастья. И для каждого счастье - это что-то свое. Тема нашей сегодняшней встречи - «Позволь себе быть счастливым».

3. Предлагаю вам викторину о счастье


ВИКТОРИНА О СЧАСТЬЕ

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Дата для празднования Международного дня счастья выбрана неслучайно. Чем именно знаменателен день 20 марта?

а) День весеннего равноденствия;
б) Самый длинный день в году;
в) Самый короткий день в году;
г) Самый солнечный день в году.
 

(В эту дату день становится равен ночи по продолжительности. Таким образом учредители праздника хотели подчеркнуть, что все люди планеты имеют равные права на счастье.)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Как называется страна, в которой есть Министерство счастья?

а) Пропан;

б) Бутан;

в) Метан;

г) Этан.

 

(Бутан — маленькое государство в Южной Азии, расположенное между Индией и Китаем. Главной целью правительством объявлено стремление «к счастью каждого своего гражданина», это закреплено в статье 9 Конституции. Правительство страны относится к этой цели серьёзно и регулярно измеряет уровень счастья своих граждан.)

 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Какая птица с древних времён является символом счастья?

а) Белая;

б) Розовая;

в) Синяя;

г) Золотая.

 

(Синяя птица — птица счастья.)

 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Какой цветок в соцветии сирени сулит его нашедшему счастье?

а) С двумя лепестками;

б) С тремя лепестками;

в) С четырьмя лепестками;

г) С пятью лепестками.
 

(Ищут цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если находится такой счастливый цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастье и беду.)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Песня из какого кинофильма начинается словами "Счастье вдруг в тишине постучало в двери"?

а) "Иван Васильевич меняет профессию";
б) "Кавказская пленница";
в) "Джентльмены удачи";
г) "Москва слезам не верит".

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Продолжите слова В.Г. Короленко: «Человек рождён для счастья, как...»
а) "рыба для плавания";

б) "птица для полёта";
в) "змея для ползанья";

г) "кенгуру для прыганья".
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif В этом фильме школьники писали сочинение на тему "Что такое счастье?" Ученик Шестопалов так ответил на этот вопрос: "Счастье — это, когда тебя понимают". О каком фильме идёт речь?

а) "Доживём до понедельника";
б) "Розыгрыш";
в) "Приключения Электроника";
г) "Чучело".

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Булгаков утверждал, что счастье — как ЭТО. Когда ОНО есть, то ЕГО и не замечаешь. Что ЭТО?

а) Здоровье;
б) Любовь;
в) Успех;
г) Ум.

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif ЭТОТ предмет используют не только по прямому назначению, но в некоторых странах Запада это делают, можно сказать, противоположным образом, чем в России, давая следующее объяснение: "Чтобы счастье не вытекало". О каком предмете идет речь?

а) Колокольчик;
б) Коромысло;
в) Подкова;
г) Решето.
(В России "на счастье" подкову вешают рожками вниз, а в некоторых странах Запада — рожками вверх.)

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Как называется сказка Андерсена?

а) "Калоши счастья";
б) "Ботинки счастья";
в) "Сапоги счастья";
г) "Сандали счастья".
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Какой сказочный герой должен был сложить из ледышек слово "Счастье"?

а) Незнайка;

б) Кай;

в) Емеля;

г) Гвидон.

(Герой сказки Андерсена "Снежная королева".)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?

а) Портным;

б) Кузнецом;
в) Укротителем;

г) Программистом.

 

4. Упражнение «Счастье это…» Предлагаю вам продолжить выражение «Счастье – это…» и высказать свои представления о счастье

После высказываний. Ученые уже очень давно и безуспешно бьются над созданием универсальной формулы счастья. Главная проблема заключается в том, что нет универсального определения этого понятия. Счастье нельзя определить «объективно», поскольку само по себе оно — внутреннее, субъективное состояние. Единственное, что точно известно о счастье, что это феномен, в основе которого лежат сильные положительные эмоции. Прежде всего, это ощущение радости и удовлетворения от того, что человек видит, слышит и делает.

5. Притча Счастье – это путь.

Мы ожидаем, что жизнь станет лучше, когда мы выйдем замуж, когда получим лучшее место работы, когда у нас появится ребенок, второй.

Потом мы себя чувствуем уставшими, так как наши дети растут медленно, и думаем, что, когда они вырастут, мы почувствуем себя счастливыми. Когда они становятся более самостоятельными и у них начинается переходный возраст, мы жалуемся, что с ними тяжело ладить, и когда они пройдут этот период, станет легче.

Потом говорим, что наша жизнь станет лучше, когда мы, наконец, купим дом побольше и машину получше, сможем пойти в отпуск, выйдем на пенсию.

Правда в том, что лучшего момента почувствовать себя счастливыми не существует. Если не сейчас, то когда?

Кажется, жизнь вот-вот начнется, настоящая жизнь! Но всегда на пути существует одна проблема, одно незаконченное дело, один непогашенный долг, которые нуждаются в первостепенном решении; и вот после этого жизнь начнется. И если мы присмотримся, то увидим, что эти проблемы бесконечны. Из них, собственно, и состоит жизнь.

Это помогает нам увидеть, что пути к счастью нет, счастье – это и есть путь. Мы должны ценить каждый момент, особенно, когда делим его с кем-то дорогим, и помнить, что время не ждет никого.

Не ждите, когда вы похудеете на пять килограмм, когда у вас появятся дети, когда дети пойдут в школу, женятся, Нового года, весны, осени или зимы, следующей пятницы, субботы или воскресенья.

Работайте, как будто вы не нуждаетесь в деньгах, любите так, как будто вас никогда не ранили, танцуйте так, как будто вас никто не видит.

Счастье – это путь, а не судьба.

6. Работа с метафорическими картами «Пути-дороги»

Так какой же путь ваш. Найдите подходящую карту к вашему жизненному пути и расскажите о нем.

Обсуждение

7. Рисунок «Формула счастья»

Цель: по рисунку, стимулируя воображение, полнее раскрыть и закрепить глубину понимания понятия счастья.

Задумывались ли вы когда-либо, что нить, клубок символизирует многое для каждого из нас: и линию жизни, и дорогу наших прошлых и будущих свершений, встречу на жизненном пути и развитие отношений с другими людьми? Нить символизирует течение жизни, человеческую судьбу, которая прядется и ткется волшебными силами.

Кто из нас не знает о такой нужной и редкой в сказочном мире вещице, как волшебный клубок?

В сказках волшебный клубок помогал героям добраться туда — не знаю куда, и по дороге ни разу не заблудиться.

Вот и сегодня нам тоже придут на помощь наши клубочки. Они помогут найти путь к счастью и создать рисунок «Формулу счастья»

По временам года (зима, весна, лето, осень) психолог объединяет участников в четыре группы и дает задание: с помощью ниток (клубков) нарисовать «Формулу счастья».

1. Группа «Зима» получает фетр белого цвета.

2. Группа «Весна» - фетр голубого цвета.

3. Группа «Лето» - фетр зеленого цвета.

4. Группа «Осень» - фетр желтого цвета.

Группы защищают свои рисунки, обсуждают работы, находят общие и отличительные черты во время презентаций каждой команды. Затем команды предлагают вариант объединения всех рисунков. Все времена года объединяются в одно целое (счастлив круглый год).

8. Упражнение «Я счастлива потому, что…»

- Поднимите руку, кто считает себя счастливым человеком?

- Я очень рада, что среди нас есть счастливые люди, потому что статистике те, кто испытывает простое человеческое счастье, живет на 20% дольше.

Закончите, пожалуйста, фразу Я счастлива потому, что ...

9. Подведение итогов тренинга

Психолог: Сегодня мы искали ответы на вопрос о счастье, способы получить его.

В конце хотелось бы только добавить: я - счастливый человек. И вы тоже. Мы с вами красивые, здоровые, умные, добрые люди. У нас есть своя цель, к которой мы стремимся. И каждый несет в своем сердце мечту ... Мы - счастливые люди, просто не всегда умеем замечать и ценить счастье, которое у нас есть.

Желаю всем ощущать счастье и быть в гармонии с собой!

В завершении обмен чувствами и впечатлениями.

- Что полезного вы узнали?

- Что было сложно выполнять?

- Что бы вы хотели пожелать друг другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»

Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...

Психологический мини-тренинг для педагогов ДОУ "Прими себя и будет жизнь прекрасна"

Жизнь личности под информационным давлением и в постоянном эмоциональном напряжении становится нормой. Люди настолько привыкли к постоянным стрессам и эмоциональным нагрузкам, таким проблемам, как вну...

Развивающий тренинг: «Позволь себе быть счастливым»

Цель тренинга: раскрыть глубину понимания понятия «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать развитию умения владе...

Мини-тренинг для педагогов "Если хочешь быть счастливым, будь им"

Развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....

Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"

Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»

Психологичесий тренинг с педагогами ДОУ проведен с целью  создать условия способствующие  развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелате...