Каких детей мы называем одаренными? Как развить детскую одарённость?
статья

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в дошкольном учреждении должны закладываться первые основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_odarennost.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Каких детей мы называем одаренными?

Как развить детскую одаренность?

Одаренные дети целый мир, особый мир детства, и мы сегодня попытаемся лишь приоткрыть дверь в этот мир

     Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия: Слайд

• Наследственности (т. е. природных задатков);

• Социокультурной среды;

• Деятельности ребёнка.

Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

• Все дети являются одарёнными.

До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.

• Одарённые дети встречаются крайне редко.

Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

Одаренный ребенок какой он?

Признаки одарённости.

• Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

• Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружается» в него, если оно ему интересно.

• В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.

• Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.

• Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.

• Развито чувство справедливости.

• Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.

• Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.

• Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.

• Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или с взрослыми.

Выделяют следующие виды одарённости:

Виды одарённости.

• В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.

• В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

• В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.

• В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.

• В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.

По критерию “степень сформированости одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.

Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”.

Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т. п.).

Поздняя одаренность может проявиться в любом возрасте.

А что же влияет на одаренность и как ее развить в ребенке?

 Ведь каждый ребенок по-своему одарен. Как говорил Сухомлинский:

   Одаренность — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский

Начинать развитие одаренности нужно с врожденных задатков, которыми обладает каждый ребенок (за исключением больных)

Врожденные задатки – основа одаренности. (Так называемый фундамент) Чтобы развить эти задатки нужно с ребенком заниматься его развитием. Одаренность ребенка нужно развивать и этому способствует игровое и образовательное пространство.

  Каждый ребенок с рождения обладает колоссальным запасом талантов и способностей.

   В мозгу человека находится огромное количество нейронов, между которыми много мостиков, каждый мостик отвечает за какую-то способность. Если мы в самый плодотворный период развития ребенка до 8 лет даем ребенку максимальное количество информации, на каждый из этих мостиков из разных видов деятельности науки искусства, спорта, природы…мы эти мостики тем самым закрепляем и все, что ребенок потом узнает, позже во время всей своей жизни ребенок развивается -  это может перерасти в какую-то одаренность….

Если ребенок не будет развиваться, получать новой информации, эти связи отмирают и дальше, когда ребенок начинает это изучать ему сложно бывает, что – то усвоить, ему нужно наладить эти нейронные связи, возобновить эти мостики. Поэтому, очень важно в раннем возрасте дать ребенку как можно больше различной информации по совершенно разным предметам, из разной области…..

    Когда мы ребенку начинаем рассказывать какие -то сложные вещи, как нам кажется сложные, в том случае не нужно забывать, что перед нами ребенок и главное для него- играть. Ведь игра для детей – ведущий вид деятельности. Если мы рассказывая будем проигрывать какие-то ситуации, то мы можем быть уверенны, что ребенок эту информацию воспримет, так как для детей, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Играя, ребёнок выучит цвета, названия фигур, название месяцев, а также многое другое.

Игры могут быть самые разнообразные: Развивающие, настольные, дидактические, логические и др.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет игры должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры. С трех и до семи уже формируется активная речь, и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка.
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.
В развитие логического мышления немаловажная роль как раз таки и принадлежит занимательным
развивающим играм. Они эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к игре, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логических игр в умственном и всестороннем развитии детей.
Логические игры способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Самыми распространёнными и увлекательными играми, направленными на развитие логического мышления являются пазлы.
Пазлы для детей – полезная развивающая игра. Пазлы - это очень интересно. Собирая пазл, у ребёнка развивается мелкая моторика, фантазия, цветовосприятие, терпение, вырабатывается наблюдательность и способность концентрировать внимание. 
Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Игры на внимание помогут развить у детей очень важные качества, которые помогают в дальнейшем отлично учиться. В таких играх ребёнку предстоит найти спрятанные предметы, искать отличия между картинками, находить одинаковые предметы, подбирать пары, определять, где, чья тень. 

 К познавательным играм относятся всем известные настольно – печатные и дидактические игры. 

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

В любой игре ребенок развивается, у него развивается речь, мышление, творческие способности, самостоятельность и т. д. развивается он в разных направлениях.  Обучаясь с помощью игры – ребенок развивается, развивает свои врожденные задатки, которые являются основой
одаренности.

Играйте с детьми – развивайте их задатки и в дальнейшем из них могут вырасти одаренные дети.

«Игра – великая учительница ребёнка»

                                            П.П. Блонский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Какого человека мы называем гражданином?"

Консультация для родителей"Какого человека мы называем гражданином?"     Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед ...

Положение о порядке приема, перевода, отчисления детей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № хх общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению разви

Настоящее Положение о порядке приема, перевода, отчисления в МБДОУ № 52  (далее - Порядок) определяет правила приема детей в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский...

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия на тему "Какие права имеют наши дети?" в подготовительной к школе группе детского сада.

В сценарии дети знакомятся со своими правами, которые им предоставляет общество. Вместе со сказочными героями дети путешествуют по  сказкам и  узнают о своих правах. Золушка, Айболит, Караба...

Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...

Как развить детский мозг

Несмотря на стремление родителей к всестороннему развитию детей, в современном мире баланс часто нарушается. ...