Формирование и совершенствование профессиональных компетентностей старших воспитателей по введению духовно-нравственной основы в содержание образования
материал
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_sovershenstvovanie_professionalnyh_kompetentnostey_starshih_vospitateley.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и совершенствование профессиональных компетентностей старших воспитателей по введению духовно-нравственной основы в содержание образования
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Слайд 2
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Слайд 3
Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин), которая основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником. Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
Педагог в ДОУ должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребенка; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
От педагогического мастерства педагога зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.
Целью работы ДОО является – повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения технологии «Социокультурные истоки».
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность».
Слайд 4
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.
Под компетентностью подразумевается - обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Слайд 5
Профессиональная компетентность педагога – это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин).
Слайд 6
Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.
Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетентность - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
ИКТ – компетентность - использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Правовая компетентность - знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации.
Рефлексивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Слайд 7
Для повышения уровня педагогического мастерства необходимо использовать самые разнообразные формы и методы работы с педагогами:
Традиционные:
- Педагогический совет;
- Семинары-практикумы;
- Педагогическая гостиная;
- КВН;
- Круглый стол;
- Педагогический ринг;
- Наставничество;
- Творческие микрогруппы;
- Тренинг;
- Педагогический кроссворд.
Новые:
- Деловая игра;
- Выставки – ярмарки педагогических идей;
- Банк идей;
- Мастер-класс;
- Творческий час;
- Творческие конкурсы;
- Проектная деятельность;
- Мозговой штурм;
- Презентация.
Новейшие:
- Педагогическая мастерская;
- Коучинг-сессия;
- Союз единомышленников;
- Квик настройка;
- Кружки качества.
Слайд 8
«Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам»
Ричард Генри Данн
Правила для педагогов и родителей
«Посеять в детских душах доброту»
- Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.
- Будьте внимательными к чужим проблемам.
- Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.
- Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.
- Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.
- Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.
- Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.
- Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
- Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).
- Действуйте исключительно в интересах ребенка.
- Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.
- Верьте и доверяйте ребенку.
- Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.
- Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.
- Ласково и только по имени называйте детей.
- Добейтесь, чтобы дети заботились об обитателях в живом уголке детского сада.
- Читайте сказки, рассказы, учите с детьми стихи о доброте.
- Не обсуждайте поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
- Не унижайте ребенка.
- После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте понять, что вы ему сочувствуете.
- Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Обсуждайте с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное начало – основа национального воспитания и образования
В системе дошкольного образования увеличилось количество татарских групп в детских садах, повысилось качество обучения на татарском и русском языках. Выявился положительный опыт работы педагог...
Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...
Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...
План по повышению профессионального уровня воспитателя на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения в ФГОС ДОУ"
План по повышению профессионального уровня целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями....
Доклад на тему: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...