Дифференциация звуков С-Сь
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Астафьева Виктория Николаевна

Дифференциация звуов С-Сь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие240.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Гнёздышко» г.о. Спасск-Дальний

Конспект

непрерывной образовательной деятельности (НОД)

по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)  

у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

на дидактической основе.

Образовательная область «Речевое развитие».

                    Тема: Загадочная  история со звуками  [с], [с’]

Подготовлен:                                                      

Учителем - логопедом  детского сада,

первой квалификационной категории,

Астафьевой Викторией Николаевной

г.о. Спасск-Дальний

2020г.

        

Пояснительная записка к конспекту

непрерывной образовательной деятельности (НОД)

по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)  

у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

на дидактической основе.

Образовательная область «Речевое развитие».

Предлагаемый конспект НОД разработан в рамках Рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет подготовительная группа), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в рамках рабочей программы старшей возрастной группы (5-6 лет). В процессе НОД осуществляется интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие».

Тип НОД - занятие по ознакомлению с новым материалом на основе деятельностного подхода с применением игровой технологии.

На занятии одновременно решаются такие дидактические задачи как:

  • усвоение новых знаний, умений и навыков
  • получение опыта практической деятельности
  • закрепление и  упражнение в использовании  новых навыков деятельности.

Содержание занятия представляет собой совокупность  приемов и упражнений, способствующих формированию умений различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, производить анализ слов; определять место звука в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твёрдый согласный, мягкий согласный), правильно употреблять соответствующие термины.

Актуальность предлагаемого материала  в том, что он показывает возможности использования игровой технологии при проведении НОД  с детьми старшего дошкольного возраста, также предполагает диагностический  срез на усвоение детьми программного материала.

Тема: Загадочная  история со звуками  [с], [с’]

Цель занятия: Обучение дифференциации звуков  [с], [с’] изолированно, в слогах и

             словах.

Задачи:

1. Научить  дифференцировать звуки  [с], [с’] по твёрдости и мягкости;

 2. Закрепить у детей умение артикулировать звуки  [с], [с’]

 3. Развивать умение различать на слух звуки [с], [с’]  и выделять их из

      ряда слогов и слов;

 4. Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слов «сом» и «гуси»;

 5. Воспитывать у детей отзывчивость,  желание прийти на  помощь.  

Методы и приемы:

- Словесные  (беседа; художественное слово; загадки; поощрение; указание)

- Наглядные (иллюстрации; конверты, фишки, игровое поле; игрушки, части рисунка- ключ; картинки настроения);

- Игровые (игровой сюжет, дидактические игры)

- Практические (упражнения; выкладывание схемы; склеивание силуэта ключа, работа с карточками)

- Частично-поисковый (вопросы проблемного характера).

Обоснованность и взаимосвязь целей и задач

В данной разработке занятие построено на основе игрового сюжета,   мотивация обеспечивается за счёт введения детей в проблемную ситуацию (текст с ошибками, телефонный звонок). Цель и  задачи  взаимосвязаны и логически подводят  детей к освоению программного материала.

Преемственность

В рамках рабочей программы по формированию элементарных математических представлений предусмотрено  3 часа на изучение тем по использованию условной мерки при сравнивании и  измерении предметов различной длинны и ширины.

Условия реализации

Данную разработку НОД целесообразно применять  во второй половине учебного года, с подгруппой детей состоящей из 6 – 10 человек старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Сочетается с образовательной программой  ДОУ и рабочей программой группы, а также с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Материальная и техническая база: 

- телефон

- зеркало

- игрушки,  пособие  «Игровое  поле»  (авторская работа)

- картинки

- магнитная доска с фишками

- фишки для выполнения звукового анализа слова

- карточки  для  проверочной  работы,

- карандаши на каждого ребёнка зелёного и  синего цвета

- бумага, клей

- конверты разных размеров.

Технические указания.

  • НОД проводится с подгруппой детей состоящей из 8-10человек.
  • время проведения НОД – 20-25 минут.
  • учет индивидуальных особенностей детей.
  • оснащение индивидуальных рабочих мест необходимым материалом для работы (фишки для выполнения звукового анализа, карточки, цветные карандаши  синего и зелёного цвета).

Ожидаемый результат: .

        -     знают правильную артикуляцию звуков  [с], [с’];

  • умеют  дифференцировать звуки [с], [с’]  по твёрдости и мягкости, различают их на слух, выделять их из  ряда слогов и слов;
  • выполняют  звуковой анализ слова  «гуси».

Задание, предложенное детям для выявления уровня усвоения материала

НОД и критерии оценки.

Заключительным этапом занятия является  контрольный срез, который показал уровень освоения детьми программного материала.

На столах карточки с  картинками в названии которых есть звуки [с], [с’], синий и зеленый карандаши.

 Обведите картинку в названии которой есть звук [с]  - синим цветом, а со звуком [с’] -  зелёным. 

Критерии оценивания в умении находить нужный звук в слове

Уровень развития

Критерии оценки

3 балла

Самостоятельно выполняет задание

2 балла

Выполняет с помощью педагога

1 балл

Задание не выполняет.

Основная часть

Тема: Дифференциация звуков [с], [с’]

Тема для детей: Загадочная  история со звуками  [с], [с’]

Цель занятия: Обучение дифференциации звуков [с], [с’]  изолированно, в слогах и  словах.

Мотивация: Мотивация обеспечивается за счёт введения детей в проблемную ситуацию (текст с ошибками, телефонный звонок). 

Задачи:

1. Развивать фонематический слух

2. Закрепить правильную артикуляцию  звуков  [с], [с’]

 3. Учить  различать звуки [с], [с’] по твердости - мягкости, выделять из

      ряда слогов и слов.

 4. Упражнять в умении выполнять звукового анализ слов «сом» и «гуси»

 5. Воспитывать у детей отзывчивость,  желание прийти на помощь.  

Ожидаемый результат:     

       -     знают правильную артикуляцию звуков [с], [с’];

  • умеют  дифференцировать звуки [с], [с’]  по твёрдости и мягкости, различают их на слух, выделять их из  ряда слогов и слов;
  • выполняют  звуковой анализ слова «гуси».

Оборудование к занятию:

- телефон

- зеркало

- игрушки,  пособие  «Игровое  поле»  (авторская работа)

- картинки

- магнитная доска с фишками

- фишки для выполнения звукового анализа слова

- карточки  для  проверочной  работы,

- карандаши на каждого ребёнка зелёного и  синего цвета

-  клей.

Контрольный срез: выполнение задания на карточке.

Словарь: звуки, гласные звуки,  согласные  звуки, твердые, мягкие, воздушная струя.

Структура и содержание НОД.

1. Вводная часть:  

  • Мотивирование детей на включение в образовательную деятельность:

Педагог находит лист со стихотворением,  в котором пропущена букв С.  После неожиданного   звонка по телефону передает детям просьбу  помочь братьям – Звуковичкам, попавщим в беду.

  • Формулирование цели предстоящей деятельности:

Правильно выполнить задание и прочитать стихотворение.

2.Основная часть:

- Создание проблемной ситуации:  

1. Как помочь?

2. Найти конверт с заданиями, выполнить их.

- Освоение нового материала:

1. Этап формирования правильной артикуляции звука.

Рассматривание правильной артикуляции звуков у зеркала.

2.Дифференциация звуков в слогах

Игра «Хлопай-топай»

3. Дифференциация звуков в словах

Игра «Игровое поле»

Составление схемы звукового анализа слова  «гуси»

3. Заключительная часть:

Формирующая диагностика:

Задание: На столах карточки с  картинками в названии которых есть звуки [с] и  [с’], синий и зеленый карандаши.

 Обведите картинку в названии которой есть звук [с] - синим цветом, а со звуком [с’] - зелёным. 

Оказание помощи детям при необходимости.

Подводится итог занятия.  

Рефлексия.

Основные этапы НОД

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наглядное сопровождение

1 этап:

Вводная часть

2 этап:

Основная часть

3 этап:

Заключительный

Мотивирование детей на включение в образовательную деятельность.

Формулирование цели предстоящей деятельности

Создание проблемной ситуации

Знакомство с новым материалом

Включение детей в целеполагание

Этап закрепления правильной артикуляции, различение звуков по твердости - мягкости.

Дифференциация звуков в слогах

Дифференциация звуков в словах

Звуковой анализ слова «гуси».

Закрепление пройденного материала

Фиксация в речи того, что освоили, чему научились.

Рефлексия

После приветствия педагог предлагает детям присесть на стульчики,

(замечает лист бумаги) Что это? Записка какая-то, нет – это стихотворение.

Доброе …лово приятно…обаке, Доброе ..лово, по нраву ..лону,

  Давайте и мы  будем добрыми … вами,

 Ведь доброму ..лову мы рады и  ..ами.

Читает стихотворение.

Ничего не понятно?!

Раздается звонок.

«Здравствуйте, я вас слушаю! Ой, беда, беда. Хорошо, я вас поняла, непременно поможем!».

- Ребята,  мне  только  что  позвонили  Звуковички  из  страны  звуков,  у  них  случилась беда – вредина Звукоедик закрыл на замок в своём замке два  братца звука, теперь  все  звуки  в  словах пропали и  ничего  не   понятно. Звуковички  просит нас помочь их спасти.

-  Вы согласны помочь Звуковичкам?

 - Звуковички отправили нам письмо с заданиями и своё   любимое стихотворение. Если мы правильно выполним все задания,  то сможем спасти двух братцев и прочитать стихотворение.

   Только  где же это письмо?

Ой, сколько здесь много  конвертов, с какого же начинать?

  Ребята, а здесь кроме задания, ещё

какой- то рисунок (показывает детям и спрашивает: «Вы не знаете, что на рисунке изображено?).

Ну ладно, я пока отложу его в  сторону. Вот и первое  задание. Нам предлагают поиграть в игру «Четвёртый   лишний». Дети называют лишний предмет и объясняют  почему:

- платье,  брюки, сапоги,  свитер, (сапоги);

-  медведь,  синица, лиса, заяц,  (синица).

 Какой первый звук в слове «сапоги»? А  в  слове   «синица»?  Это  одинаковы  звуки или  разные?

Да! это разные звуки, но как они похожи, прямо как два братца.

  Может это  и есть те два братца, о которых мне  говорили Звуковички, они похожи, но немного отличаются по  звучанию.

   

   Давайте поиграем с этими звуками, поупражняемся в их правильном произношении, и умении находить их в слогах и словах.

  Педагог предлагает детям подойти к                    

             подойдите к зеркалу:

   Язык  горочкой  внизу  в  зубки  упирается,

  Посерединке  языка  воздух  пробирается.

   Струйку  воздуха  пусти,  улыбнись  и  посвисти:  С-С-С

- Что  делают  губки  когда  мы  произносим  звук [с]?

-  Какое  положение  принимает  язычок?

-  А зубки? (неплотно смыкаются, есть щель)

 -  Какая  воздушная  струя  дует?

- Как  у  тебя  расположены  губки?  (губы растянуты)

-  Как  у тебя  выходит  воздух,  какой  он  холодный  или  теплый?

-  Что  делает  язычок?  

- Послушайте,  как  он  звучит: [с]- твердо. Звук с твердый согласный обозначается синим цветом.?  

- А  теперь  давайте  произнесем  звук  «Съ-Съ-Съ». 

Язычок  сильнее  в  зубки  упирается,

 губки  шире  улыбаются.  

- Послушайте  как  он  звучит: [с’].

Звук [с’],    мягкий  обозначается зеленым цветом.  

Педагог предлагает игру  «Угадай звук и расскажи о нём».

Выбираем  следующий  конверт.

 Конверт  открывается, история  продолжается

Опять загадочный рисунок!? (откладывает на тарелочку)

- Звуки  хотят  поиграть  с  вами  в  игру «Хлопай -  топай».

    Я  буду  произносить  слоги (части  слова) со  звуками [с]  и [с’],   а  вы  если      услышите  звук [с],   хлопайте  в  ладоши,  а  на  звук [с’]-  топайте  ногой:

    Са,  си,  се,  со,  сы,  ся,  су,  сэ.  

- Молодцы  ребята,  звуки  довольны, вы  все справились  и с этим заданием.

 - Вот  и  третий  конверт  нас  ждет,  куда  же  задание  нас      

               приведёт? (откладывает ещё один рисунок на тарелочку)

     Корзинку вижу я, а к ней заветные слова:    

 Прошла  по  городу  молва,

 будто  разные  слова  в  корзинке  этой  есть.

  Кто  их  найдет  тому  и  честь!

Перед детьми  корзинка  с  игрушками  и  игровое  поле.  

 

  Конвертик  выбираем,  историю  продолжаем. Опять рисунок вижу я…(выкладывает его на тарелочку),

А здесь загадка есть:

На  дне  где  тихо  и  темно   лежит  усатое  бревно.  Кто  это?     (сом)

Ребята, нам  предлагают  выполнить  звуковой  анализ  слова  «сом».

-  Сколько  звуков  в  слове  сом?  

- Какой  первый  звук?  

- Какой  он,  каким  цветом  обозначается?  - Какой  второй  звук?  

- Каким  цветом  обозначается?  

- Какой третий звук?

- Сколько  согласных  звуков? Сколько  гласных?

- А сколько мягких согласных в этом слове?

- Звук «с» в слове «сом» твёрдый или мягкий?  

Послушайте  следующую  загадку:

У  них  красные  лапки,  они  щиплют  за  пятки.  

Пройдите за столы, самостоятельно выполните  звуковой анализ слова «гуси» и выложить схему этого слова на столе.  

Педагог открывает схему слова на доске.

Поднимите руку, у кого   получилась такая же схема?

-  Сколько  звуков  в  слове  гуси?  

- Какой  первый  звук?  Какой  он, каким  цветом  обозначается?  

- Какой последний звук каким  цветом  обозначается?  

- Поставьте пальчик  на  третий  звук,  произнесите  его.  Какой  он?  Это твердый  или  мягкий  звук?

- Сколько  согласных  звуков?

-  Сколько  гласных?

- В слове «гуси» звук [с’],  твёрдый или мягкий?

Молодцы, все правильно выполнили задание, а что же дальше?

Вот в нашей истории последний конверт,

  Откроем его мы смело,

  Ведь знаем, задание в нём

  Мы выполним правильно, быстро, умело!

-  У  вас  на  карточках  нарисованы  картинки. Давайте их назовём.

 Обведите картинку  в названии которой есть твердый звук [с] -  синим карандашом, а картинку в названии которой есть мягкий звук [с’] -   зеленым.

Молодцы  ребята! Подойдите ко мне.

 

- Ну вот и все задания мы выполнили. А что же мы будем делать с

 этими рисунками, для чего нам их прислали?

-  Как вы думаете, для чего этот ключ нужен?

- А где же этот замок, у нас ведь его нет.

- Вы молодцы, ребята, смогли сложить ключ , ведь он нужен

 -  Звуковичкам, чтобы они могли как можно быстрее открыть замок.

 - Но как же нам его туда отправить?

Педагог подписывает конверт и  говорит о том, что опустит его в почтовый ящик.

Два братца, два звука мы отыскали,

 Какие это два звука, назовите их?

 И даже умело мы с ними  играли,

 Они так похожи [с’] и [с’].

    Чем же они похожи?

 Это согласные или гласные звуки?

     Но всё же мы различаем,

 Чем они отличаются друг от друга

  Правильно.   Твёрдый и мягкий мы их называем

  Ребята, мне кажется, мы что-то ещё забыли сделать, не подскажите

               мне - что?

Да,  мы пытались прочесть стихотворение,  но ничего не смогли понять.

 Попробую его прочитать

  Доброе слово приятно собаке,

  Доброе слово  по нраву слону,

 Давайте и мы будем добрыми с вами,  Ведь доброму слову мы рады и  сами!

- Какое чудесное, удивительно доброе стихотворение! Теперь понятно, почему оно так нравится Звуковичкам.

- Ребята, а почему нам удалось сейчас прочитать это стихотворение?

У нашей истории хороший конец, мы успешно справились со всеми  заданиями, вы были очень внимательными, добрыми, отзывчивыми  и смогли помочь Спасибо вам!

 А сейчас давайте подойдем  к столу и  

 возьмём картинки, которые отражают наше  настроение. Если вы научились различать звуки с и сь и вы  легко выполнили все задания возьмите веселый смайлик а если трудно, не получалось,то грустный.

- Ребята, мне очень приятно, что у нас у всех хорошее настроение.  Я благодарю вас за работу.

Предположения детей

Дети:     Да!

Дети находят большой конверт на столике и приносят её педагогу.

Под цифрой  1.

Педагог выслушивает  полные  ответы  детей

Ответы детей

 

В слове сапоги первый звук

[с].

В слове синица звук [с’].

Рассматривание правильной артикуляции.

Ответы детей,  определение твердости – мягкости согласного

Ответы детей: 

- Звук согласный, твёрдый, обозначается синим цветом.

- Звук[с’]  согласный, мягкий, обозначается зелёным цветом.

Речевая деятельность детей.

Выполняют задания

Дети  берут по одной  игрушке, называют её  и  находят  ей  свое  место. Детей объяснить почему они поставили свои игрушки на синий или зелёный квадрат:

-  В  слове  «слон»  слышится  звук  «с», твёрдый,  поэтому  я  поставил игрушку  на  синий  квадрат.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Вместе с педагогом  выполняют звуковой анализ слова  сом на доске

 Отгадывают загадку.

Дети самостоятельно выполняют задание за столами. 

Ответы детей.

Дети самостоятельно выполняют задание за столами.

Дети выходят из-за столов и подходят к педагогу.

 Это наверное какой-то предмет, его нужно сложить.

(дети складывают, склеивают, получается ключ)

Чтобы открыть замок.  

 В стране звуков у Звуковичков.

 Отправить по почте в конверте.

Вкладывают ключ в конверт.

Это согласные звуки.

Звук [с]  твердый согласный, обозначается синим цветом, а звук  [с’] мягкий согласный, обозначается зеленым цветом..

 Прочитать стихотворение. 

Потому что мы выполнили все задания и помогли звуковичкам.

Мы нашли звуки, и они встали на свои места.

Дети выбирают смайлики настроения и показывают друг другу.

Листок  со стихотворением лежит на стуле

Конверт с заданиями от Звуковичков.  В нем задания в конвертах,  отмеченные цифрами.

Карточки с картинками

- платье,  брюки, сапоги,  свитер,

-  медведь,  синица, лиса, заяц.

Настенные зеркала 

Магнитная доска с фишками красного, синего, зеленого цвета.

Карточка с изображением сома.

Фишки синего, зеленого и красного цвета.

 Карточка с картинками, карандаши синего и зеленого цвета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

       C:\Users\N\Desktop\images (1).png

      C:\Users\N\Desktop\плоский-черно-белый-простой-велосипед-объект-для-красить-r-150983546.jpg

        C:\Users\N\Desktop\images.jpg

       C:\Users\N\Desktop\5f25c11d70b4f86f1a4e0321c4fe7494_i-64 (3).jpg

   C:\Users\N\Desktop\images (2).png

   

           C:\Users\N\Desktop\Без названия (2).png

      C:\Users\N\Desktop\Без названия.png

         

        C:\Users\N\Desktop\gusenica-raskraski-10.jpg

C:\Users\N\Desktop\Без названия (3).png

     C:\Users\N\Desktop\images (3).png

           

         C:\Users\N\Desktop\images (4).jpg

           C:\Users\N\Desktop\8348ee5eff2874d291bd383f046033bf.jpg

C:\Users\N\Desktop\raskraska-gus-6.gif

C:\Users\N\Desktop\raskraska-gus-6.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...