Игра как средство развития самостоятельности
материал
Игра как средство развития самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 48.36 КБ |
podderzhka_initsiativy_i_samostoyatelnosti.ppt | 1.08 МБ |
sri.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей самостоятельности и инициативности через игру.
ЗАДАЧИ:
- Расширить и обобщить знания педагогов об основных видах детских игр как средстве формирования самостоятельности и инициативности;
- Предложить педагогам теоретический и практический материалы, способствующие развитию самостоятельности и инициативности у детей раннего и дошкольного возраста.
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема семинара-практикума «Игра как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста».
Определим понятие – инициатива.
Игра-ассоциация «Что такое инициатива?»
Участники по кругу дают определение понятия «инициатива - это…»
Упражнение «Где проявляется инициатива?»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)
Варианты ответов:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно-ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи.
Беседа «Поддержка инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО. Игра как средство развития самостоятельности и инициативности у детей раннего и дошкольного возраста» (с электронной презентацией).
1 - 2 слайд. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3 слайд. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.
4 слайд. Что такое инициативность, самостоятельность?
В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
5 слайд. В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков»: инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности — поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
6 слайд. Н.А. В своем методическом пособии Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.
Они выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная.
7 слайд. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности (таблица)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.
Игра-классификация «Виды игр»
Участники разбирают цветные полоски с названиями игр.
К какому виду классификации относятся эти игры? Найдите обруч с нужным названием и объединитесь в компании:
Творческие игры | Игры с правилами |
|
|
Творческие игры в развитии детской самостоятельности и инициативности. Рассмотрим на примере сюжетно-ролевой игры.
«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию инициативы и самостоятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте»
На протяжении дошкольного возраста игра в развитии проходит три последовательных этапа: сюжетно – отобразительную, начальный этап сюжетно – ролевой и развитую сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх. Игра самых маленьких детей так и называется сюжетно-отобразительная, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.
В сюжетно-отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы постоянно слышим от малышей: «Я сам! », в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность.
Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.
Как развивать самостоятельность у детей в игре?
В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научится ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.
Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры.
В сюжетно-отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Такой интерес нужно всячески поддерживать, что в последствии приводит к проявлению желания играть совместно с другими детьми.
Сюжетно-отобразительная игра присуща только детям до 3 лет. Огромным достижением, свидетельствующим о завершении этапа сюжетно- отобразительной игры, является принятие детьми на себя ролей взрослых.
Переход к сюжетно-ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры.
Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно-отобразительной игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.
Как же развивать самостоятельность на этом этапе?
Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.
К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.
Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.
На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.
Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Педагог должен знать, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр воспитанников. Необходимо, чтобы сюжеты были простыми, доступными пониманию ребенка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку на транспорте и т. п.
В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли. Например, сюжет игры «Поездка на поезде» включает две активные роли — машиниста и взрослого пассажира — и пассивную роль ребенка (куклы). Пассажиров может быть несколько, но содержание роли — одинаковым для всех.
Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.
Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!». Обращается к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берет куклу на руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление обеда и т. д.
Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.
Описанный методический прием позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность.
В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.
Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например, приходит на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.
В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.
Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами.
Уровень самостоятельности:
- замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;
- выбирают роли;
- решают, с кем играть;
- сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;
- ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;
- самостоятельно включают в игру предметы-заместители;
Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень: активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень: имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию инициативы и самостоятельности в среднем дошкольном возрасте»
В.А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? С. Я. Рубинштейн (патопсихолог) подчеркнула, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д.
Особенности игры детей 4-5 лет:
1. В игре появляются подгруппы по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.
2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.
3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонации). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.
4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.
Отличия игры в средней группе
Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий, пытаются приблизить игру к реальности.
Задачи воспитателя на этом этапе
- перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре
- формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров
- менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.
Творческая инициатива: имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
Как развивать самостоятельность в среднем дошкольном возрасте? Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.
«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию инициативы и самостоятельности в старшем дошкольном возрасте»
Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.
Самостоятельного ребенка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах.
Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям.
Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « … У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…» ( Ильин Е.П., СПб, 2000, с. 207)
К категории творческих игр относятся сюжетно-ролевые игры. Участие в них стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный. В творческих играх отображаются впечатления детишек об окружающей жизни.
Сюжетно-ролевые игры: к ним относятся "Семья", "Детский сад", "Школа", "Магазин", "Больница", Парикмахерская". Задача взрослых - создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме. Для этих игр нужно подготовить набор необходимых атрибутов. Например, для игры "Семья" должен быть организован уголок "Кухня", где имеется и посуда, и мебель, и макет печки, и муляжи продуктов питания. Идеальный вариант - это обустройство еще и кукольной спальни, и ванной. Принимая участие в этом виде деятельности, дети учатся манипулировать предметами быта, применять их по назначению. Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Маленькие игроки развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы творческие игры для детей дошкольного возраста. Хорошо, когда в условиях детского сада или дома созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например: школа - семья - магазин. Развитие сюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед. Сценарий дети придумывают сами, распределяют роли игроки между собой также самостоятельно. Творческие игры дошкольников (именно сюжетно-ролевые) могут быть самых разных тематик. Например на свежем воздухе можно организовать такой вид деятельности, как "Стройка", "Огород", "Ферма", "Зоопарк", "Транспорт".
Исследования Харламова М.В. показали, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии:
- накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
- формирования положительного отношения к деятельности;
- формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
– умение ставить цель деятельности;
– осуществление элементарного планирования деятельности;
– реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
В статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. (2005) вводится такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Как поддержать инициативу и самостоятельность в сюжетно-ролевых играх: не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.
Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и стать его активным членом, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым и скромным.
В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против деления детей на актив и пассив группы. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.
Предлагаем рассмотреть и проанализировать ситуации (работа в группах):
1.Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
«А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование самостоятельности?
2. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как у детей проявляется самостоятельность? Каковы действия воспитателя?
3. Мальчики и девочки играют в сюжетно-ролевую игру "Больница". Полина всё время диктует свои условия и говорит: "Так "бывает" и так "не бывает". Как Полине нужно поступить в игре, чтобы взять на себя интересную роль в игре и проявить в ней себя другим способом?
4. Между детьми завязалась игра "Семья", но они не могут распределить между собою роли. Что должен делать взрослый?
Игры с правилами в развитии детской самостоятельности и инициативности.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Игры с правилами:
-дидактические (по содержанию: математические речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные - игры поручения, игры-беседы, игры путешествия, игры-загадки)
-подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности);
-развивающие;
-музыкальные;
-компьютерные.
Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.
Не стоит забывать, что игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Игра «Разведчики» (от 5-ти лет)
Ведущий прячет (ставит или кладет на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но не открывать шкафы, так как игрушка лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавать свою находку ни смехом, ни взглядом, ни словом. Он просто садится на стульчик и молча наблюдает, как остальные дети продолжают поиск. Тот, кто первый найдет спрятанную игрушку и не выдаст своей находки, в следующий раз прячет ее.
Игра «Сокровища пирата» (с 4-х лет).
Психолог или педагог — это пират. Он сидит в определенном мест игровой комнаты, а рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки какой-либо небольшой предмет (сокровище). «Пират» спит, остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если «пират» услышит какие-то звуки, он открывает глаза, и игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад, на несколько шагов. Остальные продолжают движение, как только «пират» снова «уснет». Тот, кто заберет «сокровища» становится «пиратом».
Имитационная игра «Угадай, что я загадала».
Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только « да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.;
Игра «Несуществующее животное».
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
Игра «Внимательный сыщик» (с 4-х лет).
Найдите небольшой лист с достаточно крупными буквами в тексте (2–3 строчки). Дайте детям маркеры или фломастеры и расскажите им сказку, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква «А» надела красное платье, а буква «С» — синий костюм. Найдите на страничке все буквы «А» и оденьте их в красное платье, а все буквы «С» — в синий костюм. Усложнять задание по мере того, как дети знают алфавит.
Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес.
Игра «Да-Нетки».
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игра «На что похожи облака?».
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.
Рефлексия - упражнение «Дерево успеха»
У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Наш семинар-практикум закончился. Нам приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы через игру значительно пополнились, мы надеемся, вы будете использовать их в своей практике.
Спасибо всем за работу!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования -поддержка детей в различных видах деятельности поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей Целевые ориентиры: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников: Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — ( от латинского initium — начало ) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности — поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» Становление инициативности - главная задача дошкольного возраста.
Инициатива Вид деятельности Творческая Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная Целеполагания и волевого усилия Трудовая Коммуникативная Общение Познавательная Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Игры
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра в развитии проходит три последовательных этапа:
Младший дошкольный возраст
Уровень самостоятельности
Творческая инициатива: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Средний дошкольный возраст
Задачи воспитателя на этом этапе перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.
Творческая инициатива: Ребенок имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); Активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; Принимает и обозначает в речи игровые роли; Развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий; В процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
Старший дошкольный возраст Самостоятельность проявляется в:
Главной особенностью самостоятельности старших дошкольников является её ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.
Игра «Семья»
Сюжетно-ролевая игра – относится к категории творческих игр C южетно-ролевая игра: - стимулирует ребёнка проявить смекалку, - находить пути правильного решения, - выбирать из нескольких вариантов один, самый верный.
Задача взрослых – создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме, подготовить набор необходимых атрибутов.
Исследования М.В.Харламова показали, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем самостоятельности при условии: накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; формирования положительного отношения к деятельности; формирования элементов самоконтроля при выполнении деятельности;
Творческая инициатива: Ребенок имеет разнообразные игровые замыслы; Активно создает предметную обстановку «под замысел»; Комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; Замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Как поддержать инициативу и самостоятельность в сюжетно-ролевых играх Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжетные игры.
Игра, как самостоятельная творческая деятельность детей «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать просмотр детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» (А.С. Макаренко)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей
Консультация для родителей...
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...
"Игра - как средство развития самостоятельной, свободной личности ребёнка."
Статья на тему:"Игра - как средство развития самостоятельной, свободной личности ребёнка"....
МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...
Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей".
Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей"...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности старших дошкольников
Одной из актуальных проблем психолого-педагогической теории и практики была и остается проблема формирования у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности. Волевые качества личности ...
Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."
Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...