Роль игрушки в детской игре
статья (младшая группа)

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki_v_detskoy_igre.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игрушки в детской игре

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников. То же можно сказать и в отношении игрушек. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Важно также, из какого материала сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.В дошкольном возрасте ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевают и кормят из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т. д. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой.Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относится к ним. Из этого следует, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло.Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий интеллектуал ребенка. К сожалению, не все взрослые понимают это. Воспитатели детского сада должны объяснять родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в детской игре

Данный материал можно использовать в работе с родителями для информирования их по теме: "Игрушки"...

Роль игрушки в детской игре

Консультация для родителей....

" Роль игрушки в детской игре "

" Роль игрушки в детской игре "...

Роль игрушки в детской игре.

РОЛЬ ИГРУШКИ В ДЕТСКОЙ ИГРЕ....

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»          Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру ,а игра, разв...

Воспитательная роль игрушки в детском саду

Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за игрой детей в группе я сделала определенные выводы:У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, эконом...

«Роль игрушки в детской игре»

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...