История и метод арт-терапии
статья
В материале описана история возникновения направления, методы, задачи и виды арт-терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_art-terapii.docx | 221.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации, эту методику работы используют психотерапевты, клинические психологи и педагоги-психологи.
Как терапевтический метод, арт-терапия появилась в середине прошлого века, когда закончилась Великая Отечественная Война. Но арт-терапия используется многими людьми самостоятельно, а не только как метод коррекции эмоциональных состояний, тех или иных отклонений в психике и поведении. Многие считают это занятие своим хобби, занимаясь арт-терапией в домашних условиях.
Так что же это – арт-терапия? Стихийный творческий процесс или целенаправленное решение проблем посредством искусства?
Сущность арт-терапии
Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.
Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.Арт-терапия в психологии используется также как диагностический метод. В силу индивидуальных особенностей, некоторым людям сложно вербализовать свою проблему. К примеру, дети вообще не осознают наличие проблем в своем эмоциональном состоянии. Понять психоэмоциональное состояние человека психологу помогают проективные методики, которые являются вариациями арт-терапевтических техник.
Кратко опишу историю возникновения и развития метода.
К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.
Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.
Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.
После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.
Цели метода
В психологии цель арт-терапии – создать условия для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром. Методики арт-терапии ориентированы на нормализацию психоэмоционального состояния человека, коррекцию процессов возбуждения в нервной системе и исправление поведения.
Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:
- углубленная диагностика личности клиента;
- помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
- помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
- помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
- совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
- обучать клиентов навыкам самоанализа;
- научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
- повышать самооценку индивида;
- научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
- формировать у клиента эффективные модели поведения;
- способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
- развивать социально полезные черты личности клиента;
- развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
- формировать эстетический вкус.
Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления в психологии. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.
Виды
Психологи часто используют такие виды арт-терапии, как:
- Изобразительные техники арт-терапии. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием по кругу. В процессе создания рисунка находит выход собственное «Я» индивида. При анализе законченных иллюстраций психологи большое внимание уделяют цветовой гамме. Например, если клиент в подавленном эмоциональном состоянии раскрашивает мандалу, то он бессознательно выберет для нее темные синие и зеленые оттенки. Если аналогичное задание будет выполнять гиперактивный ребенок, то в рисунке будут преобладать красный, оранжевый и желтый оттенки. К данному направлению относятся проективные рисуночные психологические тесты. Например, если у ребенка конфликт с кем-то из родственников, то он «забудет» нарисовать этого члена семьи на своем листе.
- Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает индивиду забыть обиды и наладить отношения с близкими.
- Песочная арт-терапия как метод релаксации. Работа в песочнице проводится с использованием небольших фигурок людей или животных. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации. Популярное направление работы с песком – создание из него мандалы. Это помогает определиться с жизненными целями и ориентирами.
- Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.
- Сказкотерапия. С помощью этого метода психологи устраняют негативные поведенческие реакции у детей, формируют у них эффективную систему ценностей. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. Им хочется стать добрыми волшебниками, благородными рыцарями, мудрыми царевнами, поэтому они легко перенимают модель поведения положительного героя, описанную в литературном произведении.
- Куклотерапия. Термин «куклотерапия» в арт-терапию ввели Шишова и Медведева при организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Манипуляции с куклами развивают самосознание, способствуют сохранению психологического здоровья детей, позволяют им быстрее усвоить принципы и нормы социального взаимодействия. Если данная методика применяется в работе со взрослыми, то психолог предлагает им самостоятельно изготовить куклу из ткани, ниток, бумаги или любого другого подручного материала. В этом случае человек, изготавливая куклу, передает в поделке свои личностные особенности, которые затем анализируются психологом.
- Музыкотерапия. Методика используется с целью оптимизации эмоционального фона. Психотерапевт рекомендует клиенту к прослушиванию определенные музыкальные композиции, а затем происходит обсуждение. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие эмоции вызвала музыка?», «Какие образы возникали во время звучания музыкального произведения?», «Какие изменения были отмечены в теле: появилось ощущение тепла, расслабленности? Или напротив мышцы находились в напряженном состоянии?» Ответы клиента позволяют специалисту понять причины проблем и определить способы их устранения. Вариантом музыкотерапии является самостоятельная игра человека на том или ином музыкальном инструменте. Специалисты в области арт-терапии используют интересное задание: вовлекают клиентов в рисование музыки. Это простое упражнение помогает взрослым и детям выразить чувства и переживания на бумаге, а затем проанализировать их с помощью психолога.
- Танцевальная психокоррекция. Это вид импрессивной арт-терапии. Танец позволяет человеку лучше осознать границы собственного тела, а также научиться чувствовать социальные границы в общении. Танцевальные упражнения в арт-терапии позволяют человеку повысить самооценку, научиться эффективным жестам, улучшить понимание невербалики в процессе общения, избавиться от внутриличностных комплексов.
- Фототерапия. Эта методика помогает решать психологические проблемы клиентов. Для работы можно использовать готовые фотокарточки или же предложить клиенту сделать снимки самостоятельно. На занятиях с психотерапевтом люди составляют рассказы по фото, делают коллажи. Эти формы работы способствуют личностному росту индивида.
- Библиотерапия и кинотерапия. Эти техники арт-терапии используются при работе со взрослыми. В этих направлениях психолог предлагает клиенту ознакомиться с поучительной книгой или фильмом, а затем организует обсуждение произведения или кинокартины.
- Метафорические карты. Данная техника основана на ассоциациях. Она помогает индивиду сделать правильный выбор, найти нестандартное решение, всесторонне проанализировав трудную ситуацию.
- Психодрама. Понятие психодрамы в арт-терапии связано с исполнением той или иной социальной роли. Технология представляет собой проигрывание проблемных ситуаций. Методика эффективна при коррекции проблем социализации, устранении закомплексованности, а также при работе с психическими отклонениями. Однако некоторые практикующие психологи считают, что психодрама не относится к разновидностям арт-терапии.
Есть еще так называемая пассивная арт-терапия – это созерцание предметов искусства (картин, декоративно-прикладного творчества), в результате чего человек получает эстетическое удовольствие.
Те или иные техники и упражнения арт-терапии психолог выбирает с учетом возраста клиента и его запроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"
Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...
История возникновения метода "Песочной терапии".
В данной статье рассматривается история возникновения метода песочной терапии через работы в данном направлении Маргарет Ловенфельд, Шарлотты Бюлер, Доры Калфф....
ПРОЕКТ "Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!»
ПРОЕКТФототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!» Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта Актуальность...