картотека по духовно-нравственному воспитанию
картотека (средняя группа)
интересный материал по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 283.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический материал
по духовно-нравственному воспитанию
(средняя группа)
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире люде;.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха);
- тематические выставки детского творчества;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира).
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
– чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Материнская любовь» корейская сказка.
– бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
– заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
– творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
– совместные мероприятия детей и мам.
Интеграция духовно-нравственного воспитания проходит в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивных, подвижных, народных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
- продуктивную деятельность: изготовление поделок, рисунков для родных и именинников, к православным праздникам;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»).
Для работы с родителями используется консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, предлагается перечень литературных произведений для семейного чтения.
В целом, мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Православные праздники
РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ
Рождество-7 января Святки- с 7 по 19 января
Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Нецелевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль
И воздух - бело-розов
И сладок, Как ваниль....
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников.
– Ребята, что вы знаете о Рождестве?
Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение.
В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.
В этот праздник принято колядовать.
– Вы можете сказать, что такое колядки?
Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!».
Ой, да каждой зимушкой
Мы с подружкой Зинушкой,
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены...
Всласть поем- стараемся,
А не повторяемся:
Все наши колядочки
Собраны в тетрадочке.
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль - март
Начинаем проводы зимы -
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.
МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.
Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.
Вторник – «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.
Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.
ПАСХА
(Март – Апрель)
Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.
Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы.
Празднование Пасхи – многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.
У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.
На Пасху принято было «христосоваться» – поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца – символ жизни.
СТИХИ О ПРАВОСЛАНОЙ ВЕРЕ
Кудрявый ежик Жил на свете славный ежик - Тихий топот шустрых ножек, Только, как он ни пригож, На других он не похож. Все ежи сердиты, колки, На боках растут иголки, А у нашего бедняжки - Только нежные кудряшки. Все ежи пыхтеть умеют, Тронуть их никто не смеет, Этот не умел пыхтеть - Только песенки мог петь. Потому по мхам и кочкам, И березовым лесочкам Место вы нашли б едва ли, Где б его не обижали. От обиды и от грусти Ежик спрятался под кустик, Побледнел и похудел, Песен радостных не пел. Выглянуть боялся он, Тихо плакал под кустом. Среди тех густых лесов Тихо шел Иисус Христос, Рядом проходя с кустом Ежика увидел Он: -"Что случилось, ежик бедный, Отчего такой ты бледный, Не играешь, не шумишь, Только плачешь и дрожишь?" -"Потому что я не колкий, Не растут мои иголки, За обиду не могу Сдачи дать я никому. Все меня лишь обижают, И никто не утешает, Всех стесняюсь, всех боюсь, Оттого я в тень и жмусь". Тут Спаситель улыбнулся И рукою потянулся - Ежика за лапку взял, Очень ласково сказал: "Я тебя люблю такого - Шелковистого, смешного, И вдвоем Моим путем Мы теперь с тобой пойдем. Я Своей святой любовью, На кресте пролитой кровью Исцелю тебя от ран И Свою защиту дам. Хорошо, что ты не колкий, Не нужны тебе иголки, Ты учись любить, прощать, И сердечко защищать Не иголками, не злобой, А любовью светлой Бога. Сочиним с тобою вместе Много мы чудесных песен, Будем детям возвещать Про Господню благодать. Путь открыт! Пойдем со Мною, Светлой утренней зарею Будем славить мы Отца, Всемогущего Творца!" Ежик взял и отряхнулся, И Иисусу улыбнулся, По Господнему пути Очень он хотел идти. И идя, он пел дорогой Песни про Святого Бога, Чтоб по всей земле плыла Богу Дивному хвала. | Мост - Чьи-то маленькие ножки Постучали по дорожке, Кто же вдруг пришел к нам в гости В этот ранний час? - Это милая овечка, Шерстка в шелковых колечках. Что расскажешь нам, овечка, Чем порадуешь ты нас? - Я пришла к вам с вестью доброй, С вестью радостной и бодрой, И сейчас я по порядку Все вам расскажу. Раз зашла я в лес огромный, Страшный, сумрачный и темный, Вдруг тропинку потеряла И не нахожу. В зарослях крапивы жгучей, И в терновнике колючем Я бродила, я плутала В мрачной тишине. Сердце плакало и билось: "Вот совсем ты заблудилась, И никто на целом свете Уж не вспомнит о тебе!" Тут мои ослабли ножки, Я упала на дорожке, Думая, что без сомненья Мой конец настал. Вдруг шаги я рядом слышу, Что ночных туманов тише, И спокойный, добрый голос Вдруг меня позвал: "Здравствуй, милая овечка, Шерстка в шелковых колечках! Я искал тебя по свету Отдал много сил. Исходил Я все дороги, И Свои изранил ноги, Чтоб спасти, тебя, малышка, Кровь Свою пролил. За тебя Я принял муки". И Свои святые руки Протянул ко мне Он тихо, Поднял над землей. Улыбнулся, обнял нежно, И в любви Своей безбрежной Он сказал: "Пойдем со Мною В дом небесный Мой". Шли мы тихо под луною, Он беседовал со мною, И Его спокойный голос Боль унял и страх. Большой град сверкнул зарею... Только пропасть меж землею И прекрасным, святым домом Бога в небесах. Стала я тогда боятся, Что придется нам расстаться, Потому, что через пропасть Нету мне пути. Он сказал мне: "Не пугайся И во всем Мне доверяйся". Поднял Он меня на руки И помог пройти. Там же, где ступали смело Через пропасть в дымке белой, В кровь израненные ноги - Вдруг воздвигся мост. - Кто же чудный твой Спаситель, Твой прекрасный Избавитель, Как зовут Его - скажи нам? - Он - Господь, Иисус Христос! Он велел идти мне к детям И поведать всем на свете, Что открыта всем дорога В светлый Божий дом. Хочет Он, чтоб не встречали Вы ни горя, ни печали, И для этого Господь наш Стал для вас мостом. Приходите поскорее! Он Своим теплом согреет И Своей любовью нежной Детские сердца. Он вас ждет! К Нему спешите, Безбоязненно входите В светлый дом Христа Иисуса И Его Отца |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...
Картотека игр «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Описание игр, целью которых является развитие нравственных качеств личности ребенка через игру....