Дифференциация звуков С-Сь
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Гнёздышко» г.о. Спасск-Дальний
Конспект
непрерывной образовательной деятельности (НОД)
по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
на дидактической основе.
Образовательная область «Речевое развитие».
Тема: Загадочная история со звуками [с], [с’]
Подготовлен:
Учителем - логопедом детского сада,
первой квалификационной категории,
Астафьевой Викторией Николаевной
г.о. Спасск-Дальний
2020г.
Пояснительная записка к конспекту
непрерывной образовательной деятельности (НОД)
по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
на дидактической основе.
Образовательная область «Речевое развитие».
Предлагаемый конспект НОД разработан в рамках Рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет подготовительная группа), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в рамках рабочей программы старшей возрастной группы (5-6 лет). В процессе НОД осуществляется интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие».
Тип НОД - занятие по ознакомлению с новым материалом на основе деятельностного подхода с применением игровой технологии.
На занятии одновременно решаются такие дидактические задачи как:
- усвоение новых знаний, умений и навыков
- получение опыта практической деятельности
- закрепление и упражнение в использовании новых навыков деятельности.
Содержание занятия представляет собой совокупность приемов и упражнений, способствующих формированию умений различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, производить анализ слов; определять место звука в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твёрдый согласный, мягкий согласный), правильно употреблять соответствующие термины.
Актуальность предлагаемого материала в том, что он показывает возможности использования игровой технологии при проведении НОД с детьми старшего дошкольного возраста, также предполагает диагностический срез на усвоение детьми программного материала.
Тема: Загадочная история со звуками [с], [с’]
Цель занятия: Обучение дифференциации звуков [с], [с’] изолированно, в слогах и
словах.
Задачи:
1. Научить дифференцировать звуки [с], [с’] по твёрдости и мягкости;
2. Закрепить у детей умение артикулировать звуки [с], [с’]
3. Развивать умение различать на слух звуки [с], [с’] и выделять их из
ряда слогов и слов;
4. Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слов «сом» и «гуси»;
5. Воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.
Методы и приемы:
- Словесные (беседа; художественное слово; загадки; поощрение; указание)
- Наглядные (иллюстрации; конверты, фишки, игровое поле; игрушки, части рисунка- ключ; картинки настроения);
- Игровые (игровой сюжет, дидактические игры)
- Практические (упражнения; выкладывание схемы; склеивание силуэта ключа, работа с карточками)
- Частично-поисковый (вопросы проблемного характера).
Обоснованность и взаимосвязь целей и задач
В данной разработке занятие построено на основе игрового сюжета, мотивация обеспечивается за счёт введения детей в проблемную ситуацию (текст с ошибками, телефонный звонок). Цель и задачи взаимосвязаны и логически подводят детей к освоению программного материала.
Преемственность
В рамках рабочей программы по формированию элементарных математических представлений предусмотрено 3 часа на изучение тем по использованию условной мерки при сравнивании и измерении предметов различной длинны и ширины.
Условия реализации
Данную разработку НОД целесообразно применять во второй половине учебного года, с подгруппой детей состоящей из 6 – 10 человек старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Сочетается с образовательной программой ДОУ и рабочей программой группы, а также с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Материальная и техническая база:
- телефон
- зеркало
- игрушки, пособие «Игровое поле» (авторская работа)
- картинки
- магнитная доска с фишками
- фишки для выполнения звукового анализа слова
- карточки для проверочной работы,
- карандаши на каждого ребёнка зелёного и синего цвета
- бумага, клей
- конверты разных размеров.
Технические указания.
- НОД проводится с подгруппой детей состоящей из 8-10человек.
- время проведения НОД – 20-25 минут.
- учет индивидуальных особенностей детей.
- оснащение индивидуальных рабочих мест необходимым материалом для работы (фишки для выполнения звукового анализа, карточки, цветные карандаши синего и зелёного цвета).
Ожидаемый результат: .
- знают правильную артикуляцию звуков [с], [с’];
- умеют дифференцировать звуки [с], [с’] по твёрдости и мягкости, различают их на слух, выделять их из ряда слогов и слов;
- выполняют звуковой анализ слова «гуси».
Задание, предложенное детям для выявления уровня усвоения материала
НОД и критерии оценки.
Заключительным этапом занятия является контрольный срез, который показал уровень освоения детьми программного материала.
На столах карточки с картинками в названии которых есть звуки [с], [с’], синий и зеленый карандаши.
Обведите картинку в названии которой есть звук [с] - синим цветом, а со звуком [с’] - зелёным.
Критерии оценивания в умении находить нужный звук в слове
Уровень развития | Критерии оценки |
3 балла | Самостоятельно выполняет задание |
2 балла | Выполняет с помощью педагога |
1 балл | Задание не выполняет. |
Основная часть
Тема: Дифференциация звуков [с], [с’]
Тема для детей: Загадочная история со звуками [с], [с’]
Цель занятия: Обучение дифференциации звуков [с], [с’] изолированно, в слогах и словах.
Мотивация: Мотивация обеспечивается за счёт введения детей в проблемную ситуацию (текст с ошибками, телефонный звонок).
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Закрепить правильную артикуляцию звуков [с], [с’]
3. Учить различать звуки [с], [с’] по твердости - мягкости, выделять из
ряда слогов и слов.
4. Упражнять в умении выполнять звукового анализ слов «сом» и «гуси»
5. Воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.
Ожидаемый результат:
- знают правильную артикуляцию звуков [с], [с’];
- умеют дифференцировать звуки [с], [с’] по твёрдости и мягкости, различают их на слух, выделять их из ряда слогов и слов;
- выполняют звуковой анализ слова «гуси».
Оборудование к занятию:
- телефон
- зеркало
- игрушки, пособие «Игровое поле» (авторская работа)
- картинки
- магнитная доска с фишками
- фишки для выполнения звукового анализа слова
- карточки для проверочной работы,
- карандаши на каждого ребёнка зелёного и синего цвета
- клей.
Контрольный срез: выполнение задания на карточке.
Словарь: звуки, гласные звуки, согласные звуки, твердые, мягкие, воздушная струя.
Структура и содержание НОД.
1. Вводная часть:
- Мотивирование детей на включение в образовательную деятельность:
Педагог находит лист со стихотворением, в котором пропущена букв С. После неожиданного звонка по телефону передает детям просьбу помочь братьям – Звуковичкам, попавщим в беду.
- Формулирование цели предстоящей деятельности:
Правильно выполнить задание и прочитать стихотворение.
2.Основная часть:
- Создание проблемной ситуации:
1. Как помочь?
2. Найти конверт с заданиями, выполнить их.
- Освоение нового материала:
1. Этап формирования правильной артикуляции звука.
Рассматривание правильной артикуляции звуков у зеркала.
2.Дифференциация звуков в слогах
Игра «Хлопай-топай»
3. Дифференциация звуков в словах
Игра «Игровое поле»
Составление схемы звукового анализа слова «гуси»
3. Заключительная часть:
Формирующая диагностика:
Задание: На столах карточки с картинками в названии которых есть звуки [с] и [с’], синий и зеленый карандаши.
Обведите картинку в названии которой есть звук [с] - синим цветом, а со звуком [с’] - зелёным.
Оказание помощи детям при необходимости.
Подводится итог занятия.
Рефлексия.
Основные этапы НОД | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Наглядное сопровождение |
1 этап: Вводная часть 2 этап: Основная часть 3 этап: Заключительный | Мотивирование детей на включение в образовательную деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности Создание проблемной ситуации Знакомство с новым материалом Включение детей в целеполагание Этап закрепления правильной артикуляции, различение звуков по твердости - мягкости. Дифференциация звуков в слогах Дифференциация звуков в словах Звуковой анализ слова «гуси». Закрепление пройденного материала Фиксация в речи того, что освоили, чему научились. Рефлексия | После приветствия педагог предлагает детям присесть на стульчики, (замечает лист бумаги) Что это? Записка какая-то, нет – это стихотворение. Доброе …лово приятно…обаке, Доброе ..лово, по нраву ..лону, Давайте и мы будем добрыми … вами, Ведь доброму ..лову мы рады и ..ами. Читает стихотворение. Ничего не понятно?! Раздается звонок. «Здравствуйте, я вас слушаю! Ой, беда, беда. Хорошо, я вас поняла, непременно поможем!». - Ребята, мне только что позвонили Звуковички из страны звуков, у них случилась беда – вредина Звукоедик закрыл на замок в своём замке два братца звука, теперь все звуки в словах пропали и ничего не понятно. Звуковички просит нас помочь их спасти. - Вы согласны помочь Звуковичкам? - Звуковички отправили нам письмо с заданиями и своё любимое стихотворение. Если мы правильно выполним все задания, то сможем спасти двух братцев и прочитать стихотворение. Только где же это письмо? Ой, сколько здесь много конвертов, с какого же начинать? Ребята, а здесь кроме задания, ещё какой- то рисунок (показывает детям и спрашивает: «Вы не знаете, что на рисунке изображено?). Ну ладно, я пока отложу его в сторону. Вот и первое задание. Нам предлагают поиграть в игру «Четвёртый лишний». Дети называют лишний предмет и объясняют почему: - платье, брюки, сапоги, свитер, (сапоги); - медведь, синица, лиса, заяц, (синица). Какой первый звук в слове «сапоги»? А в слове «синица»? Это одинаковы звуки или разные? Да! это разные звуки, но как они похожи, прямо как два братца. Может это и есть те два братца, о которых мне говорили Звуковички, они похожи, но немного отличаются по звучанию.
Давайте поиграем с этими звуками, поупражняемся в их правильном произношении, и умении находить их в слогах и словах. Педагог предлагает детям подойти к подойдите к зеркалу: Язык горочкой внизу в зубки упирается, Посерединке языка воздух пробирается. Струйку воздуха пусти, улыбнись и посвисти: С-С-С - Что делают губки когда мы произносим звук [с]? - Какое положение принимает язычок? - А зубки? (неплотно смыкаются, есть щель) - Какая воздушная струя дует? - Как у тебя расположены губки? (губы растянуты) - Как у тебя выходит воздух, какой он холодный или теплый? - Что делает язычок? - Послушайте, как он звучит: [с]- твердо. Звук с твердый согласный обозначается синим цветом.? - А теперь давайте произнесем звук «Съ-Съ-Съ». Язычок сильнее в зубки упирается, губки шире улыбаются. - Послушайте как он звучит: [с’]. Звук [с’], мягкий обозначается зеленым цветом. Педагог предлагает игру «Угадай звук и расскажи о нём». Выбираем следующий конверт. Конверт открывается, история продолжается Опять загадочный рисунок!? (откладывает на тарелочку) - Звуки хотят поиграть с вами в игру «Хлопай - топай». Я буду произносить слоги (части слова) со звуками [с] и [с’], а вы если услышите звук [с], хлопайте в ладоши, а на звук [с’]- топайте ногой: Са, си, се, со, сы, ся, су, сэ. - Молодцы ребята, звуки довольны, вы все справились и с этим заданием. - Вот и третий конверт нас ждет, куда же задание нас приведёт? (откладывает ещё один рисунок на тарелочку) Корзинку вижу я, а к ней заветные слова: Прошла по городу молва, будто разные слова в корзинке этой есть. Кто их найдет тому и честь! Перед детьми корзинка с игрушками и игровое поле.
Конвертик выбираем, историю продолжаем. Опять рисунок вижу я…(выкладывает его на тарелочку), А здесь загадка есть: На дне где тихо и темно лежит усатое бревно. Кто это? (сом) Ребята, нам предлагают выполнить звуковой анализ слова «сом». - Сколько звуков в слове сом? - Какой первый звук? - Какой он, каким цветом обозначается? - Какой второй звук? - Каким цветом обозначается? - Какой третий звук? - Сколько согласных звуков? Сколько гласных? - А сколько мягких согласных в этом слове? - Звук «с» в слове «сом» твёрдый или мягкий? Послушайте следующую загадку: У них красные лапки, они щиплют за пятки. Пройдите за столы, самостоятельно выполните звуковой анализ слова «гуси» и выложить схему этого слова на столе. Педагог открывает схему слова на доске. Поднимите руку, у кого получилась такая же схема? - Сколько звуков в слове гуси? - Какой первый звук? Какой он, каким цветом обозначается? - Какой последний звук каким цветом обозначается? - Поставьте пальчик на третий звук, произнесите его. Какой он? Это твердый или мягкий звук? - Сколько согласных звуков? - Сколько гласных? - В слове «гуси» звук [с’], твёрдый или мягкий? Молодцы, все правильно выполнили задание, а что же дальше? Вот в нашей истории последний конверт, Откроем его мы смело, Ведь знаем, задание в нём Мы выполним правильно, быстро, умело! - У вас на карточках нарисованы картинки. Давайте их назовём. Обведите картинку в названии которой есть твердый звук [с] - синим карандашом, а картинку в названии которой есть мягкий звук [с’] - зеленым. Молодцы ребята! Подойдите ко мне.
- Ну вот и все задания мы выполнили. А что же мы будем делать с этими рисунками, для чего нам их прислали? - Как вы думаете, для чего этот ключ нужен? - А где же этот замок, у нас ведь его нет. - Вы молодцы, ребята, смогли сложить ключ , ведь он нужен - Звуковичкам, чтобы они могли как можно быстрее открыть замок. - Но как же нам его туда отправить? Педагог подписывает конверт и говорит о том, что опустит его в почтовый ящик. Два братца, два звука мы отыскали, Какие это два звука, назовите их? И даже умело мы с ними играли, Они так похожи [с’] и [с’]. Чем же они похожи? Это согласные или гласные звуки? Но всё же мы различаем, Чем они отличаются друг от друга Правильно. Твёрдый и мягкий мы их называем Ребята, мне кажется, мы что-то ещё забыли сделать, не подскажите мне - что? Да, мы пытались прочесть стихотворение, но ничего не смогли понять. Попробую его прочитать Доброе слово приятно собаке, Доброе слово по нраву слону, Давайте и мы будем добрыми с вами, Ведь доброму слову мы рады и сами! - Какое чудесное, удивительно доброе стихотворение! Теперь понятно, почему оно так нравится Звуковичкам. - Ребята, а почему нам удалось сейчас прочитать это стихотворение? У нашей истории хороший конец, мы успешно справились со всеми заданиями, вы были очень внимательными, добрыми, отзывчивыми и смогли помочь Спасибо вам! А сейчас давайте подойдем к столу и возьмём картинки, которые отражают наше настроение. Если вы научились различать звуки с и сь и вы легко выполнили все задания возьмите веселый смайлик а если трудно, не получалось,то грустный. - Ребята, мне очень приятно, что у нас у всех хорошее настроение. Я благодарю вас за работу. | Предположения детей Дети: Да! Дети находят большой конверт на столике и приносят её педагогу. Под цифрой 1. Педагог выслушивает полные ответы детей Ответы детей
В слове сапоги первый звук [с]. В слове синица звук [с’]. Рассматривание правильной артикуляции. Ответы детей, определение твердости – мягкости согласного Ответы детей: - Звук согласный, твёрдый, обозначается синим цветом. - Звук[с’] согласный, мягкий, обозначается зелёным цветом. Речевая деятельность детей. Выполняют задания Дети берут по одной игрушке, называют её и находят ей свое место. Детей объяснить почему они поставили свои игрушки на синий или зелёный квадрат: - В слове «слон» слышится звук «с», твёрдый, поэтому я поставил игрушку на синий квадрат. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Вместе с педагогом выполняют звуковой анализ слова сом на доске Отгадывают загадку. Дети самостоятельно выполняют задание за столами. Ответы детей. Дети самостоятельно выполняют задание за столами. Дети выходят из-за столов и подходят к педагогу. Это наверное какой-то предмет, его нужно сложить. (дети складывают, склеивают, получается ключ) Чтобы открыть замок. В стране звуков у Звуковичков. Отправить по почте в конверте. Вкладывают ключ в конверт. Это согласные звуки. Звук [с] твердый согласный, обозначается синим цветом, а звук [с’] мягкий согласный, обозначается зеленым цветом.. Прочитать стихотворение. Потому что мы выполнили все задания и помогли звуковичкам. Мы нашли звуки, и они встали на свои места. Дети выбирают смайлики настроения и показывают друг другу. | Листок со стихотворением лежит на стуле Конверт с заданиями от Звуковичков. В нем задания в конвертах, отмеченные цифрами. Карточки с картинками - платье, брюки, сапоги, свитер, - медведь, синица, лиса, заяц. Настенные зеркала Магнитная доска с фишками красного, синего, зеленого цвета. Карточка с изображением сома. Фишки синего, зеленого и красного цвета. Карточка с картинками, карандаши синего и зеленого цвета. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...