Создание ситуации выбора
материал

Гасанова Татьяна Владимировна

Создание ситуации выбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Уважаемые коллеги, добрый день! Тема сегодняшнего мастер-класса выбрана не случайно. С 01 января 2014 года мы реализуем ФГОС ДО, в фундамент которого положены современные подходы дошкольного образования, основанные на конструктивистском или социо-конструктивистском понимании образования. Принципы индивидуализации образования красной нитью проходят через новый образовательный стандарт.

Есть замечательное определение слову СОПРОВОЖДЕНИЕ - это значит следовать рядом, вместе с кем-то. В нашем случае это РЕБЁНОК, воспитанник дошкольной образовательной организации.

Создание ситуации выбора способствует развитию самовыражения ребёнка, переходу от первичного состояния к новому, более качественному.

Как создать ситуацию выбора, чтобы развить такие личностные качества, как самостоятельность и инициативность? Что же такое ситуация выбора?

Основная идея - показать вам, как возможно постоянно создавать условия выбора для воспитанников во время их нахождения в детском саду.

Формат мастер-класса нетрадиционный – свой опыт представят 4 педагога, они познакомят вас с приёмами, которые применяют в своей образовательной деятельности для создания ситуации выбора в различных видах детской деятельности.

Создание ситуации выбора при организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста (Брылевская Е.С., воспитатель группы раннего возраста)

Работа осуществляется в трёх направлениях образовательной деятельности.

В организованной образовательной деятельности «Рисование» детям предоставляется право выбора материала: краски, карандаши, мелки и т.д. Дети самостоятельно принимают решение, каким материалом воспользоваться в своей работе. Возможен вариант использования и всего материала сразу. В организованной образовательной деятельности «Лепка» дети могут выбирать не только материал, но и приёмы лепки: скатывание и прилепливание мелких деталей или прищипывание и вытягивание из основного куска.

В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, например Дидактической игре «Рисуем верёвочкой» детям предоставляется возможность выбора другого или дополнительного дидактического материала: пуговицы, счётные палочки, спички и т.д. Здесь ребёнок может проявить не только самостоятельность, но и инициативу- предложить другим детям  создать коллективный рисунок из всего дидактического материала. Также самостоятельность и инициативность может проявиться у детей в играх со строительным материалом. Во время игры с конструктором LEGO перед детьми возникает задача – строительство берлоги для медвежат. Детям необходимо подобрать строительный материал соразмерно предложенным игрушкам. Построив «домики»  медвежатам дети проявили инициативу и построили домик для себя из модулей.

В самостоятельной  деятельности детей с использованием развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей наиболее подходящими являются сюжетно- ролевые игры. Здесь ребёнок  самостоятельно принимает на себя роли, использует нужный для игры материал. Для развития сюжетно- ролевой игры «Дом», в которой дети устроили чаепитие для кукол, я предложила им сварить куклам кашу для завтрака.  Задала наводящие  вопросы детям «Что для этого нужно?» Спросила у детей «Где можно приобрести продукты?»  Необходимые для каши продукты было решено купить в магазине. Для этого нам потребовался продавец. Проявив инициативу, роль продавца взяла на себя Настя. Закупив все необходимы продукты, дети вернулись на «кухню», инициативу быть поваром взяла на себя Алёна, остальные ей помогали. Сварив кашу, дети накрыли на стол и принялись кормить кукол. Игра продолжилась без участия педагога.

Для начала сюжетно-ролевой игры «АЙБОЛИТ» я решила создать условия, обратив внимание детей на плюшевого мишку, который заболел. Дети в это время были заняты другими играми.  Заинтересовавшиеся мишкиной болезнью дети тут же включились в игру, предлагая разные варианты лечения. Уложили мишку в кроватку и вызвали врача. Быть врачом вызвалась Василиса. Врач осмотрел мишку, измерил ему температуру и дал лекарство, рекомендовав строгий постельный режим. И хотел было уйти, как вдруг в нашей группе разболелись дети. Врач осмотрел детей и отправил их на процедуры. Игра продолжилась без участия педагога.

По итогам проделанной работы, я сделала вывод: при создании условий для развития самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста педагогу необходимо только лишь направлять детей в их деятельности и создавать условия выбора материала. Ни в коем случае не нужно давать алгоритма действий, принимать на себя роли или пытаться вмешиваться в процесс игры, ломая сюжет выбранный детьми.

 Создание ситуации выбора в процессе совместного планирования деятельности (Родионова В.М., воспитатель старшей группы)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. В процессе организации образовательной деятельности мы предоставляем детям возможность выбора в разных видах деятельности, разных ситуациях. Я познакомлю вас сегодня с формой работы «Паутинка», которую предложила ученый и педагог Лидия Васильевна Свирская, где детям в полной мере предоставляется возможность выбора при совместном планировании деятельности.  Результатом деятельности является «Паутинка» - совместный план,  намеченный детьми.  

В первой половине дня после завтрака или во второй половине дня после дневного сна в «кругу» мы сообщаем детям тему, которую вскоре будем изучать (согласно комплексно-тематическому планированию). Активизируем деятельность детей, используя  модель трех вопросов: «Что мы знаем о…..?», «Что хотим узнать?», «Что можем сделать?», предлагаемые ответы фиксируем в таблице, указываем автора каждой идеи.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что можем сделать?

 

Далее на приготовленном листе - «Паутинке» (формат А-3) мы с детьми будем планировать деятельность в соответствии с теми идеями, которые они предложили: мы обсуждаем, какой материал можно поместить в центры детской активности, какими делами заняться, чтобы ответить на наши вопросы. В центре листа пишем тему, названия центров. Всё пишем  печатными буквами, для того чтобы дети сами могли прочесть, а для маленьких детей  можно использовать картинки или символы. Обязательно подписываем автора идеи. Чтобы идеи были реализованы, мы создаем условия: утром или вечером наполняем центры активности наглядно-дидактическим и игровым материалом. В этом могут помогать дети, которые рассказывают потом всем остальным, какие новые материалы появились в группе.

В результате  мы получили включенность детей, получился общий план на определенный период (несколько дней, неделя, 2 недели) – это «Паутинка». «Паутинку» помещаем на видное место,  дети сами отмечают, какие идеи  уже реализованы, красным кружком. И немало важно, что после работы над темой мы подводим итог – сбор материала (рисунки, поделки, исследовательские проекты, книги и т.д.). Дети сами оценивают свои успехи, достижения.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. Сейчас я вам предлагаю объединиться в две компании и заполнить модель трех вопросов по   теме «Животные и растения разных климатических зон»  (Педагоги работают в компаниях, представляют свои модели).

Второй этап - это планирование «Паутинка», предлагаю в ваших компаниях совместно запланировать набор дел в соответствии с моделью трех вопросов (Педагоги работают в компаниях, представляют свои «Паутинки»).

Создание ситуации выбора в процессе реализации творческого проекта (Носарева Т.А., воспитатель подготовительной к школе группе)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. С приближением новогодних праздников у нас возникла необходимость соблюсти ежегодную традицию: украсить группу к Новому году. Дети с радостью откликнулись, ведь для них это был не первый опыт: в прошлом учебном году мы украшали музыкальный зал к празднику 23февраля. Тему украшения группы мы решили связать с темой нашего мини-музея, поэтому сформулировали её следующим образом: «Как животные и птицы Красноярского края справляют Новый год». Идей было много. Например:

  • снежинки водят хоровод вокруг ёлки;
  • белки и птицы украшают ёлку шишками, желудями, грибами, конфетами, звёздами, шарами;
  • животные и птицы украшают себя игрушками – новогодний наряд;
  • гирлянда из птиц;
  • Дед Мороз с тортом, Снегурочка, животные и птицы Красноярского края водят хоровод вокруг ёлки, на которой сидит обезьяна.

После того, как ребята презентовали свои идеи, запечатлённые в рисунках, перед голосованием  был особо выделен момент: каждый ребёнок голосует за идею, исключая человеческие взаимоотношения. Голосование прошло в два этапа: так как 2 идеи на 1 этапе набрали одинаковое количество голосов, поэтому 2 тур был посвящён только им.

Для оживления идеи-победительницы: Дед Мороз с тортом, Снегурочка, животные и птицы Красноярского края водят хоровод вокруг ёлки, на которой сидит обезьяна; ─ дети объединились в группы. Это объединение происходило по двум критериям: что я хочу делать, и могу ли я это сделать,─ которые оценивали дети самостоятельно. При смене этапов творческой работы дошкольники переходили из одной группы в другую по собственному желанию с условием, что они доделали свою предыдущую работу.

Когда наступил момент: нужно вырезать ёлочные игрушки и снежинки,─ дети, объединившись в группы, пришли к выводу, что вырезать снежинки они не умеют. Только одного Максима мама научила вырезать их дома. В свою очередь Максим предложил всех желающих из своей группы научить этому важному делу, взяв по моей просьбе под контроль каждую снежинку.

Когда мы воплощали идею-победительницу (Дед Мороз с тортом, Снегурочка, животные и птицы Красноярского края водят хоровод вокруг ёлки, на которой сидит обезьяна), то по инициативе ребят произошло смешение идей, путём обогащения главной: а именно, животные и птицы тоже оделись в новогодний наряд, украсив себя игрушками. Параллельно и спонтанно с подачи детей в приёмной мы решили воплотить идею: снежинки водят хоровод вокруг ёлки. Она плавно перелилась в детскую инициативу: украсить ёлочку в приёмной снежинками из фантиков от конфет.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. Воспитатель предлагает коллегам поучаствовать в некоторых этапах реализации творческого проекта «Новогодний наряд Снегурочки», который является своеобразным продолжением предыдущего. Педагогам демонстрируется видеоролик, где дети презентуют свои идеи, запечатлённые в рисунках. После этого воспитателям предоставляется возможность выбора: с помощью счётных палочек они голосуют за одну из понравившихся идей. Далее педагоги объединяются в 3 группы для дальнейшей творческой работы. При этом используется игра на классификацию («Виды искусства»), во время которой коллеги выбирают понравившуюся им карточку. После этого каждой группе даётся своё творческое задание:

  1. нарисовать Снегурочку;
  2. создать головной убор;
  3. сделать шубку.

Для реализации этих заданий группам предлагаются на выбор разные материалы: белая бумага, краски, гуашь, фломастеры и цветные карандаши или цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Выполняя творческое задание, педагогам предоставляется возможность выбора при распределении частей работы и при необходимости выбора напарника.

В итоге получается Снегурочка, одетая в новогодний костюм, наподобие игры «Наряди куклу».

Создание ситуации выбора у детей младшего дошкольного возраста в игре (Корнилова Е.Ю., воспитатель младшей группы)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, является основной формой реализации Программы, успешно используется при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. 

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учитывая все принципы (вариативность, доступность, безопасность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность) и  организовать ее таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, его склонности, интересы. (Учет индивидуальных особенностей и интересов детей для того, чтобы ребенок мог сделать выбор).

В своей работе с детьми мы используем следующие виды игр. Условно их можно разделить на 2 группы.

Первая  группа - это игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Во время таких игр дети могут выбирать по желанию  карточки - игровые поля, картинки, фишки, жетоны, а также проявить инициативу и выбрать роль ведущего.

Вторая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.

 Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

  В группе мы обновили игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр: изготовили «трансформер», который можно изменять при помощи игровых  атрибутов.

           Для воспитателя  руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы.

Я имею достаточно большой опыт работы,  но столкнулась со следующей проблемой: проблема организации детской игры. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Сегодня мы поговорим о том, как нужно руководить сюжетно-ролевой игрой, чтобы дети могли выбирать, проявлять инициативу и самостоятельно развивать сюжет игры.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Работа воспитателей (по группам)

1 группа воспитателей - 1 этап. Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, утюг.

Таня,  возьми и постирай кукле платье. Как будем стирать? Сними его, натри мыльцем, постирай, повесь на верёвку сушить, а затем погладь. Ах, Танечка, какая ты умница! Какая теперь кукла чистая и нарядная!

Рефлексия:

-Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, вы выполняли чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации:

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

2 группа воспитателей - 2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, кубик – предмет-заместитель утюга.

Танечка, посмотри на куклу. «Ах ты,  девочка чумазая, где ты платье так измазала?» Как же помочь нашей кукле? Скорее помогай, а то скоро ужин! Мама придёт в садик, а она у нас грязная. Танечка, а что будет утюгом? Какая хорошая девочка!

Рефлексия:

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации:

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым вы спровоцировали на действия ребёнка.

3 группа воспитателей - 3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Кукла плачет и не хочет идти в садик. Почему? Что случилось?

Рефлексия:

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, для развития самостоятельности и инициативы в сюжетно-ролевой игре младшего дошкольного возраста нужно  использовать   приёмы руководства с использованием проблемных ситуаций.

        Решение конфликтных ситуаций во время создания ситуации выбора (Корнилова Е.Ю., воспитатель младшей группы)

Во время игр у детей возникают конфликты. С детьми можно обсуждать, как решить ситуацию с правом выбора.

    В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».

Педагог предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть с игрушкой по очереди;
  • отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

«Предложений много, — говорит педагог, — на каком остановимся?»Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным .Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно — проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба — это взаимный интерес, а также обоюдное проявление доброты, внимания и заботы. Поступая нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеское отношение. С другой стороны, важно понять, почему человек поступает так, а не иначе, что для него имеет первостепенную значимость.?

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»).

На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири». Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

-Если  вы считаете, что мастер-класс для вас был неинтересен,  и вы попросту потратили свое  время,  то прикрепите стикер к кругу, где  изображена цифра «3».

-Если вы считаете, что на мастер-классе вы узнали что-то новое,  то прикрепите стикер на круг,  где изображена цифра «4».

-Если вы возьмете себе  на вооружение приемы, которые продемонстрировали педагоги, то прикрепите стикер к кругу, где  изображена цифра «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...

Мастер-класс: «Создание ситуации выбора в процессе реализации творческого проекта у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс был представлен в январе 2016г. в ДОУ на педсовете на тему: «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей раннего ...

Мастер – класс «Создание ситуации выбора в процессе совместного планирования деятельности»

Мастер – класс «Создание ситуации выбора в процессе совместного планирования деятельности»...

Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»

Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...

"Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника"

Презентация "Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника" содержит выдержки из ФГОС ДО, методы, позволяющие создавать ситуацию выбора, условия успешного фо...

Мастер - класс "Создание ситуации выбора"

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....