КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
МУЗЫКАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Составила:
Музыкальный руководитель: Нохрин Г.Г.
Проведено: 25.09.2020 г.
Заместитель заведующего по УВР
/ Кузьмич А.А./
г.п. Калининец
2020 г.
Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.
Математические знания для детей дошкольного возраста представляют собой элементарные основы знаний, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.
Для развития математических способностей в помощь педагогам предлагается использование с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
- Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу. Например:
Игра с матрешками.
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)
- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек?(4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.
- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)
- Матрешки решили танцевать
Песня «Мы матрешки вот такие крошки».
Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.
Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.
Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Использование на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма ( "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п).способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими. Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”, «Путаница»).
Игра «Угадай инструмент»
Воспитатель открывает коробку, сообщает про инструменты и просит отгадать их по звучанию.
- На какую фигуру похож барабан? (круг) - Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы.
- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо)
Просим, чтобы кто-то из детей сыграл громко и тихо.
- А сейчас на чем играю? (На бубне)
- Бубен какой формы (Круглой)
- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику) Сколько бубнов вы видите? (Один, порядковый счет)
- Назовите еще предметы круглой формы (ответы детей)
Воспитатель достает треугольник.
- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).
Предложить детям поиграть на треугольнике.
Можно также развивать у детей навыки ориентировки в пространстве, формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения"
Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"
Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:
Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Музыка поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».
Литература
1.Ерофеева Т.И. И в шутку и всерьёз. Дошкольное воспитание 2001 г. № 10
2.Кононова Н.Т. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.М.Просвещение.1982 г.
3. Метлов Н.А. Музыка-детям. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада.М.1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ПРИМЕНЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РИСОВАНИЮ»
Консультация...
Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»
Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сред...
Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...
Консультация для педагогов Роль дидактической игры в обучении детей рисованию
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. ...
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ»
laquo;Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ» консультация дл педагогов...