«Роль игрушки в детской игре»
консультация

Корней Ирина Анатольевна

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrushki_v_detskoy_igre.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игрушки в детской игре»

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшее из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки – забавы, театральные, музыкальные, спортивные.

Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а, например, для игры в песке лучше средние по размеру.

Важно также, из какого материала игрушка сделана, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показало, что подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждом из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения, связанные прежде всего с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, на занятиях, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга, отчетливо выделяются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заместителями. Правильнее было бы назвать это предметно-игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребенок подготавливается для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой.

Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок одновременно в результате общения со взрослыми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий.

Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками (ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.

В конце первого – начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. В этот период ему нужна такая игрушка, с помощью которой он мог бы отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого ребенка не так уж мал. При правильном воспитании малыш уже может самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, снимать туфельки, расстегивать пуговицы на своей одежде, садиться на стул и еще многое другое, чему его научили взрослые. Впечатления у ребенка, полученные в повседневной жизни, достаточно обширны, и поэтому он чаще начинает отображать в своих играх не только какое-то одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т. д.), но и действия с разными предметами, логически связанными между собой (куклу сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду ставит на стол и т.п.).

К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту, и к клюву пластмассового петушка, и к мордочке мишки. Эти действия условны, они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра становится сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Поэтому, если ребенку дают куклу, то и кровать для нее должна быть, и стул, и чашка, из которой он сможет напоить ее чаем. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине.

Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, кино, телевидение. Очень важно, чтобы и подбор игрушек способствовал формированию правильных представлений об окружающем.

К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служит воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусник доктор, на грузовике везет кубики шофер. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их.

Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отображающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу. Но и в покорение космоса. Сбор урожая и т. п.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например. Полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы, лопатка и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту, на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным, хотя некоторые родители могут предположить у ребенка какие-то отклонения в психике. Воспитатели детского сада должны объяснить родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в детской игре

Данный материал можно использовать в работе с родителями для информирования их по теме: "Игрушки"...

Роль игрушки в детской игре

Консультация для родителей....

" Роль игрушки в детской игре "

" Роль игрушки в детской игре "...

Роль игрушки в детской игре.

РОЛЬ ИГРУШКИ В ДЕТСКОЙ ИГРЕ....

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»          Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру ,а игра, разв...

Воспитательная роль игрушки в детском саду

Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за игрой детей в группе я сделала определенные выводы:У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, эконом...

Роль игрушки в детской игре

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки являютс...