Мастер-классс для педагогов "Игра на ложках как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_lozhki.docx | 38.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«ИГРА НА ЛОЖКАХ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с использованием деревянных ложек в процессе музыкального воспитания в ДОУ.
- познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.
Ход мастер класса
Добрый день. Уважаемые коллеги!
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
- в непосредственной образовательной деятельности;
- в театральной деятельности;
- выступления на праздниках;
- кружковая работа.
В разных видах деятельности:
- пение;
- слушание музыки;
- музыкально – ритмическое движение.
Сегодня я хочу вас научить некоторым приемам игры на деревянных ложках. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, бесспорный факт.
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.
Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук.
«Замок»
Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули.
Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.
Ложка состоит из черенка и черпака (для детей корешок и шапочка). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.
Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.
Ритмическое упражнение:
1-2-3. – Ты на ложки посмотри,
1-2-3-4 - Вот мы ложечки купили.
1-2-3-4-5 – Будем мы на них играть
Обучение на двух ложках можно поделить на два этапа, всегда пользоваться правилом, переходя от простого к сложному.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.
2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.
1 этап.
«Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
*Удар 'шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это
движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного покачивается, то в одну сторону, то в другую.
* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.
Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.
Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.
2 этап.
Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками». Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку.
Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в
ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками».
Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.
Приём «Мячик». На 1-2-3 ударяют ложкой по левому колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Добавляют удар по правому колену, груди.
Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов по ладони левой руки.
Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.
Прием «Малая дробь», «Большая дробь». Ударяют скользящий удар по левой ладони и левому колену. Выполняется сидя. К «большой дроби» добавляется еще точка для удара – правое колено.
Предлагаю повторить все приемы игры на ложках под мелодию русской народной песни «Как на тоненький ледок».
Заключение
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго!
Список использованной литературы:
- Каминская Е. А. Некоторые сведения из истории игры на ложках // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 90-91;
- Осипов А. Н. «Как у наших у ворот». Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. Автор : преподаватель Губинской ДШИ, заслуженный работник культуры России А. Н. Осипов. 2007 https://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf
- Рытов Д. А. «Искусство игры на ложках» - СПб, Музыкальная палитра, ж. 1,2, 2001.
- Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001.
- Чайкина Э.А. «Основные приёмы игры на деревянных ложках»
https://yandex.ru/video/preview/15312682987390705193
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста".
Опыт работы...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Опыт работы...
Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...