Образовательной деятельности детей старшей группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности в логико-математическом развитии дошкольников
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
-Расширить представления детей о числе и цифре 1.
-Закрепить умение соотносить цифру с количеством и находить предметы с данным количеством в окружающей обстановке.
-Развивать исследовательские умения, речь, умение работать в коллективе.
-Активизировать и поддержать интерес к экспериментированию.
-Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
Предварительная работа:
Изготовление совместно с детьми макета города Циферляндии. Разучивание физминутки.
Материал: Кукла мальчика-Считайка. Макет города Циферляндии. Канат или длинная веревка. Иллюстрация новогодней ели. Цифра 1.Иллюстрации с изображением одного и нескольких предметов, карточки с изображением единичной мебели.
материл к творческой деятельности: схемы, образцы, картинки, ….. карточки «Вредное и полезное».
Физкультурное оборудование: обручи, кегли.
Методы и приемы: психологический настрой, вопросы, проблемные ситуации, Физминутка, актуализация нового, беседа, педагогическая оценка нового, практическая деятельность, словесный инструктаж, поддержка при выполнении заданий, игровой прием.
План работы:
1.Психологический настрой
2. Рассказ воспитателя
3
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Рассказ воспитателя: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я хочу вам рассказать новую сказку. Слушайте: «В некотором царстве, в математическом государстве, где правит царица Математика, есть необычный город, и называется он Циферляндией. И живут в этом необычном городе цифры и числа, с которыми происходят разные необычные истории. Сегодня к нам пришел гость, а зовут его Считайка, он как раз отправляется в этот город и приглашает нас отправиться вместе с ним и познакомиться с его необычными жителями. И я предлагаю вам отправиться вместе со Считайкой в этот удивительный город Циферляндия. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: А как вы думаете, мы можем пойти пешком? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Да, я тоже думаю, что мы можем пойти пешком? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: А как вы думаете, это принесет нам пользу и почему? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Правильно ребята, я согласна с вами, что пешие прогулки, экскурсии походы приносят неоценимую пользу нашему здоровью. А что мы можем взять с собой? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Правильно рюкзак с продуктами, а все ли продукты полезны? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, красиво будет прийти в гости с пустыми руками? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Я согласна, нужно подарить подарок в знак вежливости и уважения. А что мы можем подарить? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Правильно, лучший подарок это подарок сделанный своими руками. -Ребята, а какой праздник приближается? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Конечно Новый год, а как вы думаете, в Циферляндии будут наряжать елку? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Конечно, а как мы можем порадовать жителей Циферляндии? Воспитатель: Я согласна с вами, что новогодние игрушки, сделанные своими руками, будут лучшим подарком к новому году. Тогда я вам предлагаю проявить фантазию и сделать игрушки для елки жителей Циферляндии. Проводится творческая – продуктивная деятельность по изготовлению новогодней игрушки (на выбор) Теперь, когда у нас с вами есть подарки, мы можем отправляться в путь. Дети отправляются в путь по дорожке с различными препятствиями из физкультурного оборудования Вот мы и добрались до Циферляндии, посмотрите какие красивые, необычные дома в этом городе, а чем они необычны? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Ребята, а как мы можем узнать, какая цифра живет в этом домике? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, какая же цифра живет в этом доме. Смотрите сколько столов в этом доме, а стульев, а кроватей. Так как вы думаете, какая же цифра живет в этом домике? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Правильно цифра 1. Ребята, что вы уже знаете о числе и цифре один? Выслушиваются ответы детей. Правильно, цифра один обозначает один какой-либо предмет. И это число обозначается символом – цифрой 1. Посмотрите, на что похожа эта цифра? Выслушиваются ответы детей. Посмотрите, это единица очень тонкая как спица. Давайте напишем ее в воздухе указательным пальцем. Ребята, а что еще вы хотели бы узнать о числе и цифре 1? Выслушиваются предполагаемые ответы детей: стихи, пословицы, поговорки, игры, где говориться о числе и цифре 1. Ребята, где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? Дети: перечисляют по очереди различные источники информации. Воспитатель: Хорошо ребята, вы назвали разные источники информации. Я тоже искала информацию о числе и цифре 1.И хочу поделиться ей с вами. И предлагаю вам послушать рассказ о том, откуда и для чего появились цифры и числа. Рассказ воспитателя: «Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. В наше время детей учат считать взрослые люди. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью завесила его жизнь, наш далекие предки из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей-одного оленя, из выводка плавающих уток-одну птицу, из колоса с зернами-одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один»-«много». В начале люди делали записи с иллюстрациями, но это было слишком сложно и долго. А затем спустя много лет они придумали обозначать каждое число, цифрами то есть знаками. Им было удобно записывать и считать с помощью этих обозначений. Вот так и придумали цифры. Люди всегда ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. И в правду единица – Царица всякого счета.» Ребята, так почему же единицу называют Царицей? Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.) Воспитатель: Ребята, Считайка предлагает нам, поиграть с ним в игру. Детям предлагается поиграть: «Соотнеси цифру» Ребята давайте разделимся на 2 команды, подойдите к столам, на которых лежат карточки с изображением предметов и карточки с цифрами. Нужно сосчитать предметы и подобрать подходящую цифру к ним. Чья команда закончит быстрее та и победит. Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Физминутка. «Стойкий оловянный солдатик» «На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри – не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый» Ребята, Считайка приготовил для вас веселые, математические задачки. Детям предлагается игра «Веселые задачки» 1)Два сына и два отца съели три яйца. По скольку яиц съел каждый? 2)Шла баба в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву? 3)Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? Ребята, а теперь настало время прощаться с веселой цифрой и Считайкой. Ребята Считайка рад, что вы побывали с ним в волшебной стране цифр и чисел, а теперь ему пора попрощаться с нами. Считайка вместе приготовил для вас интересные задания в центрах активности. Презентация центров активности: Воспитатель: В центре творчества вы сможете найти и слепить, вырезать, нарисовать цифру один. В центре математики вы сможете найти и посчитать предметы, в центре экспериментирования сможете провести опыты и измерить объем в сосудах. В центре книги сможете найти иллюстрации с изображением цифры один и еще много интересных заданий. В строительном центре вы сможете найти схемы построения цифр и построить их из разнообразного строительного материала. В центре грамоты есть ребусы и кроссворды.. Презентация мини-проектов детьми. Итог: Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились? В какой город отправлялись в путешествие? Что мы узнали о жительнице города Циферляндии нового? Что вам понравилось? | Психологический настрой Дети стоят полукругом на ковре. Воспитатель рассказывает сказку. Обращает внимание на изображение царства царицы Математика Показ изображения цифр Обращает внимание на куклу мальчика-Считайки. Проводится игра «Вредное и полезное» Дети по очереди отбирают карточки с полезными и вредными продуктами. Картинка с изображением Нового года Дети готовят рабочие места и приступают к творческой деятельности Предлагается сложить подарки в коробку. Включается веселая, энергичная музыка. Дети подходят к макету города. Около первого домика выставляется макет новогодней ели. Дети пересчитывают предметы. На доску выставляется графическое изображение цифры 1. Дети пишут цифру в воздухе несколько раз. Воспитатель делает запись за детьми и попутно по желанию распределяются индивидуальные проекты. Дети проходят на ковер. Дети садятся на стулья и слушают рассказ воспитателя. Используется слайдовая презентация Дети проходят к столу, где лежат иллюстрации с изображением одного или нескольких предметов. Звучит бодрая энергичная музыка. Презентация центров активности Дети расходятся по центрам активности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...