КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
материал

Глеб Геннадьевич Нохрин

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gleb_muz_mat.docx459.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

МУЗЫКАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

                                     

                             

                                                                                   

                                                                                       

                                                                                Составила:

                                   Музыкальный руководитель: Нохрин Г.Г.

                                                                                Проведено: 25.09.2020 г.

                                                                                Заместитель заведующего по УВР      

                                                                                                                           / Кузьмич А.А./

г.п. Калининец

2020 г.

  Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.

  Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.

   Математические знания для детей дошкольного возраста представляют собой элементарные основы знаний, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.

  Для развития математических способностей в помощь педагогам предлагается использование с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

  • Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу. Например:

Игра с матрешками.

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)

- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек?(4) Развивать  навыки счета предметов от 1 до 5.

- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)

- Матрешки решили танцевать

Песня «Мы матрешки вот такие крошки».

Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.

  Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.

  Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.

  Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым  усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

  Использование на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма ( "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п).способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким,  звуки  бывают высокими и низкими. Подвижная  музыкальная  игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление  навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”). Используются  так  же  игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”, «Путаница»).

Игра «Угадай инструмент»

Воспитатель открывает коробку, сообщает про инструменты и просит отгадать их по звучанию.

- На какую фигуру похож барабан? (круг) - Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы.

- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо)

Просим, чтобы кто-то из детей сыграл громко и тихо.

- А сейчас на чем играю? (На бубне)

- Бубен какой формы (Круглой)

- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику) Сколько бубнов вы видите? (Один, порядковый счет)

- Назовите еще предметы круглой формы (ответы детей)

Воспитатель достает треугольник.

- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).

Предложить детям поиграть на треугольнике.

  Можно также развивать у детей навыки ориентировки в пространстве, формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения"

Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"

Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:

Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.
 

  Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются,  закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

  Музыка поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.

  А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Литература

1.Ерофеева Т.И. И в шутку и всерьёз. Дошкольное воспитание 2001 г. № 10

2.Кононова Н.Т. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.М.Просвещение.1982 г.

3. Метлов Н.А. Музыка-детям. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада.М.1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»

Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья сред...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Консультация для педагогов Роль дидактической игры в обучении детей рисованию

Консультация для педагогов   «Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. ...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ»

laquo;Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ» консультация дл педагогов...