Детская одарённость.
статья (старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с одарёнными детьми.

1. Сущность понятия одарённости.

        Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одарённый ребёнок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

      На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одарённости еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одарённости. 
       Одарённые дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то

одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех

прочих отношениях. Однако, как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей.

       Особенности одарённых детей.

       Большинству одарённых детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одарённых детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одарённые дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. 
         Одарённых детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одарённые дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одарённым детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одарённые дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные

понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активи-

зации умственных способностей. 
        Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. 
       Одарённость ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

        Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребенок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший к тому, что он «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребёнком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одарённым.

     Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребенок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).

2.  Типы и виды одарённости.

         Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

    Качественные характеристики одарённости выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одарённости позволяют описать степень их выраженности.

      Среди критериев выделения видов одарённости можно назвать следующие:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики.
  2. Степень сформированности.
  3. Форма проявлений.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

     По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одарённости осуществляется в рамках основных видов деятельности с учётом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во

внимание качественное своеобразие каждого из них).

    К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одарённости:

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремёслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую,

сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.

  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость.
  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одарённость,

          которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении      

          людям.

       Каждый вид одарённости предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одарённость обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одарённости по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

        Особенности личности одарённого ребенка

      Различия в одарённости могут быть связаны как с мерой проявления признаков одарённости, так и с оценкой уровня достижений ребёнка. Разделение одарённости по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одарённость, со средней возрастной нормой достижений.

     О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одарённостью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

       Поэтому при градации одарённости следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой чёткой грани) на одарённость с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

        Гармоничный и дисгармоничный типы развития. 

         Одарённость с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одарённые дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

      Другое дело — одарённые дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одарённости, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одарённости, как таковой.

       Процесс становления одарённости таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

         Особенности личности одарённых детей с гармоничным типом развития

        Качества личности

        Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одарённых детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

     Эти дети, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одарённость принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одарённых детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одарённых учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

        Учитывая эти особенности одарённых детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребёнку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одарённый ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

          Для значительной части одарённых детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребёнок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.

          Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одарённости, в ее содержании. Некоторые типы одарённости педагог знает и хорошо видит, а другие – не только не видит, но и активно отрицает.

     Типы одарённости, которые легко увидеть.

1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый                                      интеллектуальный тип одарённости. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одарённости точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

      Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одарённости:

  • когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
  • высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.

      Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно,

интересов. Как правило, при этом типе одарённости отмечается устойчивая

система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одарённости представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одарённости, который принято называть “академическим”. При этом типе одарённости достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно лёгким, а в ряде случаев даже приятным.

3. Художественный тип – этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

        Указанные выше три типа одарённости сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одарённости, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряжённой, когда безусловно и ярко одарённого ребёнка педагоги считают слабым, бесперспективным.

         В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или                     творческой одарённости.

4. Креативный тип. 

         Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одарённости с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая некомфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одарённости, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одарённости много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одарённости, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая                                               лидерская, или социальная одарённость. Такая одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость, по мнению многих исследователей, предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.

6. Психомоторная или спортивная одарённость. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.

3. Методы развития одарённости у дошкольников.

     Факторы, способствующие адаптации окружающей среды учреждения к особым потребностям детей с предпосылками одарённости.

       Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы создания комфортной среды:

  • развитие чувства защищённости у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребёнка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное распоряжение ребёнка, с целью развития его любознательности;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление ребёнку возможности активно задавать вопросы;
  • отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одарённости в семьях воспитанников.

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребёнка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребёнку.
  3. Содействие развитию личности ребёнка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одарённых детей.

 Практическая работа с детьми

Формы работы с одарёнными детьми:

  • кружки по интересам
  • конкурсы, викторины
  • спортивные состязания
  • выставки прикладного искусства
  • индивидуальные выставки
  • исследования динамики развития
  • оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка
  • проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руково-дством руководителей кружков.

Интернетисточники

http://festival.1september.ru/articles/606761/

http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor

http://studme.org/1132090424158/pedagogika/diagnostika_detskoy_odarennosti

                                        Приложение

Сводная таблица методик диагностики общей одарённости и способностей детей.

п/п

Название методики

Автор

методи-ки

Цель методики

Условия проведения

Предполагаемый результат

1.

Анкетиро-вание для определе-

ния склоннос-тей и интересов ребёнка

Савенков А.И.

Поучение первичной информации о характере  направлен-ности интересов, способнос-тей ребёнка. Систематизация представле-ний о способностях и интересах детей.

Первый этап – анкетирование родителей;

Второй этап – анкетирование воспитателей

Вопросы анкеты определяют склонности ребёнка по шести сферам. Количество плюсов и минусов по вертикали определяют степень выраженности  интересов.

Информация о характере и направлен-ности интересов, способнос-тей ребёнка.

2.

Методика диагности-ки

общей одареннос-ти «Интеллектуальный портрет»  

Савенков А.И.

Сложная сумма психических характерис-тик и составляет основу личностного потенциала ребёнка и позволяет выявить

детей с врожден-ными задатками и способностя-ми.

Таблицы личностных характеристик детей заполняются методом «полярных баллов» воспитателями и специалистами по трём группам:

1. Умственное

развитие;

 2. Личностное развитие;

 3. Интегративные характеристики.

В результате мы получаем «портрет личностного потенциала ребенка», позволяющего отнести его к группе детей с общей

одарённо-стью. Проследить динамику развития тех, или иных качеств, отображая это графически.

3.

Междуна-родный тест уровня развития творческо-го мышления (фигурная форма)

П.Торренса

Определение уровня творческого мышления

Проводится индивидуально, либо подгруппой, при  условии исключения общения детей между собой.

Получаем оценку беглости, оригиналь-ности и разработан-ности творческого мышления ребёнка.

Тест позволяет оценивать развитие  уровня творческого мышления в динамике.

4.

Тест - анкета предраспо-ложеннос-ти ребёнка к различным видам деятельно-сти

Ада Хаан, Г.Каф

Выявление предрасположенности  и способнос-тей ребенка к различным видам деятельнос-ти.

Ответы на 6-9 вопросов по 8блокам отражают основные сферы деятельности  людей (музыкальную, художественную, литературную, интеллектуаль-ную, спортивную)

Информация помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребёнок в большей степени.

5.

Тест «Рассказ»

Исследова-ние и оценка творческого воображе-ния, оригинальности на языке творческого рассказыва-ния.

Предложить ребёнку придумать сказ-ку, опираясь на ряд требований. Оценивается по схеме.

Оценка творческого воображе-ния

6.

Тест «Какая игрушка»

Оценка оригинальности высказыва-ний

Предложить ребёнку за 2-3 минуты назвать как можно больше определений игрушки. Оценивается количество ответов и их оригинальность

Оценка оригинальности высказыва-ний.

7.

Тест «Дорисуй фигуры»

Исследова-ние творческого воображения

Ребёнку предлагается, нарисовать как можно больше изображений с фигурами.

Оценка творческого воображе-ния.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Что такое детская одарённость

Данный материал представляет собой конспект выступления на методическом объединении и содержит  сведения по вопросу детской одарённости и работе с родителями одарённых детей....

Детская одарённость в художественно творческой деятельности дошкольников.

Данный материал поможет воспитателям при работе с одарёнными детьми по изо деятельности....

Доклад на тему: "МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ"

Одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представ...

Детская одарённость

Одарённость-норма или патология?...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...