Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство с буквой "Л""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Знакомство с буквой Л»
Цель: познакомить с буквой Л.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей правильно произносить звук [Л], (ЛЬ) в различных формах речевой деятельности;
– формировать умение определять местоположение звука в слове;
Развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, память, активный словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через использование игровых приёмов;
- воспитывать правильную звуковую культуру речи;
Оборудование: компьютер, ракушки, камушки, игрушка Лунтик, игрушка Рыба, мяч, картинки героев из одноименного мультфильма, иллюстрации к играм, листы с заданиями, музыкальное сопровождение, фрагмент мультфильма «Имя», магнитные буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте.
НОД в подготовительной группе
Тема: «Знакомство с буквой Л»
Цель: познакомить с буквой Л.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей правильно произносить звук [Л], (ЛЬ) в различных формах речевой деятельности;
– формировать умение определять местоположение звука в слове;
Развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, память, активный словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через использование игровых приёмов;
- воспитывать правильную звуковую культуру речи;
Оборудование: компьютер, ракушки, камушки, игрушка Лунтик, игрушка Рыба, мяч, картинки героев из одноименного мультфильма, иллюстрации к играм, листы с заданиями, музыкальное сопровождение, фрагмент мультфильма «Имя», магнитные буквы.
Ход занятия
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое, вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?
На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)
(Ответы детей.)
– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце занятия.
- К нам на занятие сегодня придет гость из мультфильма, а чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны.
Его любят малыши. (Лунтик)
(появляется игрушка Лунтик)
- Но наш он совсем не весел, он плохо знает буквы, не умеет правильно говорить, к тому же еще и потерял звук , говорит, что его зовут унтик , а слова произносит так: ампа,. авка, са. ат, ха. ат, сто., шко. а» (воспитатель показывает картинки и дети правильно проговаривают каждое слово).
- Какой звук он потерял?
- Это звук Л.
- ну а, если он потерял, значит мы?.....Поможем ему вернуть звук Л? Для этого мы сегодня поиграем с этим звуком, узнаем букву, которая обозначает этот звук.
А чтобы звук получился правильный, нужно правильно его произнести.
- При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.
Характеристика звука (Л).
- Что мы можем сказать о звуке [Л]?
Звук (Л) согласный или гласный?
- согласный
Звонкий или глухой?
- звонкий
Правильно.
Он может быть твердым и мягким. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.
Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?
- синим
А мягкий согласный?
- зеленым
(что здесь лучше показать?)
Актуализация звука с пом. логопедической песенки– чистоговорки.
Красивые песенки получаются с этим звуком.
Лю-лю-лю-лю – как же плавать я люблю…
Ла-ла-ла -ла - возле моря есть скала.
Ло-ло-ло ло - ой, куда нас занесло!
Ля-ля-ля-ля – прыгать нам с нее нельзя!
- Прыгать со скалы мы с вами не будем, это опасно, а вот в пруд с Лунтиком нырнем…
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).
- Посмотрите, кто приплыл к нам на встречу? Рыба.
-Она что-то несет нам. Это картинки. Предлагаю вам разделиться на три команды. Ребята, вы должны определить место звуков [Л] — [Л"], в словах (начале, середине или в конце слова).(На столах, подгруппы). Под один камушек кладем картинки, где звук л или ль в начале слова, под другой, где звук л или ль в средине, а под третий – где звук л или ль в конце.
Дидактическая игра «Определи место звука»
Предметные разрезные картинки: дятел, малина, лодка
- Кто-то дергает за водоросли. А это жаба Клава. Как можно заменить слово жаба?(лягушка ) Давайте поднимемся на сушу. Интересно, а в слове лягушка, где находится звук л? Он мягкий или твердый?.......
а прежде чем путешествовать дальше, постираем и высушим наши вещи.(картинка персонажа из мультфильма)
Физминутка «Стирка» проводят дети
Развитие фонематического слуха. Игра с мячом в кругу, (без поддержки наглядного образа) «Накорми Лунтика»
- Наш герой очень проголодался. Накормим его? Ловим мяч и называем продукты, в названии которых есть звук л или ль.
(яблоко, плюшки, лимон, слива, колбаса, молоко, клубника, булка, мармелад и т.д.) (картинка Лунтика за столом….)
- Теперь переместимся с вами на кувшинки ( садимся за столы). Посмотрите внимательно на доску. Вот такая замечательная буква обозначает звук [л, ль]. Алфавит продолжит наш буква эль – ?.Скажите, на что она похожа? (Ответы детей)
Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя тише. Предлагаю размять пальчики и составить букву эль из ракушек.
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Выкладывание буквы из ракушек (макароны)(работа в парах)
- нашему гостю понравились ваши буквы, он запоминает букву эль! И продолжает с нами путешествовать.
- Мила тоже хочет помочь другу, поэтому принесла листочки с заданиями.
(здесь буквы должны быть любые или те, которые дети знают?)
- Ааа, вот кто еще к нам пожаловал это…тете Моте стало скучно. Она хочет поиграть И ПОЧИТАТЬ с нами .
Игру «Порт» Дети подходят к доске
Лодка по реке плыла, букву «Л» она везла. Подплыла к причалу «А», прочитали дети – ЛА. Подплыла к причалу «Ы», прочитали тихо – ЛЫ. Подплыла к причалу «Я», прочитали громко – ЛЯ. Подплыла к причалу «У», прочитали дружно – ЛУ
Вывод по имени героя…….
- Ребята, а кто может составить имя героя (из магнитных букв) – Денис, Милана
Давайте произнесём имя (Лунтик), где находится звук (в начале) Какой он?(твердый)
Молодцы, ребята. Какой звук мы помогли вернуть Лунтику?
С какой буквой познакомились?
Теперь он будет правильно называть свое имя. (Игрушку убирают за компьютер, а дети смотрят фрагмент мультфильма «Имя»)
Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение? Что понравилось? В какие игры вы бы хотели еще поиграть? Лунтик дарит вам раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте . Тема:
Дифференциация звуков (К) – (К); (Г) – (Г). Закреплять умение выделять звуки в словах и дифференцировать звуки. Давать характеристику звукам, различать твердые и мягкие, согласные, глухие и...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению творческому рассказыванию на тему «Я - волшебник».
Программное содержание:Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.Материал к занятию. «Волшебное дерево», к веткам ко...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)
Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении»....
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Волшебница буква"Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты.Задачи:Образовательные...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [c] Знакомство с буквой С»
Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в речи, на продолжение обучения детей подготовительной группы правильно определять наличие/отсутствие этого звука в словах, соверше...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте. Знакомство с буквой "Г", звук "Г"...