Взаимодействие педагога-психолога с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания
статья
В статье раскрывается вопрос актуальности организации на базе МБДОУ адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, особенности их психолого-педагогического сопровождения, взаимодействия педагога-психолога с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Братчина
педагог-психолог
МБДОУ д/с № 88
г. Белгород, Российская Федерация
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности организации на базе МБДОУ адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, особенности их психолого-педагогического сопровождения, взаимодействия педагога-психолога с семьей.
Ключевые слова: группа кратковременного пребывания, адаптация, ранний возраст, игровые сеансы.
За последние несколько лет во всех регионах России значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ.
Многие родители с тревогой ожидают момента поступления ребенка в детский сад. Они беспокоятся за своего малыша, переживают за то, как он привыкнет к незнакомому помещению, к новым требованиям. Не принесет ли это стресс малышу? Конечно, любое привыкание успешно, когда оно происходит постепенно, мягко. И группа кратковременного пребывания выполняет в полной мере эти условия.
Итак, группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
В настоящее время существует огромный спрос на адаптационные группы кратковременного пребывания для детей преддошкольного возраста. Это связано, во-первых, с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, и, во-вторых, пониманием родителями важности успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Одной из главных задач функционирования адаптационной группы кратковременного пребывания помимо содействия всестороннему развитию детей раннего возраста, их социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения, является и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей [1, с. 19].
В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ близкое сотрудничество с семьей является решающим фактором. Так как известно, что семейное воспитание оптимально для маленького ребенка, потому что любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка, его хорошего эмоционального самочувствия. Тем не менее, не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все находят нужные педагогические воздействия. Очень часто взрослые просто не умеют или не считают нужным играть с детьми или придумать какую-либо совместную деятельность. В рамках адаптационной группы кратковременного пребывания педагоги имеют возможность помочь семьям с маленькими детьми.
Модель адаптационной группы кратковременного пребывания рассчитана на совместную работу родителей с детьми и педагога. Работа в группе спланирована так, что родители детей - это активные участники образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели. Они, присутствуя с ребенком в группе, выполняя с ним задания, участвуя в игровых сеансах, лучше узнают своего малыша. Появляется возможность увидеть, понять, в чем их ребенок успешен и какие у него есть трудности. Кроме того, родители, наблюдая работу педагога с детьми, и сами обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими малышами.
В работе педагога-психолога в группе кратковременного пребывания предполагаются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка.
Положительным является то, что в условиях функционирования группы родителям предоставляется возможность непосредственно общаться с педагогом-психологом, получать необходимую им информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. Кроме того, в группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. И родители получают возможность практически освоить наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, применяя рекомендации специалиста, они обмениваются собственным педагогическим опытом.
Родителям оказывается помощь и в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка; предлагается методическая и детская художественная литература из библиотеки ДОУ.
Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.
Таким образом, родители, посещая группу кратковременного пребывания, взаимодействуя между собой и с опытными педагогами, получают возможность познать своего ребенка, получить определенные знания и умения необходимые для успешного воспитания своего малыша.
Список используемой литературы
1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. М.: Айрис, 2004. 176с.
2. Микляева Н.В. Группы кратковременного пребывания Педагогическое сопровождение. М.: ТЦ – Сфера, 2009. 96с.
© Братчина А.А, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей группы кратковременного пребывания как средство успешной социализации к ДОУ"
Из опята работы по организации групп кратковременного пребывания в ДОУ...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей группы кратковременного пребывания как средство успешной социализации к ДОУ"
В статье обобщен опыт по организации работы с детьми, посещающих группу кратковременного пребывания...
«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках психолого – педагогического сопровождения дошкольников»
Внутренняя коррекционная служба ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная организаци...
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...