№ п/п | Тема
| Цель, программные задачи | Речевой материал |
1
| Свойства веществ.
| Формировать представления о свойствах твердых и жидких веществ. Развивать способности к преобразованию. | Деревянная палочка, мел, пластилин, стакан с водой, пустой стакан, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, бассейн, кубик. Жидкий, твердый |
2 | Строение веществ.
| Расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения. Развивать способности к преобразованию. | Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка). |
3 | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный). | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров. |
4 | Превращения.
| Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. | Картинка, дерево маленькое и большое дерево, собака, кошка, пластилин. Было маленькое – стало высокое, был маленький – стал большой, превратился, вырос, был день – настал вечер. Изменился, изменилась (лось). |
5 | Фрукты, как их можно есть.
| Показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов; учить находить один и тот же фрукт по-разному приготовленный, определять на вкус разницу приготовления; развивать умение делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | Фрукты сырые, сваренные, запеченные. Яблоко, апельсин, мандарин сваренное (варенье, компот), можно есть не варить (салат). Яблоки и груши кладут в пирог (запеченные). |
6 | Угадай, чей голосок? | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. |
7 | Волшебный сок – из красок.
| Учить детей окрашивать воду в цвет соответствующий цвету того или иного цвета; обогащать и активизировать словарь; развивать связную речь, внимание детей; воспитывать инициативность, сообразительность. | Это сок из апельсинов- апельсиновый, Какого он цвета? Это сок из помидор- томатный сок, какого он цвета? Красного цвета. Давайте сделаем сок в наших стаканчиках. |
8 | Что растворяется в воде?
| Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, растворяется, не растворяется. |
9 | Умный нос. | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа.
| Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
10 | В какую бутылку быстрее нальётся вода?
| Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. | ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. |
11 | Лёд – вода.
| Развивать представления о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете; формировать действия превращения
| Лед, вода, тарелка, стакан, зимой вода замерзает, потому что холодно, мороз. Лед превращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед пре- вращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода. |
12 | Изготовление цветных льдинок.
| Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
13 | Свойства воды.
| Дать представления о свойствах воды: не имеет запаха, вкуса, цвета, растворитель; развивать способности к преобразованию. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет, прозрачность, льется, без запаха, выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита, может менять вкус, если добавить в нее различные продукты (сахар, соль, лимон). Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
| Вода, краски, прозрачная, меняет цвет, синий, красный, желтый, растворяются в воде. Налей воду, возьми краску, опусти кисточку с краской в стакан, аккуратно, молодец. Банка стеклянная, вода, поднос, воронка, перчатка резиновая, надувной шарик, стакан узкий, пакет целлофановый.Вода, соль, лимон, сахар, сладкий вкус, соленый, кислый. Положи, возьми, попробуй, Скажи, какой вкус? Вода без вкуса. |
14 | Мой весёлый, звонкий мяч.
| Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.
|
15 | Воздух и его свойства.
| Формировать представления о воздухе и его свойствах. Развивать способности к преобразованию.
| Игрушка, тазик, вода, воздух, пузырьки, надуйте шарик, отпустите пальцы, выходит воздух, воздух невидимый. |
16 | Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
| Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. |
17 | Воздух вокруг нас.
| Закреплять представления о воздухе и его свойствах. Формировать представления о значении воздуха для практических целей человека. Материал.
| Стакан, вода, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. |
18 | Свойства дерева и металла. | Знакомить детей со свойствами дерева и металла. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них, развивать экологическое сознание, наблюдательность, любознательность, видеть взаимосвязи человека и окружающего мира. Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, желание обследовать предметы и делиться выводами с товарищами. | Ложка, вилка, гаечный ключ, кубик карандаш, палочка. Вода, тяжелый, легкий, деревянный предмет, металлический. Тонет в воде, плавает – легкий. Дерево теплое, а металл – легкий. Металл тяжелый, а дерево – легкий. Дерево горит, а металл не горит. Металл тверже дерева, а дерево мягче. Металл холоднее дерева, а дерево теплое Дерево легче металла, а металл – тяжелее. |
19 | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм описания свойства материала. |