Профессиональная деятельность педагога-психолога ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
«Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва»
Профессиональная деятельность
педагога-психолога в ДОУ
Педагог-психолог:
Е.Н. Сургутанова
Кызыл 2020
В профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ ключевым является психолого-педагогическое сопровождение. Это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение предназначено для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Цель психологического сопровождения - создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.
2. Оказывать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
3. Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
4. Создавать соответствующие психологические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных областей.
Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам, родителям, детям в создании обстановки доброжелательной к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.
Педагогу-психологу в начале учебного года в соответствии с целями и задачами ДОУ необходимо составить и утвердить:
- График работы педагога-психолога на учебный год
- Должностную инструкция педагога-психолога
- Циклограмму работы педагога-психолога на учебный год
- Расписание занятий педагога-психолога с детьми
- Годовой план работы педагога-психолога
- Годовой пан работы педагога-психолога с родителями ДОУ
- План работы педагога-психолога по самообразованию
- Рабочую программу педагога-психолога на учебный год
- Адаптированную психолого-педагогическую программу коррекционно-развивающих занятий с детьми (программ может быть несколько, в зависимости от направления)
Также в работе педагога-психолога ДОУ пригодятся следующая документация, папки и журналы:
- Законодательно-правовые акты и нормативные документы
- Журнал педагога-психолога на учебный год (фиксируется деятельность специалиста по направлениям)
- Журнал консультационного пункта
- Журнал коррекционно-развивающих занятий
- Журнал связи с воспитателями ДОУ
- Журнал ППк (диагностика, методики, заключения)
- Журнал индивидуального маршрута развития дошкольников ДОУ
- Журнал кварцевания, проветривания и влажной уборки в кабинете педагога-психолога на учебный год
- Папка протоколов психолого-педагогического обследования детей
- Папка с отчетами педагога-психолога на учебный год
- Методические материалы для педагога-психолога
- Список детей ДОУ
- Список сотрудников ДОУ
- Папка с материалами «Типология нарушений в развитии ребенка дошкольного возраста»
- Папка с материалами «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
- Папка психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ
- Папка развивающих игр и заданий для дошкольников
- Папка с результатами психолого-педагогического обследования дошкольников
- Папка с диагностическими материалами педагога-психолога
- Папка с коррекционно-развивающим материалом педагога-психолога
- Папка с материалами и консультациями для родителей дошкольников
- Папка с материалами и консультациями для педагогов ДОУ
- Папка заключений педагога-психолога ДОУ и другие
Направления деятельности педагога-психолога охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела образования).
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ: психодиагностика, психопрофилактика, коррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение, организационно-методическая работа.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
- Анкетирование родителей с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ.
- Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации).
- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ, согласно положению о ППк.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
- Диагностика воспитанников старших, подготовительных и логопедической групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Диагностика психического развития детей логопедической группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы.
- Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми.
- Психодиагностика детей "группы риска" заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г. Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи" и др.).
- Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.
В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед педагогом-психологом стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
В рамках психопрофилактического направления осуществляется:
- Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
- Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Профилактика профессионального и эмоционального выгорания у педагогического коллектива.
Психопрофилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
В рамках коррекционно-развивающего направления осуществляется:
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).
- Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
- Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».
Психологическая коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости", "снижение гиперакивности", сказочные тренинги.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В рамках психологического консультирования осуществляется:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
- Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка".
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний
- повышение уровня психологических знаний
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
В рамках психологического просвещения и обучения осуществляется:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.
Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.
В профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:
1. Родительские собрания - ознакомление родителей:
- с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;
- особенностями подготовки детей к ДОУ;
- с прохождением адаптационного периода детей младших групп;
- особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
- преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.
2. Индивидуальные и групповые консультации родителей по различным вопросам.
3. Выпуск памяток для родителей, связанные с воспитанием детей.
4.. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.
5. Консультативный пункт.
6. Организационно-методическая работа
Данное направление профессиональной деятельности
педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию
В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...
Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога
Представлено электронное портфолио...
Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)
В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО
Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога
Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Варламовой Н.Б.
Горжусь профессией своей…За то, что душу человека согреваю,За то, что я могу понять детей.И детство вместе с ними проживаю.Кусочек сердца людям о...