картотека по духовно-нравственному воспитанию
картотека (средняя группа)

Самкова Алена Александровна

интересный материал по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe.docx283.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал

по духовно-нравственному воспитанию

(средняя группа)

Мелитополь :: Просмотр темы - Мирные митинги закончились. Началась революция.

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире люде;.
  • знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха);
  • тематические выставки детского творчества;
  • экскурсии на природу (красота Божьего мира).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

– чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Материнская любовь» корейская сказка.

– бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

– заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

– творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

– совместные мероприятия детей и мам.

Интеграция духовно-нравственного воспитания проходит в различные виды детской деятельности:

  • игровую: проведение сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивных, подвижных, народных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

  • продуктивную деятельность: изготовление поделок, рисунков для родных и именинников, к православным праздникам;
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»).

Для работы с родителями используется консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, предлагается перечень литературных произведений для семейного чтения.

В целом, мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Православные праздники

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

Рождество-7 января Святки- с 7 по 19 января
Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Нецелевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль
И воздух - бело-розов
И сладок, Как ваниль....

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО  один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников.

– Ребята, что вы знаете о Рождестве?

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение.

В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.

В этот праздник принято колядовать.

– Вы можете сказать, что такое колядки?

Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!».

Ой, да каждой зимушкой

Мы с подружкой Зинушкой,
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены...
Всласть поем- стараемся,
А не повторяемся:
Все наши колядочки
Собраны в тетрадочке.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль - март

Начинаем проводы зимы -
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.

МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.

Вторник – «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.

Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

ПАСХА

(Март – Апрель)

Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы.

Празднование Пасхи  многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.

У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было «христосоваться»  поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца  символ жизни.

Секреты приготовления пасхальных куличей . Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

СТИХИ О ПРАВОСЛАНОЙ ВЕРЕ

Кудрявый ежик

Жил на свете славный ежик -

Тихий топот шустрых ножек,

Только, как он ни пригож,

На других он не похож.

Все ежи сердиты, колки,

На боках растут иголки,

А у нашего бедняжки -

Только нежные кудряшки.

Все ежи пыхтеть умеют,

Тронуть их никто не смеет,

Этот не умел пыхтеть -

Только песенки мог петь.

Потому по мхам и кочкам,

И березовым лесочкам

Место вы нашли б едва ли,

Где б его не обижали.

От обиды и от грусти

Ежик спрятался под кустик,

Побледнел и похудел,

Песен радостных не пел.

Выглянуть боялся он,

Тихо плакал под кустом.

Среди тех густых лесов

Тихо шел Иисус Христос,

Рядом проходя с кустом

Ежика увидел Он:

-"Что случилось, ежик бедный,

Отчего такой ты бледный,

Не играешь, не шумишь,

Только плачешь и дрожишь?"

-"Потому что я не колкий,

Не растут мои иголки,

За обиду не могу

Сдачи дать я никому.

Все меня лишь обижают,

И никто не утешает,

Всех стесняюсь, всех боюсь,

Оттого я в тень и жмусь".

Тут Спаситель улыбнулся

И рукою потянулся -

Ежика за лапку взял,

Очень ласково сказал:

"Я тебя люблю такого -

Шелковистого, смешного,

И вдвоем Моим путем

Мы теперь с тобой пойдем.

Я Своей святой любовью,

На кресте пролитой кровью

Исцелю тебя от ран

И Свою защиту дам.

Хорошо, что ты не колкий,

Не нужны тебе иголки,

Ты учись любить, прощать,

И сердечко защищать

Не иголками, не злобой,

А любовью светлой Бога.

Сочиним с тобою вместе

Много мы чудесных песен,

Будем детям возвещать

Про Господню благодать.

Путь открыт! Пойдем со Мною,

Светлой утренней зарею

Будем славить мы Отца,

Всемогущего Творца!"

Ежик взял и отряхнулся,

И Иисусу улыбнулся,

По Господнему пути

Очень он хотел идти.

И идя, он пел дорогой

Песни про Святого Бога,

Чтоб по всей земле плыла

Богу Дивному хвала.

Мост

- Чьи-то маленькие ножки

Постучали по дорожке,

Кто же вдруг пришел к нам в гости

В этот ранний час?

- Это милая овечка,

Шерстка в шелковых колечках.

Что расскажешь нам, овечка,

Чем порадуешь ты нас?

- Я пришла к вам с вестью доброй,

С вестью радостной и бодрой,

И сейчас я по порядку

Все вам расскажу.

Раз зашла я в лес огромный,

Страшный, сумрачный и темный,

Вдруг тропинку потеряла

И не нахожу.

В зарослях крапивы жгучей,

И в терновнике колючем

Я бродила, я плутала

В мрачной тишине.

Сердце плакало и билось:

"Вот совсем ты заблудилась,

И никто на целом свете

Уж не вспомнит о тебе!"

Тут мои ослабли ножки,

Я упала на дорожке,

Думая, что без сомненья

Мой конец настал.

Вдруг шаги я рядом слышу,

Что ночных туманов тише,

И спокойный, добрый голос

Вдруг меня позвал:

"Здравствуй, милая овечка,

Шерстка в шелковых колечках!

Я искал тебя по свету

Отдал много сил.

Исходил Я все дороги,

И Свои изранил ноги,

Чтоб спасти, тебя, малышка,

Кровь Свою пролил.

За тебя Я принял муки".

И Свои святые руки

Протянул ко мне Он тихо,

Поднял над землей.

Улыбнулся, обнял нежно,

И в любви Своей безбрежной

Он сказал: "Пойдем со Мною

В дом небесный Мой".

Шли мы тихо под луною,

Он беседовал со мною,

И Его спокойный голос

Боль унял и страх.

Большой град сверкнул зарею...

Только пропасть меж землею

И прекрасным, святым домом

Бога в небесах.

Стала я тогда боятся,

Что придется нам расстаться,

Потому, что через пропасть

Нету мне пути.

Он сказал мне: "Не пугайся

И во всем Мне доверяйся".

Поднял Он меня на руки

И помог пройти.

Там же, где ступали смело

Через пропасть в дымке белой,

В кровь израненные ноги -

Вдруг воздвигся мост.

- Кто же чудный твой Спаситель,

Твой прекрасный Избавитель,

Как зовут Его - скажи нам?

- Он - Господь, Иисус Христос!

Он велел идти мне к детям

И поведать всем на свете,

Что открыта всем дорога

В светлый Божий дом.

Хочет Он, чтоб не встречали

Вы ни горя, ни печали,

И для этого Господь наш

Стал для вас мостом.

Приходите поскорее!

Он Своим теплом согреет

И Своей любовью нежной

Детские сердца.

Он вас ждет! К Нему спешите,

Безбоязненно входите

В светлый дом Христа Иисуса

И Его Отца

 

1920x1200 ангелы, арт, ребенок, рождество христово, колыбель hd обои на рабочий стол 58018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...

Картотека игр «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Описание игр, целью которых  является развитие нравственных качеств личности ребенка через игру....