Рекомендации организации дидактических игр, способствующих развитию внимания в дошкольном возрасте
методическая разработка

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_organizatsii_didakticheskih_igr.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации организации дидактических игр, способствующих развитию внимания в дошкольном возрасте

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах руководство игрой детей имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями. При организации дидактических игр на внимание необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого:

. Необходимо создавать условия для игр, т.е. подбирать соответствующий дидактический материал, продумывать место расположения дидактического материала и игрушки, чтобы дети могли свободно им пользовать, обеспечить место для игр, следует подобрать игры, которые в теплое время года можно выносить на прогулку, следует учить детей бережному отношению к дидактическим играм.

. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактической игрушкой, организовывать ситуации взаимообучения детей. Желательно постепенно преподносить новые дидактические игры, а после освоения вводить усложненные варианты.

. Педагог должен развивать у детей самостоятельность, навыки самоорганизации, творческого отношения к игре, следует поддерживать интерес ребенка к игре.

. Следует избегать прямого обучения в игре.

В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.

В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре "Наоборот" совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечает только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, одним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку, в другой раз отгадать загадку. Надо научить детей радоваться успехам товарища, приучить их справедливо разрешать споры, которые нередко возникают в игре.

В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации, достаточно ли были активны дети и т.д.

Условно можно разделить дидактическую игру на три этапа.

На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.

На втором этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Организация дидактических игр осуществляется педагогом, по мнению Е.И. Удальцовой, в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Именно благодаря правилам дидактические игры открывают большие возможности для воспитания у детей умения жить и действовать в коллективе, умение подчинять свое поведение нормам. Необходимость соблюдать правила в условиях коллективной игры побуждает каждого ребенка соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствует возникновению общих интересов, а потому является важным условием формирования общественных черт в поведении детей.

Таким образом, организация дидактических игр детей старшего дошкольного возраста требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению. Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению и от того как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре. Все эти качества необходимы будущему школьнику.

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, ведь без сосредоточения невозможно выполнить даже самую простую работу.

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. В дошкольном возрасте происходит последовательный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание характеризует умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов,  также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...

Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста

Методическая разработка дидактических игр по  развитию внимания детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с друг...

Рекомендации для воспитателей по организации познавательных игр на развитие детей младшего дошкольного возраста

Для воспитателей ДОУ предлагается перечень игр, которые будут способствоватьдостижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младшихдошкольников в результате использования дидакт...

Развитие внимания детей дошкольного возраста Методические рекомендации

Методические рекомендации раскрывают понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе, раскрывают особенности развития внимания у детей дошкольного возраста, психологические средст...