Использование в педагогическом процессе дидактических игр,способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Использование в педагогическом процессе дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста» подготовила : воспитатель Бурцева О.В.
г.Саранск МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
Рассмотрим связь дидактических игр с занятиями. Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить – предложить узнать не только животное, но и детенышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса
В средней группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления.
Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает.
Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2–3 дня. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, воспитатель дает ребенку задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.
С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитатель подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т.д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.
В подготовительной к школе группе после прямой подачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т.д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине.
Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность.
Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей.
Покажем разнообразие игр направленных на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
1. Что слышно?
Цель игры. Развивать умение быстро сосредотачиваться.
1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь.
Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под "Марш" С.Прокофьева. Затем на слово "зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.
3. Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
4. Канон для малышей (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Та же.Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню "Селезенушка" дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.
Найди, что изменилось.
- Самый простой вариант этой игры. На столе выкладывается несколько предметов. Ребенок в течение некоторого непродолжительного времени смотрит на них, затем отворачивается. Ведущий убирает (добавляет) один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен определить, что изменилось.
- Вариант, который для многих оказывается более сложным. Здесь запоминаются не только сами предметы, но и их расположение. В ходе игры предметы не изменяются, изменяется их положение относительно друг друга.
Можно разнообразить игру, используя не предметы на столе, а, например, изменять, что-то в собственном внешнем виде. В этом случае нужно быть особенно внимательным, так как запоминать нужно все, а не несколько конкретных предметов.
Чем больше предметов, чем более похожи они друг на друга, тем сложнее играть в эту игру. Очень интересно использовать в этой игре Логические блоки Дьенеша. Это набор блоков основных геометрических форм, которые отличаются по цвету, размеру и толщине. Т.е. можно выбрать предметы отличающихся друг от друга по одному-двум признакам и запомнить их будет достаточно трудно.
Усложнить игру можно и отложив процесс ответа на некоторое время. Например, ребенок посмотрел на предметы, а, отвернувшись, должен прочитать стихотворение или просто пробежаться по квартире.
Найди отличия
- Очень во многих детских, и не только детских, изданиях встречаются задания, где нужно найти отличия между двумя картинками. Эти задания, как правило, интересны детям, особенно когда известно, сколько .ϑконкретно нужно найти отличий, или сколько отличий нашел взрослый Почаще давайте своим детям такие задания, они очень полезны для развития внимания. Как правило, встречаются довольно сложные задания такого рода. Для совсем маленьких детей, которые только знакомятся с этой игрой, картинки можно рисовать самим. Это могут быть совсем простые картинки. Дерево и дом: на одной картинке дерево выше, на другой дом; на одной дерево справа, на другой слева. Основная задача таких заданий, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
- Можно усложнить эту игру, совместив игры найди отличия и что изменилось. В этом случае картинки показываются по очереди, тренируется одновременно и внимательность и память. Конечно, отличия должны быть более явными, чем при игре с двумя картинками одновременно. Есть специальные пособия для воспитателей, где приводятся такие картинки, возможно, Вам удастся их купить, можно рисовать картинки самому, ну а если, вы владеете фотошопом, то перед Вами раскрываются широкие горизонты.
Посмотри и ответь
Вы показываете ребенку любую картинку в течение некоторого времени (секунд 30). А затем задаете вопросы по этой картинке. Какого цвета..? Сколько..? У кого ..?
Посмотри и повтори
Ребенку предлагается посмотреть на карточку с рядом рисунков. Это может быть изображение нескольких геометрических фигур, несколько букв или цифр. После просмотра карточки, ребенок должен повторить изображения на своем рисунке. На первом этапе это задание может вызвать затруднение у младших детей, ведь рисование и написание букв и цифр само по себе для них уже достаточно сложное дело. Однако это задание очень полезно, оно учит сохранять концентрацию, ребенок занят рисованием, но не должен забывать, что нужно изобразить.
Найди цифры
Рисуется квадрат или прямоугольник, разбитый на клетки. В клетки записываются числа от 1 до количества клеток в таблице. Числа располагаются в произвольном порядке. Задача игрока как можно быстрее найти все числа по порядку. Естественно, чем больше поле, тем труднее справиться с заданием.
Запомни связи
В этой игре ребенку показываются картинки, где изображено несколько предметов. При этом каждому предмету на картинке поставлено в соответствие схематическое изображение или цифра (буква). Например, машинка – круг, кукла – цветок … Затем ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами (теми же, что и на первой карточке, но они могут быть не все или в другом порядке) и он должен около каждого предмета нарисовать его схематическое изображение.
Рекомендации по организации и методике проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
При организации дидактических игр на внимание необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого. На первых порах овладения малышами новыми видами дидактических игр наиболее эффективным условием их развития является совместная игра взрослого с детьми, в которой взрослый выступает в роли ведущего. Дети с помощью ведущего успешно выполняют игровые действия. Выигрыш в игре не выделяется: малыши не нуждаются в праве на преимущественную активность в игре.
Постепенно воспитатель стимулирует самостоятельность детей в игре.
Необходимо иметь достаточное количество игрового материала, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые, как правило, разрушают игру детей этого возраста.
К четырем годам дети постепенно овладевают умением осуществлять совместные игровые действия по правилам, внимание к которым усиливается присутствием сверстника. Овладев содержанием дидактических игр под непосредственным руководством взрослого, дети начинают активно наблюдать за играми других детей и интересуются ими более продолжительное время. Ребята младшего дошкольного возраста легче принимают и соблюдают правила подвижных игр, они связаны с ролью (зайки прыгают, воробушки летают).
Кроме того, правила, предусматривающие движения, близки детям этого возраста, тем более что они связаны с сюжетом: воробушки улетают от автомобиля, а мышки убегают от кошки. Очень важна фиксация внимания ребенка на достижении результата игры: нашел свой домик, подобрал окошко, не попался коту. Малыш реализует потребность в общении в ходе игры и одновременно обогащает свой игровой опыт.
На пятом году жизни дети могут участвовать в совместных дидактических играх с правилами. Для более успешного овладения игровыми умениями им также нужна помощь взрослого. Воспитатель, участвуя в игре, может помочь установлению между детьми партнерских отношений и сделать содержание игры понятным каждому. При этом необходимо помнить, что объяснения и показ взрослого в силу его авторитета воспринимаются детьми как абсолютно правильные. Поэтому постепенно следует передавать роль ведущего детям.
Дети пятого года жизни могут принимать правила игр без сюжетного их оформления.
Для участия в совместных играх ребенку необходимо овладеть правилами, устанавливающими и регулирующими совместную деятельность, а также порядком получения выигрыша.
Выигрыш для детей этого возраста необходимо материализовать фишкой, фигуркой, игрушкой и т.п. При этом следует поощрить всех играющих, никто не должен остаться незамеченным.
По мере овладения детьми игровыми умениями воспитатель может выступать в качестве наблюдателя за игрой детей. Наблюдения за играми могут быть источником информации о процессе развития детей, изучения эффективности педагогического процесса, индивидуальных и возрастных особенностей детей, их социальной активности, коммуникативности.
Наибольшую сложность для педагога представляет процесс включения в сюжетно-дидактическую игру дидактических задач. Это лучше делать в ходе игры, когда содержание дидактических задач соответствует логике самой игры. Особое искусство требуется от воспитателя при введении в процесс игры познавательных задач. Для этого педагог может использовать разные средства, например, для ознакомления детей с природой он персонифицирует природные явления: Светик, Капелька, Цветик-семицветик. Непосредственное участие педагога в игре дает большой эффект, когда оно происходит по инициативе детей, тогда взрослый в форме высказывания, реплики, вопроса, предложения, утверждения, поощрения может внести в игру новое содержание.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое значение имеет дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды, которая имеет свою «квартиру». С ней воспитатель может организовывать такие сюжетно-дидактические игры, как «Магазин», «Театр» и т.д.
Очень важно стимулировать высказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поиска решения игровых задач.
И так, для более успешного умственного развития необходимо развивать у детей такой психический процесс как внимание. Для этого необходимо :
- Разнообразить выбор дидактических игр для развития внимания дошкольников.
- Проводить игры и упражнения с логическими картинками.
- Использовать в работе загадки на развитие внимания.
- Проводить консультации для воспитателей.
- Проводить работу с родителями.
Список использованных источников
1 Ветер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - С. 24-30.
2 Карпова Е.В. Дидактические игры/ Е.В.Карпова. - Ярославль, «Академия развития», 2006.-214с.
3 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия холдинг, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста
Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений
« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)». ...
Презентация "Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений"
« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)»....
Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста
Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с друг...
Рекомендации организации дидактических игр, способствующих развитию внимания в дошкольном возрасте
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею....