Педагогическая находка «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»
методическая разработка (старшая группа)
Использование нейропсихологических приемов как средство решения коррекционно-развивающих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskie_priemy_v_rabote_uchitelya-logopeda_2020.docx | 472.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение общеразвивающего вида
детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»
Педагогическая находка
«Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»
Подготовила:
Учитель-логопед О.Ю. Серых
г. Вихоревка, 2020г.
Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии; расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы.
В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений. Анализ литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям и повысить их эффективность решила использовать в своей работе не только дидактические игры, но и подвижные нейропсихологические приемы.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В 2019 году изучив программу мозжечковой стимуляции, внедрила в коррекционно-образовательный процесс работу на доске Бельгоу и продолжила поиск приемов для достижения главной цели своей работы: создания условий для повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста по коррекции проблем речевого развития.
Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование нейропсихологических игр может служить одним из средств оптимизации коррекции речи. Коррекционно-развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, развивает и корректирует познавательные функции и входящие в нее компоненты, а также восстанавливает и развивает межполушарные взаимодействия. Предпочтение отдаётся двигательным методам, так как актуализация любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие и речь.
Логопедические коррекционно-развивающие занятия включают следующие виды упражнений: дыхательные, глазодвигательные, телесные перекрестные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксационные упражнения, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Коммуникативные упражнения бывают трёх типов.
- Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение.
- Парные упражнения способствуют “открытости” по отношению к партнёру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его.
- Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! На занятиях очень важна чёткая, повторяющаяся структура, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом. Ещё одним условием является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.
Мозг ребенка имеет те же блоки и зоны, что и взрослый человек, только включаются они постепенно. Активация этих зон мозга произойдет быстрее, если стимулов из внешней среды ребенок будет получать больше. Многие участки головного мозга включаются в функционирование только в детском возрасте. Поскольку мозг ребенка пластичен, поэтому при нарушениях коррекция компенсирует дефекты психического развития, включая речь ребенка.
Всё это говорит о том, что специальная логопедическая работа при использовании приемов нейропсихологии по устранению недостатков звуковой и слоговой структуры слова с разной речевой патологией является актуальной и необходимой.
Картотека игр и упражнений с применением
нейропсихологических приемов.
Нейроскакалка Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка отличный тренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность, помогают решать задачи речевого развития. В процессе работы движения сопровождаются речевым материалом. |
|
Игра «Ходилки» Предлагается встать ногами на перевернутые ведра, руками держать веревочки. Прижимая к ступням дно ведер – делать шаги. Игру используют для развития слоговой структуры слов, автоматизации звуков, дифференциации звуков, координации движений, тренировки вестибулярного аппарата, положения тела в пространстве. | |
Упражнения на балансировочной доске. Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения. | |
Игра «Попробуй повтори». Участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию, психомоторное развитие и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. | |
Тарелки-ловушки. Играют парами. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой бросает мяч – другой ловит. Играя автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи, быстроту реакции, координацию движений, межполушарное взаимодействие. | |
Двуручное рисование Улучшает умственную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс чтения и письма. | |
Дыхательные упражнения Улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы | |
Глазодвигательные упражнения Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. | |
Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. В процессе усложняется речевым материалом. | |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. В процессе выполнения сопровождаем речевым материалом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.
В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...
Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда
Данный материал можно использовать к презентации "Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда"...
Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
«Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя – логопеда»
laquo;Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя – логопеда»Подготовила: учитель – логопед Куфтова И. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежден...
Статья "Использование нейропсихологических приемов в работе учителя - логопеда"
В статье описаны какие могут быть использованы нейропсихологические приемы работы с детьми в работе логопеда....
Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Нейропсихологическая коррекция в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нару...