Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство с буквой "Л""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Суворова Юлия Николаевна

Тема:   «Знакомство с буквой Л»

Цель: познакомить с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

- научить детей правильно произносить звук [Л], (ЛЬ)  в различных формах речевой деятельности;

– формировать умение определять местоположение звука в слове;

 Развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, память, активный словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию  к  учебной деятельности через использование игровых приёмов;

- воспитывать правильную звуковую культуру речи;

Оборудование: компьютер, ракушки, камушки, игрушка Лунтик, игрушка Рыба, мяч,  картинки героев из одноименного мультфильма, иллюстрации к играм, листы с заданиями, музыкальное сопровождение, фрагмент мультфильма «Имя», магнитные буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

НОД в подготовительной группе

Тема:   «Знакомство с буквой Л»

Цель: познакомить с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

- научить детей правильно произносить звук [Л], (ЛЬ)  в различных формах речевой деятельности;

– формировать умение определять местоположение звука в слове;

 Развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, память, активный словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию  к  учебной деятельности через использование игровых приёмов;

- воспитывать правильную звуковую культуру речи;

Оборудование: компьютер, ракушки, камушки, игрушка Лунтик, игрушка Рыба, мяч,  картинки героев из одноименного мультфильма, иллюстрации к играм, листы с заданиями, музыкальное сопровождение, фрагмент мультфильма «Имя», магнитные буквы.

                                                    Ход занятия

 

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое, вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце  занятия.

- К нам на занятие сегодня придет гость из мультфильма, а чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны.

Его любят малыши. (Лунтик)

 (появляется игрушка Лунтик)

- Но наш он совсем не весел, он плохо знает буквы, не умеет правильно говорить, к тому же еще и  потерял звук , говорит, что его зовут унтик , а слова произносит  так:   ампа,. авка, са. ат, ха. ат, сто., шко. а»   (воспитатель показывает картинки и  дети правильно проговаривают каждое слово).

- Какой звук  он потерял?

- Это звук Л.

- ну а, если он потерял, значит мы?.....Поможем ему вернуть звук Л? Для этого мы сегодня поиграем с этим звуком, узнаем букву, которая обозначает этот звук.

А чтобы звук  получился правильный, нужно правильно его произнести.

- При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

Характеристика звука (Л).

- Что мы можем сказать о звуке [Л]?

Звук (Л) согласный или гласный?

 - согласный

 Звонкий или глухой?

 - звонкий

Правильно.

Он  может быть твердым и мягким. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.

Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?

 - синим

А мягкий согласный?

 - зеленым

(что здесь лучше показать?)

Актуализация звука с пом. логопедической песенки– чистоговорки.

Красивые песенки получаются с этим звуком.

Лю-лю-лю-лю – как же плавать я люблю…

 Ла-ла-ла -ла  - возле моря есть скала.

Ло-ло-ло ло - ой, куда нас занесло!

Ля-ля-ля-ля – прыгать нам с нее нельзя!

 - Прыгать со скалы мы с вами не будем, это опасно, а вот в пруд с Лунтиком нырнем…

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

- Посмотрите, кто приплыл к нам на встречу? Рыба.

-Она что-то несет нам. Это картинки. Предлагаю вам разделиться на три команды. Ребята,   вы должны определить место звуков [Л] — [Л"], в словах (начале, середине или в конце слова).(На столах, подгруппы). Под один камушек кладем картинки, где звук л или ль в начале слова, под другой, где звук л или ль в средине, а под третий – где звук л или ль в конце.

Дидактическая игра «Определи место звука»

Предметные разрезные картинки: дятел, малина, лодка

- Кто-то дергает за водоросли. А это жаба Клава. Как можно заменить слово жаба?(лягушка ) Давайте поднимемся на сушу. Интересно, а в слове лягушка, где находится звук л? Он мягкий или твердый?.......

а прежде чем путешествовать дальше, постираем и высушим наши вещи.(картинка персонажа из мультфильма)

Физминутка «Стирка» проводят дети

Развитие фонематического слуха. Игра с мячом в кругу, (без поддержки наглядного образа) «Накорми Лунтика» 
 -  Наш герой очень проголодался. Накормим его? Ловим мяч и называем продукты, в названии которых есть звук л или ль.
 (яблоко, плюшки, лимон, слива, колбаса, молоко, клубника, булка, мармелад и т.д.) (картинка Лунтика за столом….)

  - Теперь переместимся с вами на кувшинки ( садимся за столы). Посмотрите внимательно на доску.  Вот такая замечательная буква обозначает звук [л, ль]. Алфавит продолжит наш буква эль – ?.Скажите, на что она похожа? (Ответы детей)

 Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя тише. Предлагаю размять пальчики и составить букву эль из ракушек.

Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

 Выкладывание буквы из ракушек (макароны)(работа в парах)

- нашему гостю понравились ваши буквы, он запоминает букву эль! И продолжает с нами путешествовать.

- Мила тоже хочет помочь другу, поэтому принесла листочки с заданиями.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a15/00028e9c-d964a725/16/hello_html_m293d31cc.jpg

(здесь буквы должны быть любые или те, которые дети знают?)

- Ааа, вот кто еще к нам пожаловал это…тете Моте стало скучно. Она хочет поиграть  И ПОЧИТАТЬ с нами . 

Игру «Порт»   Дети подходят к доске                                                                         

 Лодка по реке плыла, букву «Л» она везла. Подплыла к причалу «А», прочитали дети – ЛА. Подплыла к причалу «Ы», прочитали тихо – ЛЫ. Подплыла к причалу «Я», прочитали громко – ЛЯ. Подплыла к причалу «У», прочитали дружно – ЛУ   

Вывод по имени героя…….

 - Ребята, а кто может составить имя героя (из магнитных букв) – Денис, Милана

Давайте произнесём имя (Лунтик), где находится звук (в начале) Какой он?(твердый)

Молодцы, ребята. Какой звук мы помогли вернуть Лунтику?

С какой буквой познакомились?

 Теперь он будет  правильно называть свое имя. (Игрушку убирают за компьютер, а дети смотрят фрагмент мультфильма «Имя»)

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение? Что понравилось? В какие игры вы бы хотели еще поиграть? Лунтик дарит вам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте . Тема:

Дифференциация звуков (К) – (К); (Г) – (Г). Закреплять умение выделять звуки в словах и дифференцировать звуки. Давать характеристику звукам, различать твердые и мягкие, согласные, глухие и...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению творческому рассказыванию на тему «Я - волшебник».

Программное содержание:Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.Материал к занятию. «Волшебное дерево», к веткам ко...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)

Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении»....

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Волшебница буква"Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты.Задачи:Образовательные...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [c] Знакомство с буквой С»

Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в речи, на продолжение обучения детей подготовительной группы правильно определять наличие/отсутствие этого звука в словах, соверше...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте. Знакомство с буквой "Г", звук "Г"...