"Крупеничка"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад, филиал муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 189 «Солнышко»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
(или организованной образовательной деятельности)
в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 7 лет
Тема: «Кукла Крупеничка ».
Образовательная область: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель
Штин И.И.
С. Корнилово
2020г.
Тема: «Кукла Крупеничка».
Цель: Формирование интереса детей к русской народной культуре.
Задачи по отношению к цели:
Образовательные: Углубить знания дошкольников о России, как государстве, богатом русскими традициями.
Развивать у детей потребность в мероприятии новых знаний об изобразительном искусстве, о русских традициях.
Развивающие: Развивать у детей познавательную активность и любознательность.
Воспитательные: Воспитывать коллективизм, уважительное отношение к мнению и действиям своих друзей.
Обогатить представления детей о русской народной кукле, через знакомство с куклой Крупеничкой.
Воспитывать чувство восхищения и гордости к своей Родине, богатой русским фольклором, уважение и русскому народу, уважение к традициям нашего народа.
Раздаточный материал: Детали для изготовления куклы «Крупеничка», ножницы, зерно.
Словарная работа: Фольклор, крупеничка, жатва, посев.
Демонстрационный материал: Готовая поделка кукла «Крупеничка», картинка «Кукла в русском народном костюме».
Оборудование: столы, стулья
Предварительная работа:
• разучивание русской народной хороводной игры «Кружок»;
• рассматривание альбома «Кукла в русском народном костюме;
• знакомство с русским фольклором в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Структура занятия и используемые технологии (методы, приемы): Беседа о фольклоре, о русских народных традициях, демонстрациях и рассматривание картин Шишкина «Жатва» и Мясоедова «Сеятель», загадки, динамическая пауза-игра «Кружок», выполнение движений, анализ результатов. Интерактивные методы «Кружок», «Цепочка», «Работа в тройках».
Организация детей: Дети на занятие будут размещены в русской горнице, где и будут размещены столы и стулья, для выполнения практической части занятия, заготовки будут разложены заранее на столах. Все движения хоровода будут выполнять в центре русской горнице. Горница имеет вход и запасной пожарный выход.
Оборудование: столы, стулья, корзинка, кукла Крупеничка, детали для изготовления куклы Крупенички, ножницы, зерно, картинки жатва и сев урожая, горшок с землей, лейка, лопатка, грабли.
Ход НОД:
Добрый день, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. А как оно называется, мы сделаем вывод по ходу нашего разговора. Кто-нибудь из вас знает, что такое фольклор? Это (прибаутки, потешки, хороводы, считалки, русские традиции праздников «Урожай» «Масленица», «Пасха» и т.д
Сегодня мы узнаем еще об одной русской народной традиции.
А сейчас, ребята, вы любите играть?
Дети: Да!
-Отгадайте загадку:
Воспитатель: Расскажу ей сказку - Она закроет глазки, Поиграем - будем спать, Уложу ее в кровать. Что за милая игрушка: Утром - дочка, днем - подружка? Воспитатель: Правильно! Посмотрите, какую интересную куклу я вам сегодня принесла. Эта кукла называется Крупеничка. Такую куклу делал русский народ в старые времена. Делали эту куклу после сбора урожая. Вот посмотрите, как на Руси собирали урожай (показ картины «Жатва»). Внутри куклы зерно. Потрогайте куклу. | Дети внимательно слушают загадку и отвечают: - Кукла Дети рассматривают ее, рассуждают, что на ней нарисовано, и затем обследуют куклу. |
Воспитатель: Русские люди наполняли эту куклу самым лучшим зерном, для того, чтобы весной его посеять и получить новый урожай. Хотите я вам покажу, как русские люди делали такую куклу? | Дети заинтересовались процессом изготовления такой куклы и дружно ответили: Да! |
Воспитатель: -Шили вот такие мешочки, насыпали в них зерно или крупу и завязывали их веревочками. -Чтобы нам всем участвовать в изготовлении Крупеничек, разделимся на две группы по 3 детей. | Дети делятся на две группы, получают необходимый материал для изготовления кукол «Крупеничке» (ножницы, мешочки, зерно, веревочку, кусочки ткани для юбочки и фартука, ручки , для косынки). |
-Насыпаем крупу в мешочки. -Завязываем мешочек веревочкой, чтобы крупа не рассыпалась. - Затем сделаем кукле юбочку-фартук. Возьмем кусочек красивой ткани и привяжем веревочкой. Далее изготовляем из ткани ручки. Теперь наденем нашей кукле ажурную шапочку, а затем и красивый платочек. Посмотрите, какие красивые куклы у нас получились! | Дети в порядке очередности, о которой говорит воспитатель, делают в группах кукол. Воспитатель им в этом процессе помогает ответом и делом. |
Воспитатель: Всю зиму русские люди хранили эту куклу. - Зимой было время и для игр. Поиграем в русскую народную игру «Кружок». -Встаем в круг, держась за руки. Повторяйте за мной движения: Мы сперва пойдем направо, А затем пойдем налево, А потом в кружок сойдемся И присядем на немножко, А теперь назад вернемся И на месте покружимся, И похлопаем в ладоши. А теперь в кружок все вместе. | Дети становятся в круг, держась за руки, и повторяют движения. |
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли! А когда закончится зима, наступит весна. Весной русский народ сеял зерно. Посмотрите картинку «Сеятель». Мясоедова Самое первое в землю бросали зерно из куклы Крупенички. - Хотите посеять зерно из куклы? | Дети рассматривают картину, рассуждают, что на ней нарисовано. Да! |
Воспитатель: -Нужно разрезать веревочку и достать зерно. Посмотрите сколько зерна. Хотите его посеять? | Ребята изъявляют желание посеять зерно, чтобы позже увидеть всходы своего труда. Они сеют зерно в горшочек и поливают. |
Воспитатель: Мы с вами поставим горшочек на подоконник окна и будем наблюдать, какой урожай у нас получиться. А куклу Крупеничку русские люди хранили до следующего урожая. | Ставят горшочек на подоконник в своей группе. |
Рефлексия: -А сейчас, ребята, давайте вместе обсудим, что нового мы узнали сегодня. Что вам понравилось на занятие? -Спасибо, ребята за ваше участие в нашем мероприятии. -Своими впечатлениями о нем с кем вы поделитесь? -Кому вы покажете своих кукол? В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Спасибо за внимание! | Дети не перебивая друг друга, высказывают свои мнения. Дети изъявили желание поделится своими впечатлениями с родителями и друзьями. А кукол поставить на выставку в уголке для родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление куклы "КРУПЕНИЧКА"
Ход работы и конспект занятия по изготовлению куклы "Крупеничка" детьми вместе с родителями в старшей группе детей с ОНР...
Мастер-класс. Кукла-оберег Крупеничка (Зерновушка) своими руками Пусть в доме всегда будет достаток!
...
КРУПЕНИЧКА
Народная кукла является уникальным видом искусства, хранящим в себе сакральное начало – традиции и обряды, передававшиеся на протяжении многих веков внутри рода, из поколения в поколение. В рамках дан...
Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка
в процессе деятельности дети учатся выражать свои эмоции....
презентация к сказке "Крупеничка"
Может быть полезна для закрепления лексической темы :русская народная сказка "Крупеничка" старшая и подготовительгая группа д\сада....
Презентация кружок "Крупеничка" в старших группах детского сада.
Эта презентация о кружке, в котором изготавливаются картины из крупы, семян, зёрен. Делают их сами дети....
Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группеТема: «Кукла – оберег «Крупеничка»Группа: подготовительная ...