Проект "Хлеб - всему голова"
проект (старшая группа)

Мударисова Гульназ Фасимовна

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольная группа

МБОУ СОШ с. Старокуктово

Проект на тему:

«Хлеб — всему голова»

http://okartinkah.ru/smimg/hleb-kartinki-dlya-detey-1785/hleb-kartinki-dlya-detey-6.jpg

Старшая группа

                                                              Воспитатель: Мударисова Г.Ф.

                                                                               

Паспорт проекта

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный, с 22.04.19 г. По 30.04.19 г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность.

Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство.

Актуальность данного проекта заключается в том, что многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.

Цель: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношение к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

Формы реализации проекта

Деятельность педагога:

• беседы

• познавательные рассказы воспитателя

• интегрированные занятия

• чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки о хлебе и хлебобулочных изделиях)

• использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки)

• использование презентаций и видео материала

• прослушивание музыкальных произведений

• сюжетно-ролевые игры

• организация экскурсий, походов, целевых прогулок

• организация конкурсов

Деятельность детей:

• экспериментирование;

• прослушивание музыкальных произведений

• речевые игры, описательные рассказы

• дидактические игры с предметными картинками

• подвижные игры

• художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка)

Беседы

 О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу;

«Как хлеб на стол пришел»,    

«Берегите хлеб».

     Проговаривание скороговорок о хлебе

     Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

     Хорош пирожок - внутри творожок

     Саша любит сушки, Соня - ватрушки

     Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Чтение художественной литературы

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка»,  «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич  «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»,  В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб».

Рассказы: В. А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; А. Лопатина.

Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализованная деятельность)

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

4. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Экскурсия на пищеблок «Как готовится тесто»

Исследовательская деятельность

Сравнивание зерен (ржи, пшеницы, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность

 Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);

 Выращивание семян (ржи, пшеницы, овса);

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Конкурс рисунков «Хлеб - наше богатство».

Дидактические игры

1. «Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

2. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

4. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)

5. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

Загадки

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом"

(Зерно)

"Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет".

(Комбайн)

"Ходит полем из края в край, режет черный каравай".

(Плуг)

"Всем нужен, а не всякий сделает"

(Хлеб)

"Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит".

(Трактор)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Интегрированное занятие в старшей группе

на тему «Хлеб всему голова».

Программное содержание.

   Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

   Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

   Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

   Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

   Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа.

Беседа о сборе урожая хлеба;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Ожидаемые результаты.

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

     Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношение к хлебу

Ход ООД.

        

Воспитатель. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить, по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Дети.  Хлеб

     Воспитатель. - А что вы знаете о хлебе?

     Дети.  Хлеб - это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.

    Воспитатель.  Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят « Земля матушка, а хлеб батюшка».

А какие пословицы  о хлебе вы знаете?

    Дети.

«Хлеб - всему голова»

«Плох обед, когда хлеба нет»

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»

«Не в пору обед, когда хлеба нет»

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют»

     Воспитатель. Ребята, вот и сегодня к нам в гости пришло пшеничное

Зёрнышко,  чтобы вместе с вами вспомнить, как у нас на столе появился хлеб.

Кто мне подскажет, как называются люди,  которые выращивают хлеб?

     Дети.  Хлеборобы

     Воспитатель.  Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его…

Дети.  Тракторист.

Воспитатель. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель. Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети. Комбайнёр.

Воспитатель. Что же делает комбайн?

Дети. Собирает колосья.

Воспитатель.  Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети.  На мельницу.

Воспитатель.  Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети.  На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель.  Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй. (2 раза)

Воспитатель. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.

 А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети.  Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель. А как все эти продукты можно назвать одним словом?

Дети.  Хлебобулочные изделия.

Воспитатель.  Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Ребята,  а  загадки разгадывать умеете? 

Белая беляна, 
По полю гуляла, 
Домой пришла, 
По рукам пошла. (Мука) 

Может и разбиться, может и свариться, 
Если хочешь - в птицу может превратиться. (Яйцо) 

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! (Вода) 

Отдельно -  не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна,

В воде родится, но воды боится. (Соль) 


    Воспитатель.  Все эти продукты вы отгадали правильно и они появились у нас на столе. (На столе стоят – мука, вода , соль, яйца). Если их перемешать, что получится? (На столе 2 ёмкости). 
    Дети.  Тесто. 
    Воспитатель.  Ну, конечно же это – тесто! (достаю готовое солёное тесто из другой ёмкости).  Самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих пекарей и каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста, вспомните, что продаётся в магазинах, что мы раньше рассматривали? Может вы придумаете свой оригинальный пирог? Только мы будем лепить из солёного теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя! Они используются как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в магазин. Приступайте к работе.  (Напомнить детям, что приёмы лепки из теста те же, что для лепки из пластилина). 


     Воспитатель.  Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили так много хлебобулочных изделий. 

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...