Доклад на тему: "МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ"
консультация на тему

Каштанова Анна Васильевна

Одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одарённого ребёнка подобно кропотливому поиску крупиц золота. И чтобы выявить одаренность ребенка  наравне с тестами необходимо использовать различные методы: наблюдение, беседу, анализ продуктивной деятельности и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vyyavleniya_detskoy_odaryonnosti1.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

         МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ   ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

       (Выступление на методическом объединении)

                                                                    Воспитатель:

                                                                     Каштанова А. В.

 

 Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одарённость. Сторонники одной из них считают, что одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одарённого ребёнка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

   Однако представители различных направлений сходятся в мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одарённость», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одарённости и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз.

   В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одарённости. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации.

   Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребёнка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.

   Обычно диагностика одарённости проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах ДОУ и «центрах для одарённых». Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования. Условия же приёма в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.

   В нашей стране длительное время тесты были почти под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и  качестве адаптации западных тестов, а также на обучении квалифицированных специалистов – диагностов. За последние десятилетия вышел ряд работ, в том числе и учебных пособий, посвящённых проблемам психодиагностики, были опубликованы многочисленные варианты созданных на западе тестов.

   Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одарённости. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования методов оценки способностей, установления зависимости результатов тестирования от социально – культурных факторов, деятельности испытуемых, специфики тех практических задач, для решения которых используется диагностические процедуры.

   Известны основные требования к построению и проверке методик:

  1. Стандартизация – единообразие процедуры проведения и оценки результатов;
  2. Надёжность – устойчивость результатов при повторении опыта на одних и тех же испытуемых;
  3. Валидность – пригодность для измерения именно того, на что направлена методика.

   Однако даже квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от совершения ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одарённости.

   Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо чётко представлять себя, что именно он измеряет, следует ли  под одарённостью понимать некий единый феномен, который можно измерить целиком, или же это многоаспектное явление,  требующее различных измерительных процедур. Наравне с тестами необходимо использовать и другие методы: наблюдение, беседу, анализ продуктивной деятельности и т. д.

   Чтобы увидеть подлинные творческие способности (креативность) детей,  им нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира. Это могут быть нестандартные темы занятий, особые творческие задания, исследовательские проекты, что в обычном ДОУ не представляется возможным из –за неоднородного контингента детей и усреднённой программы обучения. Педагог, чтобы оценить оригинальность, не шаблонность одарённых детей, должен сам обладать если не креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жёстких  стереотипов в мышлении и в работе. В массовой системе обучения достичь этого очень трудно. Такая система обучения возможна только при сугубо индивидуальных условиях, в которых будут работать специально подготовленные для работы с одарёнными детьми специалисты. Это вариативная система семейного образования.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...

Презентация и доклад на тему "Методы развития речи"

Доклад к педагогическому совету,сопровождаюийся презентацией....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Доклад на тему: “Метод моделирования”

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Одними из самых аффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математи...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная  исследовательская, познавательная, игровая, творческая , продуктивная деятельност...

ДОКЛАД на тему «Методы и приемы обучения развития речи младших дошкольников»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, ...