Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
методическая разработка (подготовительная группа)
Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki_kyuizenera.docx | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Кораблик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020 г. Корсаков, Приморский бульвар, 5/2, 2 – 46 – 83.
Творческая методическая разработка
Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
Автор: Андреева Надежда Михайловна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик».
Корсаков 2016 год.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….стр. 3
Раздел 1. Особенности работы с палочками Х. Кюизенера по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста.
1.1 Практическая значимость палочек Х.Кюизенера в работах педагогов ……………………………………………..……………………… стр. 5
1.2 Особенность структуры палочек ……………………………………… стр. 6
1.3 Значимость палочек Кюизенера в планировании работы с детьми по математике ………………………………………………………… стр. 6
Раздел 2. Практический материал в работе с палочками Кюизенера.
2.1 Игры и игровые упражнения в работе с палочками ………………… стр. 6
2.2 Результаты работы с палочками Кюизенера по данной теме ……… стр. 7
Заключение ……………………………………………………………………………… ...стр. 8
Литература ……………………………………………………………………………… стр. 9
Приложения ……………………………………………………………………………… стр. 10
2
Введение.
Данная тема представляет особую актуальность, так как одна из наиболее важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. На современном этапе обучения важно научить детей не только считать, измерять, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школ.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету и легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек возможно в сочетании с другими материалами, например, с логическими блоками Дьенеша, а так же самостоятельно. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, для развития логического мышления.
Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, а именно, палочек Кюизенера поставила перед собой цель:
1.Развитие логического мышления в процессе игр с нестандартными дидактическими средствами;
2.Формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, что позволяет подготовить мышление дошкольника к школьному обучению.
Определила задачи:
1.Развивать способности к поисковой деятельности: - -определение ребенком задач, исходя из поставленной проблемы;
-выбор материала и способа действий;
-умение аргументировать свой выбор.
2.Формировать представления о сенсорных понятиях: цвет, размер, форма, величина;
3
3.Формировать дочисловые математические и количественные
представления;
4.Формировать представление о составе числа из единиц и двух меньших;
5.Учить производить математические действия с палочками Кюизенера: сложение, вычитание, деление и умножение;
6.Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
7.Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Решая определенные задачи, нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности:
- жизнь ребенка – это игра, труд, занятия, поэтому приобретенные знания следует использовать именно в этих видах деятельности. Известно, что использование знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными. Обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью. Играя, дети незаметно для себя учатся складывать числа, считать, сравнивать, анализировать, решать логические задачи, ориентироваться в пространстве;
- в работе активизируется у детей слуховые ощущения, зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные;
- активизируется процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск объекта, на поставленный вопрос или задачу;
- абстрактное мышление у малышей еще не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.
4
Раздел 1 Особенности работы с палочками Кюизенера по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста.
В 2014 году мною было приобретено пособие Комаровой Любови Дмитриевны «Как работать с палочками Кюизенера», выпущенного в 2007году вместе с комплектом палочек. Пособие яркое, красочное, состоит из большого количества игровых заданий и упражнений. В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки – палочки разной длины, 116 штук, 10 различных цветов. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм, белого цвета, следующие палочки с последовательным увеличением по длине на 10 мм.
Белый кубик – число 1 – выступает в качестве условной мерки – единицы измерения. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Игры существенно дополняют сказки: «Колобок», «Три медведя», «Дюймовочка», «Буратино» и другие. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.
С одной и той же игрой могут заниматься и трех и семилетние дети. Игры начинаются с простого манипулирования, а затем усложняются за счет развивающих и познавательных заданий. Предлагаемые игры с палочками предназначены для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми от 3-х до 8-и лет.
Особенность структуры палочек позволяет их по разному интерпретировать, варьировать возможности их использования на различных этапах обучения.
Известно, что интеллект ребенка лежит на кончиках его пальцев, а значит, чем богаче у ребенка мелкая моторика рук, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. Палочки позволяют упражнять кисти рук, направляют на активизацию тонких движений пальцев.
С 1- го сентября 2014 года к нам пришли дети 3-х летнего возраста. Как известно, этот возраст отличается любознательностью и легко обучаемостью, но нужно было заинтересовать родителей. Было проведено родительское собрание на тему «Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте», где познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались палочками и активно приняли участие в моей работе..Был приобретен дидактический материал объединения «Корвет» в Санкт – Петербурге, автор Финкельштейн Б.Б.:
1. «Кростики» - комплект игр 4 – 7 лет;
2. «На золотом крыльце…» - комплект игр;
3. «Волшебные дорожки» - альбом заданий и игр;
4. «Дом с колокольчиком» - комплект игр 3 – 5 лет.
Приобретено учебно – методическое пособие Носовой Е. А. «Логика и математика для дошкольников», изготовлен демонстрационный набор полосок для работы на магнитной доске. Они крупнее палочек, а обучающие возможности ничуть не меньше, чем у палочек.
5
Мною был составлен перспективный план работы с палочками Кюизенера на 4 года. Разработан ряд игр и игровых упражнений, которые используются как на занятиях по математике, так и в свободной детьми деятельности. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал. (Приложение № 1).
Мой опыт работы показал, что, играя с палочками, малыш с трехлетнего возраста учится ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомится с понятиями «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий». В каждом игровом упражнении идет закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся соотносить цвет и число, и ,наоборот, число и цвет. На протяжении четырех лет идет развитие художественных способностей у детей – умение воплощать свой замысел в работе, выбирать средства, необходимые для этого.
В ходе игр и упражнений детям предлагаются задания, в которых палочки сгруппированы по разным признакам и которые развивают представления о количественных отношениях. (Приложение № 2).
Раздел 2 Практический материал в работе с палочками Кюизенера.
Игры и игровые упражнения даются по степени их усложнения, начиная с трех лет и кончая семилеток:
1. Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия – эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. В этом случае выделяются длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет и размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, затем задание усложняется: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. При всем этом развивается зрительный глазомер, ребенок учится понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. (Приложение № 3).
2. Упражнения, состоящие в группировке палочек по разным признакам:
- игра «Поможем паровозику»;
- игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»;
- конструирование «Заборы высокие и низкие»;
- конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая». (Приложение № 4).
3. Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления. Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и состав чисел из двух меньших детям старшего возраста. Дети учатся увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу, называть «соседей» данного числа. Устанавливать логические связи и закономерности. Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:
- игра «Веселые гномики»;
- игровое упражнение «Кто в домике живет?»;
6
- конструирование «Считаем ступеньки»;
- игра «Покажи, как растут числа»;
- игровое упражнение «Сломанная лесенка»;
- игровое упражнение «Чет или нечет» - знакомство детей с четными или нечетными числами. (Приложение № 5).
4. Игры, способствующие измерению длины объектов палочками Кюизенера;
5. Игры и упражнения, которые учат детей старшего возраста пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации:
- и/у «Палочки можно складывать»;
- и/у «Палочки можно вычитать»;
- и/у «Палочки можно умножать»;
- и/у «Палочки можно делить». (Приложение № 6).
6. Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать условие предложенной задачи и выполнять ее самостоятельно: «Логические задачи «Детская железная дорога». (Приложение № 7).
Для выявления степени овладения ребенком сенсорных, математических навыков, степени развития логического мышления у детей предлагается методика диагностирования. Выделенные критерии объеденены в две группы:
1. Применяется при анализе продуктов деятельности;
2. Применяется при анализе процессов деятельности.
По всем критериям оценка дается по трех бальной системе: 1 – 3балла, 2 – 2 балла, 3 – 1 балл.
Результаты работы по формированию логического мышления в старшей группе:
- высокий уровень – 71%;
- средний уровень – 27%;
- низкий уровень – 2%.
7
Заключение.
Для организации более эффективной деятельности по развитию логического мышления мною были использованы в работе цветные палочки Кюизенера. Результаты анализа научно – методической литературы и проводимой мною работы явились основанием для следующих выводов:
1. Использование технологии позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников – это развитие мысли, фантазии, логического мышления;
2. Устанавливает логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации, формирует у детей представление о сенсорном восприятии окружающего мира;
3. С помощью цветных палочек Кюизенера, дети еще в период до числового обучения, не зная и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых,наглядно представить состав числа;
4. Игровая деятельность обеспечивает сочетание интересов детей и педагога. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог же, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, а именно, палочки Кюизенера, направляет работу в нужное русло. Цели детей и взрослого совпадают, что и определяет эффективность воспитательно – образовательного процесса. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации приобретаемых задач, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленными самими детьми в процессе деятельности.
5. Я считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой – развитие способностей к дальнейшему образованию.
8
Список литературы.
1.Цветная алгебра. Т.А. Беневольская, Журнал «Обруч» №, 2001.
2.Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома, и на улице.
Л.М.Клатрина, И.Н. Чеплашкина. Для детей 2 – 4 лет.СПБ, «Невская жемчужина», 2002.
3.Учебно – методическое пособие «Как работать с палочками Кюизенера». Комарова Л.Д. М., «Издательство «Гном и Д», 2007.
4. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы «Детство»), Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2004.
5.Математика до школы. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. Пособие для воспитателей детских садов и родителей, Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
6.Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. А.А.Смоленцева, О.В. Суворова. Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2003.
7.Математика это интересно. И.Н. Чеплашкина, Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
8.Математика уже в детском саду. М.Фидлер. М., «Просвещение», 1981.
9.Кростики. Б.Б. Финкельштейн, Санкт – Петербург, «Корвет», 2007.
10.На золотом крыльце… Б.Б. Финкельштейн, СПб, «Корвет», 2003.
11.Волшебные дорожки. Б.Б. Финкельштейн, СПб, «Корвет», 2007.
12.Дом с колокольчиком. Б.Б. Финкельштейн, СПб, «Корвет», 2007.
9
Приложение № 1.
Старшая группа.
Этапы. | Формы работы. | Задачи. | Срок выполнения. | Место и способ выполнения. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
8.
9.
| Игра – соревнование «Лесенка – чудесенка». Игра. «Конструируем посуду». Новая идея. «Конструируем посуды». Пластические этюды. «Город молчунов». Дидактическая сказка «Улица разноцветных палочек». Игра «Цифры». Игра - соревнование «Волшебные цифры». Дидактическая игра «Буквы». Игра. «Волшебные буквы». Игровое упражнение «Составь слово». Игра – развлечение «Грамота». Рассказывание сказок «Расколдуй сказку». «Расколдуй сказку». Конструирование «Продолжите узор». Дидактическая игра «Посудные половинки». Игра «Для вас, девочки». Сюжетно – ролевая игра «Это вам, мальчишки». Состав числа из единиц. Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка». Игра «Измеряем длину предмета палочками». | Составление на магнитной доске лесенки в двух направлениях, используя полоски (подъем, спуск). Дать детям возможность проявить самостоятельность. Развитие интеллектуально – творческих способностей у детей 5 – 6 лет. Умение работать по схеме. Учить создавать с помощью взрослого образцы посуды. Развитие самостоятельности и умения работать творчески. Учить задумывать предмет и без слов изобразить его. Развитие умения задавать вопросы. Знакомить детей с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношениями цвет – длина – число. Продолжать знакомить детей с цифрами. Учить работать со схемами. Учить из палочек цифры. Закрепить умение работать со схемой, умение соревноваться. Продолжать знакомить детей с буквами, выкладывать по схемам. Учить различным способам выполнения упражнения. Закрепить умение выкладывать из палочек слоги и слова. Воспитывать логическое мышление и самостоятельность. Учить из палочек составлять слова «Мама», свое имя, «папа» и т.д., выбирая палочки по величине и цвету. Закрепить умение работать со схемой, используя различные способы выполнения заданий. Вовлечь в игры родителей. Учить детей с помощью цветных палочек рассказывать сказку «Красная шапочка». Развивать мелкие мышцы пальцев. Закрепить умение с помощью палочек рассказывать сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Развивать диалогическую речь. Учить видеть закономерность в узоре из палочек и продолжать выкладывать узор в соответствии с узором. Знакомить детей с симметрией. Закрепит умение ориентироваться на плоскости. Учить самостоятельно выкладывать изображение, пользуясь схемой, создавать сюжет и рассказывать о нем. Закрепить умение выкладывать изображение по сюжету, придумывать и рассказывать о работе. Учить договариваться между собой. Учить детей определять числовое значение цветных палочек, составлять число из единиц. Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Способствовать измерению длины объектов палочками. | 09. 2016г. 09. 2016г. 09.2016г. 10. 2016г. 10. 2016г. 11. 2016г. 11. 2016г. 12. 2016г. 12. 2016г. 01. 2017г. 01. 2017г. 02. 2017г. 02. 2017г. 03. 2017г. 03. 2017г. 04. 2017г. 04.2017г. 05. 2017г. 05. 2017г. | Группа. Элементы соревнования. За столами. Образцы из набора «Посудная лавка». Придумывают и выкладывают свою посуду из палочек на чистом альбомном листе. В группе. Изобразить сердитый чайник, грустный самовар и т. д. В музыкальном зале. Развлечение. Дети, родители. На ковре. Подгруппы по пять человек. На столах. Подгруппы по семь человек. На столах. Подгруппы по семь человек. На столах. Индивидуально. На столе. Индивидуально. В музыкальном зале. Дети. Родители. На столах. Подгруппы по семь человек. На столах. Подгруппы по семь человек. На столах. Индивидуально. Дети. Наборы схем «Посудная лавка». Индивидуально. Самостоятельное дополнение изображения. На столах. Подгруппы по семь человек. Коллективная работа на столе «Улица нашего города». Дети. Магнитная доска. Полоски. Группа. За столами. Индивидуально. |
11
Подготовительная группа.
Этапы. | Формы работы | Задачи | Срок выполнения | Место и способ выполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Круглый стол «Палочки Кюизенера – метод подготовки логического мышления дошкольников к школьному обучению». Выкладываем сюжеты. «Птичий двор». «Аквариум». «Волшебные сказки». | Познакомить родителей с задачами работы с палочками в подготовительной группе. Формировать у детей мыслительные умения и способности, которые позволят легко освоить новое. Закрепить умение работать со схемами, накладывая палочки на изображение. Учить использовать элементы режиссерской игры. | 09. 2017г. 09. 2017г. | Музыкальный зал. Педагог – психолог, Учитель начальных классов. Старший воспитатель. Взрослый записывает рассказы детей и оформляет альбом рассказов для чтения. |
2 | Игра «Веселые гномики». Игровое упражнение «Измеряем разными мерками». Сказка Г. Остера «Тридцать восемь попугаев и четверть слоненка». | Закрепить представление о форме, цвете и длине. Счет в пределах 5. Закрепить ориентировку в пространстве. Учить измерять предметы с помощью двух условных мерок. Разыграть сказочную ситуацию, используя для измерения полоски Кюизенера. Формировать разговорную речь. | 10. 2017г. 10 2017г. 10. 2017г. | Подгруппы по восемь человек. За столами. Предметы в группе. Полоски. Музыкальный зал. Родители. Развлечение. |
3. | Состав числа из двух меньших «Как растут дома из чисел». Игра «Дома на нашей улице». Игровые упражнения «Покажи, как растут числа». «Сломанная лесенка». «Чет или нечет». | Учить составлять число из двух меньших. Развивать зрительный глазомер. Учить составлять числа 5 и 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах с 5 до 10 на единицу. Учить называть «соседей» данного числа. Познакомить с четными и нечетными числами. | 11. 2017г. 11. 2017г. 11. 2017г. | Домики с числом 5 на каждого ребенка. Наборы цифр. Палочки. Домики на каждого ребенка с номерами 5 и 6. Палочки. Карточки со знаками «больше», «меньше», «равно». Числовая лесенка. |
4. | Игра «Как белочка и ежик играли числами». Математические действия с палочками Кюизенера. Игровое упражнение «Палочки можно складывать». «Палочки можно вычитать». | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу. Учить детей находить палочки по сумме равные двум данным. Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Учить находить разность чисел. | 12.2017г. 12. 2017г. 12 .2017г. | Демонстрационный материал. Числовая лесенка. Группа. Карточки с действиями: 4 + 5 = 9. Палочки. Подгруппы по восемь человек. Карточки с действиями: 6 – 3 = 3. Палочки. Подгруппы по восемь человек. |
5. | «Палочки можно делить и умножать». Развлечение «Занимательная математика». | Учить детей делить числа и умножать. Познакомить со знаком «х». Закрепить названия цветов числовых обозначений. Закрепить умение составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации. | 01.2018г. 01. 2018г. | Карточки с действиями: 9 : 3 =3 1Х 1 =1. Палочки. Музыкальный зал. Родители. Дети. |
6. | Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет. Посудная лавка». Игра «Для вас, девочки». | Закрепить умение разворачивать сюжетно – ролевую игру, используя в игре ценники, деньги – цветные палочки. Учить детей создавать сюжет: в образе изображения бабочки, летающей над цветком. Закрепить умение самостоятельно дополнять изображение. | 02. 2018г. 02. 2018г. | Группа. Магазинная лавка. Палочки. На столах. Подгруппы мальчиков. |
7. | Игра – соревнование «Это вам, мальчишки». Игровое упражнение | Закрепить умение самостоятельно выкладывать изображение по замыслу. Развивать умение договариваться между собой. Учить детей воспроизводить с помощью палочек предмет по контуру. Развивать аналитические способности. | 03. 2018г. 03. 2018г. | Музыкальный зал. Две команды. Соревнование. На столах. Схемы предметов на каждого ребенка. |
8. | Игровые упражнения «Узнай длину ленты». «Измеряем разными мерками». Кроссворд «Разгадай». | Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Закрепить умение измерять с помощью двух условных мерок длину предметов. Учить детей разгадывать кроссворды. Развивать интерес и сообразительность. | 04. 2018г. 04. 2018г. | Группа. Палочки. Самостоятельная работа. На магнитной доске. Полоски. Карточки с заданиями. Таблица кроссворда. По подгруппам. |
9. | Логические задачи «Детская железная дорога». Задача № 1. Задача № 2. Задача № 3. Игра «Это мы придумали сами». | Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать условие предложенной задачи и выполнять ее решение самостоятельно. Развивать у детей творческие способности. Закрепить умение самостоятельно выкладывать палочками изображение. | 05. 2018г. 05. 2018г. | По подгруппам на столах. Каждому плоскостной паровозик. Палочки. На столах. На каждого ребенка – лист с клетками. Палочки. |
13
Приложение № 2
Примеры игровых заданий для детей дошкольного возраста при работе с палочками Кюизенера.
1.Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди белую, розовую, голубую, красную, красную, желтую палочки;
2.Возьми в правую руку столько палочек, сколько можешь удержать и назови цвет каждой палочки;
3.Найди и покажи самую длинную палочку. Какого она цвета? Самую короткую палочку. Какого она цвета?
4.Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине?
5.Какая из палочек длиннее: розовая или голубая, красная или голубая, красная или желтая? Приложи палочки друг к другу и, подровняв концы палочек с одной стороны, проверь свой ответ в каждом случае;
6.Выбери белую, розовую, голубую, красную, желтую палочки. Построй из них ступеньки. Посчитай, сколько получилось ступенек? Какая по счету розовая ступенька, голубая, красная, желтая?
7.Возьми по одной палочке каждого цвета, разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной и наоборот;
8.Возьми две белые палочки, придвинь их так близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи в наборе палочку, которая имеет точно такую же длину, как две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это какое число?
9.Выбери оранжевые палочки и построй из них квадрат;
10.Возьми две оранжевые и две голубые палочки, построй из них прямоугольник.
14
Приложение № 3
Игровое упражнение «Коврик для собачки».
Младшая группа.
Образовательная область: Познавательное развитие. Здоровьесберегающая технология.
Дидактические задачи:
- Учить различать палочки по цвету и длине;
- Учить составлять квадрат из палочек;
- Развивать мелкие мышцы пальцев и зрительный глазомер детей;
- Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Материал: Наборы палочек Кюизенера, квадратные коврики из бумаги по числу детей, игрушечные собачки.
Ход игры:
- Дети, к нам в гости пришли собачки, но им у нас без ковриков жестко и неудобно, очень холодно. Собачкам хочется квадратные коврики разного цвета, чтобы им было тепло и уютно. Давайте выложим из палочек для них такие коврики.
Дети выполняют задание.
Вопросы:
- Как вы думаете, понравятся собачкам коврики, которые вы сделали?
- Какого цвета они просили коврики? (Разноцветные).
- Какой формы?
- Получились ли у вас такие коврики?
- Дети, вы молодцы, сделали для собачек красивые коврики. Покажите, как они довольны. Они говорят вам «спасибо». (Обыгрывание).
15
Приложение № 4
Непрерывно образовательная деятельность «Поможем паровозику».
Средняя группа.
Образовательная область: Познавательное развитие. Здоровьесберегающая технология. Речевое развитие.
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста способность логически мыслить, умение оперировать цветными палочками Кюизенера;
Задачи:
- Учить детей различать палочки по длине;
- Учить детей выбирать палочку нужной длины или цвета по словесному указанию взрослого;
- Развивать представление о цвете и длине;
- Развивать зрительный глазомер;
- Упражнять в счете до 5;
- Подводить детей к пониманию, что у палочки каждого цвета есть свое число;
- Побуждать детей в ответах употреблять слова «длиннее», «корче».
Материалы: Наборы палочек пяти цветов на каждого ребенка, изображение паровозика на листе бумаги по количеству детей, набор из 15 белых палочек на каждого ребенка.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Паровозик и Ромашково».
Ход:
- Дети, вы помните, какой мы вчера смотрели мультфильм? Сегодня мне позвонили со станции и сказали, что паровозик опять где – то задержался. Я стала искать паровозик и нашла его. Оказывается он, как всегда остановился полюбоваться ландышами.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
- Когда паровозик и пассажиры вернулись к вагончикам, их не оказалось на месте. Паровозик очень расстроился. Он ведь обещал, что больше не будет опаздывать. И теперь не знает, как довести пассажиров до станции. Давайте поможем паровозику, присоединим ему новые вагончик.
Пальчиковая гимнастика.
- Вагончики мы сделаем из цветных палочек. Они все разного цвета и разной длины. Начинать ставить вагончики будем с самого короткого. Найдите самую короткую палочку. Какого она цвета? Поставьте ее рядом с паровозиком. Это наш первый вагончик.
- Находим опять самую короткую палочку. Какого она цвета? Ставим ее рядом с белым вагончиком. (Таким образом составляется весь поезд).
- Давайте посчитаем, сколько вагончиков у нашего поезда. Чтобы не ошибиться, при счете нужно дотрагиваться пальчиком до каждого вагончика. (Дети считают вагончики).
- Молодцы! У нашего поезда 5 вагончиков.
16
Вопросы:
- Покажите самый длинный вагончик. Какого он цвета?
- Покажите самый короткий вагончик. Какого он цвета?
- Какого цвета вагончик стоит с желтым? Какой он длины?
- Какого цвета вагончик между розовым и красным?
- Покажите вагончик, который стоит рядом с белым. Какого он цвета? Он длиннее или короче белого?
Физминутка: «Считаем до пяти».
- Наш поезд готов к отправлению, пассажиры готовы занять свои места. Пассажирами у нас будут белые палочки. Так как все вагончики разной длины, то и пассажиров в них будет разное количество. Давайте поможем им правильно распределиться по вагонам.
- Посадка начинается с самого короткого вагончика. Возьмите одного пассажира и посадите его в белый вагон. Сколько пассажиров поместилось в белом вагоне? Теперь будем сажать пассажиров в розовый вагончик. Посчитайте, сколько пассажиров поедет в розовом вагоне? ( Таким образом, дети сажают пассажиров во все вагоны).
- Все пассажиры заняли свои места, можно отправляться в путь. Паровозик очень рад, что можно ехать дальше и помчался на станцию Ромашково, напевая свою песенку.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
- Дети, что мы сегодня с вами делали?
- Скажите, может кто – то помнит, сколько пассажиров в розовом вагончике? В желтом? В красном? Вы молодцы, помогли паровозику и он вам говорит «спасибо».
17
Приложение № 5
Непрерывно образовательная деятельность «Веселые гномики».
Старшая группа.
Образовательная область: Познавательное развитие. Здоровьесберегающая технология. Речевое развитие.
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста способность логически мыслить, умение конструировать, оперировать цветными палочками Кюизенера.
Задачи:
- Формировать у детей умение строить числовой ряд до 5;
- Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения;
- Развивать у детей зрительный глазомер и мелкие мышцы пальцев;
- Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- Закрепить дни недели.
Материалы: Наборы цветных палочек Кюизенера. Плоскостные фигурки паровозика и гномиков. Карточки с изображением различных фигур.
Ход:
- Дети, давайте вспомним сказку про добрых лесных человечков. Как она называется ? («Белоснежка и семь гномов»). Сегодня эти добрые смешные человечки пришли к нам в гости. У них необычные имена: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Повторите.
- Расставьте цветные палочки от Понедельника до Воскресенья. Как вы думаете, какую палочку нужно взять для Понедельника? Для Вторника? и т. д.
Дети выполняют задание.
- Гномики решили все вместе отправиться в путешествие на поезде. Постройте поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочек. Прежде, чем посадить в вагончики гномиков, давайте узнаем сколько мест в каждом вагончике. Белая палочка – это одно место.
- Сколько мест в первом вагончике? В третьем вагончике?
- Сколько пассажиров поедет в желтом вагончике? Почему?
Дети выполняют задание.
Физминутка.
«Раз сидел веселый гном Ти – ла ла да ти – ла ла
На пеньке под елкой, На пеньке под елкой,
И латал свой колпачок, И латал свой колпачок
Хвойною иголкой. Хвойною иголкой.
18
- Гномикам захотелось поиграть со своими друзьями. Только они спрятались и гномики не могут их найти. У вас на столах карточки с изображением различных фигур. Помогите гномикам найти своих друзей.
Дети выполняют задание.
- Назовите друзей своих гномиков.
- Дети, как вы думаете, понравилось ли гномикам путешествовать в ваших поездах?
- В какие игры играли гномики со своими друзьями?
- Было ли им весело?
19
Приложение № 6
Математические действия с палочками Кюизенера.
Подготовительная группа.
Образовательная область: Познавательное развитие. Здоровьесберегающая технология.
Дидактические задачи:
- Закрепить названия цветов и числовое обозначение;
- Закрепить умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет;
- Научить пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации.
Материал: Наборы палочек Кюизенера. Таблички с примерами.
1. Игровое упражнение «Палочки можно складывать».
- Дети, возьмите в левую руку желтую палочку, а в правую – красную.
- Какие числа у вас?
- Что получиться если числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и желтой. Выложите перед собой ваше действие с помощью цифр и знаков: 4 + 5 = 9.
Правило: Числа, которые мы складываем, называются слагаемыми, а результат сложения – суммой.
2. Игровое упражнение «Палочки можно вычитать».
- Дети, возьмите в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую.
- Какие числа у вас?
- Какое число больше (меньше)?
- Что получится, если из большего вычесть меньшее? 5 – 3 = 2.
Правило: Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым, число, которое вычитают – вычислительным, а результат вычитания – разность.
3. Игровое упражнение «Палочки можно делить».
4. Игровое упражнение « Палочки можно умножать».
20
Приложение № 7
Дидактические задачи «Детская железная дорога».
Образовательная область: Познавательное развитие. Здоровьесберегающая технология.
Дидактические задачи:
- Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
- Учить понимать условие предложенной и выполнять ее решение самостоятельно;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал: Набор палочек Кюизенера. Плоскостные фигурки паровозика из Ромашково.
Ход:
Задача № 1.
- Наш поезд состоит из трех вагонов: голубого, розового и желтого. При этом желтый в середине, а розовый не является первым. В какой цветовой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров село на вокзале?
Когда дети хорошо осваивают задачи такого типа, можно сделать усложнение с переходом на десяток.
Задача № 2.
- Наш поезд состоит из трех вагонов: голубой, фиолетовый, желтый. При этом фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров село на вокзале?
Задача № 3. Более сложная задача.
- Наш поезд состоит из трех вагонов: голубой, фиолетовый, желтый. При этом фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. В какой последовательности стоят вагоны. Сколько пассажиров село в поезд на вокзале? Сколько пассажиров доехало до конечной станции? Как проверить?
21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. ...
"Палочки Х. Кюизенера-средства познания логики и математики в дошкольном возрасте". Сообщение на педагогическом совете
Сообщение на педагогическом совете...
Консультация для родителей: Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с деть...
Палочки Кюизенера-средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24930180","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочк...
Тема самообразования: «Использование палочек Х.Кюизенера в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателя логопедической группы....