Конспект НООД в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук (й) и буква Йй"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук (й) и буква Йй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе | 431.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад № 5»
ФИО педагога –
- Зеленцова Светлана Алексеевна.
Возрастная группа воспитанников –
- подготовительная группа общеразвивающей направленности.
Наименование образовательной организации –
- Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Шарьи «Детский сад № 5»
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности –
- «Звук (й) и буква Йй»
Программные задачи –
- Формировать навыки звукового анализа.
- Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «й»
- Развивать фонематический слух, память, логическое мышление и внимание.
- Познакомить детей с буквой «Йй»
- Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.
Интегрируемые образовательные области –
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Материал и оборудование –
- Иллюстрации с различными предметами со звуком (й), презентация «Звук (й) и буква Йй», ноутбук, волшебная палочка, буква «Й» разного шрифта, указка, схема звуков, мяч, карточки с заданиями, счетные палочки, зеркала по количеству детей.
Методы и приемы -
- Наглядные, словесные, практические, создание игровой ситуации.
Планируемый результат –
- В результате работы дети должны иметь навыки звукового анализа, правильного произношения звука (й), различать букву «Й» от других пройденных букв.
Предварительная деятельность с воспитанниками –
- Дидактическая игра «Один-много», игра «Сломанный телевизор»
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы | |
1 часть – вводная | Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность. | |||
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. - А как ещё можно поздороваться? - Какое у вас сейчас настроение? Почему вы так решили? - Давайте мы начнем занятие с нашего приветствия: Вот и мы, и ты и я. Мы - одна семья. Улыбнись тому, кто слева. Улыбнись тому, кто справа. Мы - одна семья! - Вы знаете. Я сегодня, когда пришла утром на работу, то ко мне подошла девочка из старшей группы, Юля. Она рассказала мне о том, что они начали знакомиться со звуками и буквами. Ей очень интересно узнать о звуке (й) и букве «Й» - Чем мы можем ей помочь? - Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие для новых знаний. Вы согласны? Но для этого нужно превратиться в путешественников. Повторяйте все за мной: Вправо, влево повернись, В путешественников превратись! | Дети стоят в кругу вокруг воспитателя. Дети здороваются. Ответы детей. Ответы детей. Дети выполняют. Дети высказывают свои предположения. (самим больше узнать об этом звуке и букве) | Волшебная палочка. | ||
2 часть – основная | Цель: Формировать навыки звукового анализа. Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «й» Развивать фонематический слух, память, логическое мышление и внимание. Познакомить детей с буквой «Йй» Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей. | |||
- Мы с вами оказались на планете Знаний. Первая наша станция «Любознай-ка» Я предлагаю вам повторить цепочку слов, у кого мяч окажется, тот и повторяет. Вы согласны? каравай—край—улей, двойка—воробей—лейка, линейка—попугай—стройка, герой—змей—трамвай, попугай—балалайка—скамейка, зайка—майка—сарай, копейка—клей—чайка, скамейка—стройка—тройка. - Подскажите, пожалуйста, о каком звуке сегодня пойдет речь. Правильно, о звуке й. А вам будет интересно узнать об этом звуке побольше? Тогда я предлагаю вам взять зеркала и понаблюдать, что же будет происходить. - При произнесении этого звука губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Голосовые связки вибрируют. Воздушная струя выходит толчкообразно. - Раз, два, три, Зеркала все убери. - А теперь я предлагаю провести небольшую речевую зарядку. Ой-ой-ой — дядя наш герой. Ай-ай-ай — испекли мы каравай. Ей-ей-ей — на ветке воробей. - А вот и следующая наша станция «Отгадай-ка» - Подскажите мне, пожалуйста, звук (й) гласный или согласный? - А почему вы решили, что он согласный? (Мы его пропеть не можем) - Звук (й) согласный, звонкий и всегда мягкий. -Молодцы. А каким цветом определяют звук (й) и почему? -Посмотрите, на доске вывешены картинки. Я предлагаю вам внимательно посмотреть и сказать, в названии каких картинок есть звук (й) - Назовите слова, в которых звук (й) стоит в начале слова? - Назовите слова, в которых звук (й) стоит в середине слова? - Назовите слова, в которых звук (й) стоит в конце слова? Педагог вместе с детьми произносит и разбирает каждое слово (чайник, воробьи, трамвай, лейка, яйцо, кофейник, скамейка, чайка, караваи, соловей, майка, клей, сарай) - Подскажите, пожалуйста, как можно изменить слова воробьи, караваи, чтобы в них слышался звук (й)? - Правильно, поставить в единственное число – воробей, каравай. - Следующая станция «Играй-ка» - Вам я предлагаю сейчас поиграть в очень интересную игру. Вы согласны? - Помогите мне, пожалуйста, подобрать к словам, изображенным на картинках слова мой, моя, моё, мои. Это ребята местоимения (место имени) (мой чайник, моя лейка, мои майки, моё яйцо и т.п.) - Я предлагаю вам присесть за столы. Не забывайте – ноги стоят плотно на полу, спины прямые, глаза смотрят вперед, руки на столе. - Вот и следующая наша станция «Буквенная» Гимнастика для глаз. - Посмотрите вдаль. Повращайте глазами по кругу, в левую сторону, в правую, по диагонали, вверх, вниз. Молодцы! Мы с вами уже знаем, что каждому звуку соответствует буква. Вот она какая. - Букву «Й» зовут «И кратким» «Й» почти как «И» в тетрадке. Чтобы «Й» не спутать с «И»- Сверху палочку пиши. - Из каких элементов состоит эта буква? - Посмотрите, пожалуйста, на магнитную доску на ней изображение буквы «Йй» - это символ звука (й) Буква «Йй» живет по адресу: пятый этаж, квартира № 5. Варя, посели, пожалуйста, букву «Йй» в буквенный дом. - Давайте посмотрим еще раз на букву «Йй» - Я предлагаю вам в воздухе прорисовать букву «Й» - А теперь я предлагаю из счетных палочек выложить букву «Й» Две палочки вертикально, на расстоянии друг от друга. А третья – слева направо по диагонали. Не забудьте поставить галочку вверху. Если вам нужна моя помощь – поднимите руку. - А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем с нашими пальцами. - Мы делили апельсин. Сжимаем и разжимаем кулак. Много нас, а он один. Эта долька для ежа. Загибаем пальцы, начиная с большого. Эта долька для стрижа. Эта долька для утят. Эта долька для котят. Эта долька для бобра. А для волка кожура. Машем пальцами. Он сердит на нас – беда. Разбегайтесь кто куда! Стучим пальцами по столу. - Ну, что, продолжим? У вас у каждого есть на столах листы с заданиями. И первое задание будет таким. Вам нужно вместо точек написать букву «Й» - Теперь кто справился может подчеркнуть внизу букву й в словах. Где она присутствует. - И самое сложное задание: найти место буквы й в каждом слове. Если буква й находится вначале слова – предлагаю раскрасить этот квадрат зеленым цветом, если в середине слова, то второй, а если в конце слова- третий. - Кто справился первым, напишет на доске. А вы проверьте, правильно ли написали. - Пожалуйста, кто справился – помогите соседу по столу. - Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Положите аккуратно все на край стола, задвиньте аккуратно стулья и подойдите, пожалуйста ко мне. - Вправо, влево повернись. В группе очутись! - Вот мы и вернулись обратно в нашу группу. | Дети стоят в кругу и повторяют. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети берут зеркала и произносят звук. Дети проговаривают. Дети убирают зеркала. Дети повторяют. Дети подходят к магнитной доске. Дети отвечают полным ответом. Зеленым, так как он мягкий. Дети по очереди подходят и определяют место звука в слове. Опрос детей. Ответ детей. Дети берут сами атрибуты и подбирают местоимения. Дети рассматривают на слайдах букву Й. Ответы детей. Варя заселяет букву Й в домик. Дети выполняют. Дети выкладывают самостоятельно. Дети выходят из-за столов и встают на ковер. | Мяч большой рзиновый. Иллюстрации на магнитной доске. Стол с зеркалами на каждого ребенка. На магнитной доске схемы «Место звука в слове», картинки по теме. Атрибуты: лапти, яйцо, чайник, лейка. Изображения с буквой «й» в разных вариациях. Выкладываются счетные палочки. На столах задания. Цветные карандаши. Вносится волшебная палочка. | ||
3 часть – заключительная | Цель: Подвести общий итог НОД, провести плавный переход деятельности детей. | |||
- Скажите, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомились? (ответы детей полным ответом) - Что вы сегодня для себя узнали нового? - Продолжите, пожалуйста, предложения:
- Вы хотели бы дальше продолжать знакомиться со звуками и буквами? - А скажите, пожалуйста, можем мы теперь рассказать Юле и ее друзьям о звуке (й) и букве «Йй»? - Вы знаете, вы хорошо сегодня занимались (отметить кто именно) (отметить и тех, кто не очень хорошо занимался) У меня для вас есть подарок - игра. После сна мы познакомимся с правилами и поиграем, сходим в старшую группу и расскажем ребятам о звуке и букве, с которой сегодня познакомились. А сейчас мы с вами попрощаемся с нашими гостями, а сами немного потанцуем. - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Если весело живется…» | Мы познакомились со звуком (й) и буквой «Йй» Когда произносим звук (й), то губы вытягиваются в улыбке. Он согласный, мягкий, звонкий. Буква «Й» состоит из трех элементов. Мы научились писать букву «Й» Дети отвечают. Ответ детей. Дети прощаются с гостями. | Вносится новая настольно-печатная игра. Включается музыка. |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)
Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Волшебница буква"Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты.Задачи:Образовательные...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [c] Знакомство с буквой С»
Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в речи, на продолжение обучения детей подготовительной группы правильно определять наличие/отсутствие этого звука в словах, соверше...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте. Знакомство с буквой "Г", звук "Г"...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Закреплять правильное произношение звука г в речи, продолжатьучить определять наличие или отсутствие этого звука в словах, развивать связную речь....
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство с буквой "Л""
Тема: «Знакомство с буквой Л»Цель: познакомить с буквой Л.Задачи:Образовательные:- научить детей правильно произносить звук [Л], (ЛЬ) в различных формах речевой деятельно...
Конспект НООД в подготовительной группе "Буква Л и звуки Л-Ль"
Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков Л, Л’. Познакомить с буквой Л.Программное содержание:Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грам...