"Крупеничка"
материал (старшая группа)

Штин Ирина Ивановна

открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nukla_krupenichka_starshaya_gruppa.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 189 «Солнышко»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

(или организованной образовательной деятельности)

в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 7 лет

Тема: «Кукла Крупеничка ».

Образовательная область: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Воспитатель

Штин И.И.

С. Корнилово

2020г.

Тема: «Кукла Крупеничка».

Цель: Формирование интереса детей к русской народной культуре.

Задачи по отношению к цели:

             Образовательные: Углубить знания дошкольников о России, как государстве, богатом русскими традициями.

Развивать у детей потребность в мероприятии новых знаний об изобразительном искусстве, о русских традициях.

          Развивающие: Развивать у детей познавательную активность и любознательность.

          Воспитательные: Воспитывать коллективизм, уважительное отношение к мнению и действиям своих друзей.

 Обогатить представления детей о русской народной кукле, через знакомство с куклой Крупеничкой.

 Воспитывать чувство восхищения и гордости к своей  Родине, богатой русским фольклором, уважение и русскому народу, уважение к  традициям нашего народа.

Раздаточный материал: Детали для изготовления куклы «Крупеничка», ножницы, зерно.

      Словарная работа: Фольклор, крупеничка, жатва, посев.

       Демонстрационный материал: Готовая поделка кукла «Крупеничка», картинка «Кукла в русском народном костюме».

      Оборудование: столы, стулья

Предварительная работа:

• разучивание русской народной хороводной игры «Кружок»;

• рассматривание альбома «Кукла в русском народном костюме;

• знакомство с русским фольклором в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Структура занятия и используемые технологии (методы, приемы): Беседа о фольклоре, о русских народных традициях, демонстрациях и рассматривание картин Шишкина  «Жатва» и Мясоедова «Сеятель», загадки, динамическая пауза-игра «Кружок», выполнение движений, анализ результатов. Интерактивные методы «Кружок», «Цепочка», «Работа в тройках».

Организация детей: Дети на занятие будут размещены в русской горнице, где и будут размещены столы и стулья, для выполнения практической части занятия, заготовки будут разложены заранее на столах. Все движения хоровода будут выполнять в центре русской горнице. Горница имеет  вход и запасной пожарный выход.

Оборудование: столы, стулья, корзинка, кукла Крупеничка, детали для изготовления куклы Крупенички, ножницы, зерно, картинки жатва и сев урожая, горшок с землей, лейка, лопатка, грабли.

Ход НОД:

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас необычное занятие. А как оно называется, мы сделаем вывод по ходу нашего разговора. Кто-нибудь из вас знает, что такое фольклор? Это (прибаутки, потешки, хороводы, считалки, русские традиции праздников «Урожай» «Масленица», «Пасха» и т.д

Сегодня мы узнаем еще об одной русской народной традиции.

А сейчас,  ребята, вы любите играть?

Дети: Да!

-Отгадайте загадку:

Воспитатель: 

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, какую интересную куклу я вам сегодня принесла. Эта кукла называется Крупеничка. Такую куклу делал русский народ в старые времена. Делали эту куклу после сбора урожая. Вот посмотрите, как на Руси собирали урожай (показ картины «Жатва»).

Внутри куклы зерно. Потрогайте куклу.

Дети внимательно слушают загадку и отвечают:

- Кукла

Дети рассматривают ее, рассуждают, что на ней нарисовано, и затем обследуют куклу.

Воспитатель: Русские люди наполняли эту куклу самым лучшим зерном, для того, чтобы весной его посеять и получить новый урожай. Хотите я вам покажу, как русские люди делали такую куклу?

Дети заинтересовались процессом изготовления такой куклы и дружно ответили: Да!

Воспитатель: 

-Шили вот такие мешочки, насыпали в них зерно или крупу и завязывали их веревочками.

-Чтобы нам всем участвовать в изготовлении Крупеничек, разделимся на две группы по 3 детей.

Дети делятся на две группы, получают необходимый материал для изготовления кукол «Крупеничке»

(ножницы, мешочки, зерно, веревочку, кусочки ткани для юбочки и фартука, ручки , для косынки).

 -Насыпаем крупу в мешочки.

 -Завязываем мешочек веревочкой, чтобы крупа не рассыпалась.

- Затем сделаем кукле юбочку-фартук. Возьмем кусочек красивой ткани и привяжем веревочкой. Далее изготовляем из ткани ручки. Теперь наденем нашей кукле ажурную шапочку, а затем и красивый платочек. Посмотрите, какие красивые куклы у нас получились!

Дети в порядке очередности, о которой говорит воспитатель, делают в группах кукол.

Воспитатель им в этом процессе помогает ответом и делом.

Воспитатель: Всю зиму русские люди хранили эту куклу.

- Зимой было время и для игр. Поиграем в русскую народную игру «Кружок».

 -Встаем в круг, держась за руки. Повторяйте за мной движения:

Мы сперва пойдем направо,

А затем пойдем налево,

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко,

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся,

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

Дети становятся в круг, держась за руки, и повторяют движения.

Воспитатель: Молодцы, хорошо играли! А когда закончится зима, наступит весна. Весной русский народ сеял зерно. Посмотрите картинку «Сеятель». Мясоедова

Самое первое в землю бросали зерно из куклы Крупенички.

- Хотите посеять зерно из куклы?

Дети рассматривают картину, рассуждают, что на ней нарисовано.

Да!

Воспитатель:

 -Нужно разрезать веревочку и достать зерно. Посмотрите сколько зерна. Хотите его посеять?

Ребята изъявляют желание посеять зерно, чтобы позже увидеть всходы своего труда. Они сеют зерно в горшочек и  поливают.  

Воспитатель: Мы с вами поставим горшочек на подоконник окна и будем наблюдать, какой урожай у нас получиться. А куклу Крупеничку русские люди хранили до следующего урожая.

 Ставят горшочек на подоконник в своей группе.

Рефлексия:

-А сейчас, ребята, давайте вместе обсудим, что нового мы узнали сегодня. 

Что вам понравилось на занятие?

-Спасибо, ребята за ваше участие в нашем мероприятии.

-Своими впечатлениями о нем с кем вы поделитесь?

-Кому вы покажете своих кукол?

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Спасибо за внимание!

Дети не перебивая друг друга, высказывают свои мнения.

Дети изъявили желание поделится своими впечатлениями с родителями и друзьями.

А кукол поставить на выставку в уголке для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление куклы "КРУПЕНИЧКА"

Ход работы и конспект занятия по изготовлению куклы "Крупеничка" детьми вместе с родителями в старшей группе детей с ОНР...

КРУПЕНИЧКА

Народная кукла является уникальным видом искусства, хранящим в себе сакральное начало – традиции и обряды, передававшиеся на протяжении многих веков внутри рода, из поколения в поколение. В рамках дан...

Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка

в процессе деятельности дети учатся выражать свои эмоции....

презентация к сказке "Крупеничка"

Может быть полезна для закрепления лексической темы :русская народная сказка "Крупеничка" старшая и подготовительгая группа д\сада....

Презентация кружок "Крупеничка" в старших группах детского сада.

Эта презентация о кружке, в котором изготавливаются картины из крупы, семян, зёрен. Делают их сами дети....

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группеТема: «Кукла – оберег «Крупеничка»Группа: подготовительная ...