Картотека игр «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
картотека (старшая группа)

Бодунова Людмила Константиновна

Описание игр, целью которых  является развитие нравственных качеств личности ребенка через игру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

 «Духовно-нравственное воспитание детей

старшего дошкольного возраста».

Пояснительная записка

Цель: развитие нравственных качеств личности ребенка через игру.

Задачи:

- Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);

- Воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

Актуальность:

Дошкольный возраст - это благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни.

Сейчас материальные ценности выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Необходимо формирование основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Очень важно сохранить человечность в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей. Поскольку ведущая деятельность дошкольников — это игра, я считаю, что ее можно использовать для обучения и воспитания детей. Играя ребенок сам не осознавая того учится быть добрым, справедливым, уважать людей, сочувствовать, быть трудолюбивым и приобретает другие умения и качества.

Я составила картотеку игр, которые помогут воспитателю в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Карточка № 1

«Любимое животное»

 Цель: формирование представлений о любви, заботе и добре.

 Ход игры: дети садятся в круг. Выбирается ведущий, он изображает свое любимое животное (можно описать словами внешние признаки), а остальные должны отгадать. После этого все дети по очереди рассказывают дополняя друг друга, как можно заботиться о животном.

Карточка № 2

«Волшебный камень»

 Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

 Ход игры: Играющие, образуют круг. Один ребенок берет в руки камень и передавая своему соседу говорит хорошее качество (ты добрый, ты заботливый, ты отзывчивый). Дети, передав камешек с хорошими качествами по кругу, благодарят друг друга жестами и мимикой.

 

Можно передавать настроение (один загадывает и с помощью мимики передает соседу). После кого как настроение прошло по кругу дети его обсуждают. Потом загадывать настроение может любой желающий.

Карточка № 3

«Колечко Колечко, выйди на крылечко»

 Цель: формирование личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром.

 Ход игры: Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к кому-то колечком и сказать: «хорошо или плохо». А тот, к кому прикоснулись называет плохой, или хороший поступок. Например: «Помочь бабушке донести сумку», «Стукнуть малыша». Колечко таким же образом передается дальше.

Карточка № 4

«Добрые художники»

 Цель: формировать доброжелательное отношение к окружающим, прививать сочувствие, желание прийти на помощь, учить договариваться друг с другом.

 Ход игры: Играющие, объединяются парами. У каждой пары карандаши, листок бумаги. Детям предлагаются разные ситуации. Например: «Кукла Катя плачет потому что потеряла варежку. Давайте поможем ей и нарисуем новые варежки». Дети в парах договариваются о том, кто что будет рисовать. Кукла благодарит ребят и отмечает их личные качества (добрые, отзывчивые т.д.). Может прийти Карлесон и попросить нарисовать подарки Малышу на день рождения. Может использоваться любая ситуация по желанию воспитателя. Но работа проводиться в парах.

Карточка № 5

«Проведи слепого»

 Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: По группе расставлены предметы – «препятствия» (кегли, кубики и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь лежит кубик. Идем влево. Сейчас обходим стул. Не бойся, доверяй мне». Затем дети меняются ролями.

Карточка № 6

«Только хорошее»

 Цель: помочь детям формировать представление о хороших и плохих качествах.

 Ход игры: Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (справедливость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Карточка № 7

«Хорошо и плохо»

Цель: помочь детям формировать представление о добре, хороших и плохих поступках, развитие устной речи, мышления, воображения.

 Ход игры: Детям раздаются картинки, на которых изображены разные ситуации. Каждый ребенок должен подумать и объяснить: хороший или плохой поступок изображен на его картинки. Почему он так считает. И как нужно поступить в данной ситуации. Например: дети идут из леса, а весь мусор разбросали по полянке. Это плохой поступок. Потому что они загрязняют окружающую природу. Дикие животные могут порезаться об стекло, съесть пакет и умереть. Нужно было собрать мусор, унести с собой и выкинуть в мусорный бак. И так разбираются все ситуации.

Карточка № 8

«Честные вышибалы»

Цель: формирование нравственных отношений с окружающими через развитие лучших качеств – честности ребенка.

 

Ход игры: дети встают в ряд, или бегают от одной стены к другой. Воспитатель кидает в них мячом, те в кого летит мяч должны увернуться. Тот, в кого попадут должен рассказать о каком-либо своем поступке, но честно и оценить хорошо или плохо он поступил. Затем он становится ведущим. И действия повторяются, после попадания ведущий передает мяч рассказчику, а сам садиться на скамейку. И так до последнего игрока. Мячом можно кидать только по ногам.

Карточка № 9

«Подарим хорошее настроение» или «Мешочек улыбок»

 Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие, желание прийти на помощь.

 Ход игры: Если утром приходит ребенок с плохим настроением, воспитатель предлагает детям поделиться своим хорошим настроением. Воспитатель говорит: «Ребята у Миши плохое настроение, давайте мы все поделимся с ним хорошим настроением». Дети по очереди «складывают улыбки» (подносят мешочек к губам, растянутым в улыбке) в мешочек и говорят что-то приятное (ты самый красивый, ты мой лучший друг, самый добрый). Мешочек закрывают и дают грустному ребенку, он вдыхает в себя улыбки с приятными словами и настроение поднимается. Можно использовать мешочек, заряженный хорошим настроением в течении всего дня. Если у всех хорошее настроение, мешочек можно просто зарядить на день. И при необходимости давать детям.

Можно сделать второй мешочек, в него будут складываться плохое настроение, обиды, злоба. На прогулку берем его с собой и выпускаем все плохое на улицу.

Карточка № 10

«Собери картинку»

Цель: Приобщение детей к традициям, праздником, воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа, элементам русской народной культуры, развитие связной речи.

 Ход игры: Детям раздаются картинки разрезанные на 8-10 частей. Играть можно в парах, группами по 3-5 человек и индивидуально. Воспитатель говорит: «Ребята я несла вам красивые картинки, но кто-то их разрезал. Помогите мне пожалуйста, соберите картинки и расскажите, что вы знаете о том, что изображено на них». Дети собирают и кратко рассказывают о своем изображении. Можно использовать изображения храмов, символов праздников (яйцо, блины, цветок папоротника и т. д.). Также народные инструменты (трещотка, ложки, балалайка, гусли), виды росписи (Мезенская роспись, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостовская роспись, Дымковская игрушка). Можно использовать любые изображения по усмотрению воспитателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...