Консультация для педагогов «Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике

Афанасьева Юлия Вячеславовна

«Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ» консультация дл педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ»

Подготовила:

Учитеь-дефектолог - Афанасьева Ю.В.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, внимание, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают ига.

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников и один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ я использую игровые технологии, которые содержат четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

При подборе игр для детей с ОВЗ стараюсь учитывать следующие требования: одно из основных - наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта, соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития. Подбор игрового материала с постепенным усложнением. Соответствие коррекционной цели занятия. Учет принципа смены видов деятельности. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником. К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении детей с ОВЗ.

Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника. Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития.  

Применяю игры:

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие знаний,  умений и навыков.

Кубики Никитина «Сложи узор».

Цель: Формировать умение составлять рисунок по схеме или образцу, анализировать, синтезировать, комбинировать. Развить внимание, пространственное воображение, графические способности.

Логические блоки Дьеныша.

Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.

Квадрат Воскобовича.

Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, развитие пространственное воображение и тонкой моторики, счетных операций, основой для моделирования.

«Дары Фрёбеля»

Цель: формировать сенсорные навыки и предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, элементарные математические представления, формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.

Интерактивные игры 

ООО «Мерсибо»,

Цель: развитие памяти, внимания, представления об окружающем мире. 

Воспитывающие:  воспитание  здорового образа жизни, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности.

   «Уроки тетушки Совы» - азбука безопасности (мульт школа)

Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности, формирование знаний и представлений о предметах и явлениях  окружающей  действительности.

«Четвертый лишний»,

«Времена года»,

«Математический тренажёр»,

«Пальчиковые тренажеры»,

«Разноцветные колпачки»,

 «Опасно и безопасно»,

«Слова перевёртыши»,

«Подбери по цвету»  и т д….

Игра "В саду у бабушки растут…"

Цель: развитие внимания и памяти.

Описание: Взрослый начинает эту игру: "В саду у бабушки растут Яблоки. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь. "В саду у бабушки растут Яблоки и Груши. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

В этой игре неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра «Овощи, мебель, цветы» 

Цель: развитие образно – логического мышления, внимания, создание положительного настроя.

Описание: Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз. Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети. Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; саморегуляция; обучение общению.

Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

Игра: «Я сегодня вот такой» 

Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В таких  играх дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Можно выделить несколько видов дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Данный вид способствует закреплению учебного материала. Ярким примером является викторины, кроссворды.

2. Игры-путешествия. Эти игры так же направлены на закрепление пройденного материала, но выражаются в виде дискуссий, рассказов.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Характерной чертой является то, что ученики соревнуются, разделившись на команды.

Особенности применения игровых технологий для детей с ОВЗ:

Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.

Можно выделить несколько видов дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Данный вид способствует закреплению учебного материала. Ярким примером является викторины, кроссворды.

2. Игры-путешествия. Эти игры так же направлены на закрепление пройденного материала, но выражаются в виде дискуссий, рассказов.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Характерной чертой является то, что ученики соревнуются, разделившись на команды.

Можно выделить несколько основных функций игры:

развлекательная - это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие;

коммуникативная - ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения;

функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения;

игротерапевтическая функция, то есть способствует преодолению различных трудностей;

диагностическую функция - помогает выявить различные отклонения от нормы;

функция коррекции - является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность.

Также можно выделить некоторые характеристики педагогических игр: четко заданная цель, учебно-познавательная направленность, возможность подведения итогов и оценивания, педагогический результат, который соответствует цели.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Использование игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственно образовательной деятельности".

Консультация для педагогов.Об использовании игровых техноологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственной образовательной деятельности....

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"

Материал рассчитан на  оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте  через игровую деятельность....

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий при обучении дошкольников математике»

ull;Важность темы обусловлено тем , что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей , вызывают интерес к процессу познанию и облегчают процесс усвоения з...