История возникновения метода "Песочной терапии".
статья
В данной статье рассматривается история возникновения метода песочной терапии через работы в данном направлении Маргарет Ловенфельд, Шарлотты Бюлер, Доры Калфф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_pesochnoy_terapii.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
История возникновения метода «Песочной терапии».
История возникновения метода «Песочной терапии» начинается с того, что детский психиатр Маргарет Ловенфельд (Margaret Lowenfeld) Британии прочла книгу известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» или «Напольные игры» («Floor Games») (1911). В этой книге он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находят выражение и разрешение сложностей в отношениях с членами семьи и друг с другом. Книга «Игры на полу» состоит из четырех частей, или отделов: Отдел I. Необходимые игрушки; Отдел II. Игра в «Чудесные острова»; Отдел III. Как строить города; Отдел IV. Подъемные железные дороги, мраморные башни, замки и военные игры, - но очень немного военных игр. Уэллс очень любил своих детей, всегда с удовольствием с ними играл и был мастером на выдумки и заводилой.
Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Ловенфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. История гласит, что первый ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке. Это и положило начало «Технике построения мира» (Техника мира, «World Technique») - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Ловенфельд. (М. Lowenfeld, 1979; K. Bradway). Название методики таково потому, что дети, с которыми работала М. Ловенфельд, создавали с помощью фигурок, песка и воды уникальные композиции и часто называли их «мир» или «мой мир».
Маргарет Ловенфельд при создании «Техники построения мира» опиралась также на «тест мира» Шарлотты Бюлер (Charlotte Malachowski Bühler), который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Ш. Бюлер не использовала песок и воду, она предлагала испытуемым стандартизированный набор деревянных предметов - 160 в диагностических целях и 300 в целях психотерапии. При анализе теста Ш. Бюлер учитываются, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы по категориям, форма конструкций мира, освоенное пространство, а также особенности, проявляющиеся в поведении обследуемого.
Маргарет Ловенфельд развивала свой подход в работе с детьми в Институте Детской Психологии. Она предлагала детям возможность выражать свои мысли и чувства и отражать то, что они испытывают, используя игрушки, подносы с песком и водой. Для этого у нее были лотки с мокрым и сухим песком, и шкаф с фигурками, отсортированными по различным категориям - животные, здания, транспортные средства и т. д. Были также лопаты, воронки, сита и пр., которые дети могли использовать для экспериментов с различными текстурами мокрого и сухого песка. «Миры» детей тщательно записывались терапевтами Института, фиксировался и сам процесс исследования песка и последовательность составления «Мира», а также описание детьми того, что они сделали. Терапевт мог спросить: «Расскажи мне о том, что ты сделал?» и, главное, старался не делать какой-либо интерпретации данной работе.
Ловенфельд не согласилась с какой-либо одной теорией, объясняющей творения детей. Она отмечала, что «фрейдистские терапевты могут делать сексуальные интерпретации, а юнгианские терапевты могут ссылаться на архетипы в песке, но она предпочитает выслушивать собственное представление ребенка о том, что это значит. Она утверждала, например, что для одного ребенка лошадь может представлять собой опасное животное, а для другого - любимого друга. Фактически, используемое животное может вообще не представлять этот вид, но может быть использовано ребенком вместо любого другого существа или предмета». ( http://lowenfeld.org/the-world-technique/ )
Дора Калфф (Dora Kalff), прошла обучение у Маргарет Ловенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга. (Трансцендентная функция - это информационный интерфейс между сознанием и бессознательным, обеспечивающий их согласованную работу, в результате которой человек получает своевременную и более мощную информационную поддержку своих решений.)
Дора Калфф считала, что картины и «постройки» из песка многое могут сказать о психологическом состоянии человека, что песочная терапия является способом установить доступ к глубоким уровням психики, к ее бессознательным самоисцеляющим возможностям, проявляющимся при определенных условиях. Это становится возможным в безопасном пространстве, где человек – как взрослый, так и ребенок, - чувствуя, что он не один, и одновременно с этим свободен и защищен, может превращать внутренние, зачастую тревожащие образы, в видимые и осязаемые. Роль терапевта заключается в том, чтобы осознавать силу потенциального развития всей личности клиента, включая интеллектуальный и духовный аспекты, и поддерживать его на пути развития.
Дора Калфф ввела действующие и сегодня стандарты: размер и цвет песочницы, ее расположение на столе, необходимость кувшина с водой и фигурок. Эту технику психотерапевт назвала Sand Play («игры с песком», «песочные игры»).
Сначала песочная терапия применялась для работы с детьми раннего дошкольного возраста (с 2-3-х лет), но затем она стала полноценной частью арт-терапии и гештальта для взрослых, а также семейной психотерапии.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента. Основная цель песочной терапии в контексте арт-терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
В своей работе с методом песочной терапии я опираюсь на здравый смыс и запрос клиента, основной задачей считаю рациональное объяснение и уточнение того, что актуально для человека в данный момент времени, что его тревожит, и, что он может выразить через создание или обыгрывание в песке ситуации и, какое значение клиент придает каждой выставленной фигуре, ведь можно вместо фигур использовать любые объекты окружающего мира (камни, бусины, пуговицы, картинки), главное, какой смысл в них вкладывает сам человек.
Благодаря творчеству на песке происходит эмоциональная разрядка и выражение чувств, которые человек зачастую не готов озвучить в силу своих внутренних установок, но легко может перенести в своё творение. А перенесение проблемы на песок является прекрасным способом визуализации сложившейся ситуации в жизни. И здесь песочная терапия помогает расширить способы решения проблемы, проиграть и выбрать наиболее подходящий именно для клиента вариант. Так же помогает задуматься, проанализировать и простроить идальную ситуацию, понять, что челоек хочет, что для достижения сформулированной цели ему необходимо сделать в ближайшее время.
Песочная терапия помогает выразить, прожить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор.
Эффективна песочная терапия при работе с травматическими переживаниями, с психосоматическими расстройствами, при сложностях в общении, при желании понять себя, разрешить свои внутренние противоречия, при высокой тревожности, пассивности, депрессивных настроениях. В частности в работе с дошкольниками её используют при коррекции конфликтных ситуаций, тревожности, агрессивности, для повышения уровня адаптации к детскому саду и работе со страхами, эффективна песочная терапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.
Зайкова Марина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".
Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....
История возникновения зеркала
Занятие в подготовительной к школе группе по детскому экспериментированию. Оно состоит из эксперименто, проводимых детьми, и рассказа воспитателя об истории создании зеркала, сопровождаемый презентаци...
Что такое Су Джок терапия. Из истории возникновения...
Материал для ознакомления с терапией Су Джок....
Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)
Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...
"История возникновения песочной терапии"
В 2013 году мировая психолгическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 году Дора Калф и Маргарет Лоуэнфельд впервые описали использование песочницы с на...
Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...
История Олимпийских игр знакомство с историей возникновения
История возникновения олимпийских игр...