Доклад на ГМО музыкальных руководителей "Методика игрового сольфеджио"
материал

Щербакова Майя Владимировна

Татьяна Анатольевна Боровик – музыковед, педагог, исследователь, закончила Минскую Академию музыки. Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Ее методика разработана в контексте классических и современных российских и европейских систем развития музыкальности детей.Методика игрового сольфеджио, в которой соединены речь – движение – музыка, учитывает современные требования психологии и музыкальной педагогики и включает следующие формы музыкальной  деятельности: речевые игры, речевое музицирование, звукоречевое интонирование, ритмодекламация, речевые танцы, коммуникативные игры с масскажем, пальчиковые игры. Модели игр даны с постепенным усложнением. Разучивание происходит с показа педагога. После разучивания возможно и желательно возвращение к той или иной мелодии, к стихотворному тексту по мере необходимости включения их в новую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr_tehn._shcherbakova_m.v.docx19.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Щербакова М.В.,

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 70»,

ГО Первоуральск

«Современные технологии  в музыкальной образовательной деятельности

в детском саду»

Методика игрового сольфеджио Т.Боровик.

Современный мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, динамичностью и изменчивостью. Эти условия диктуют маленькому человеку необходимость проявлять инициативу, быстро выстраивать социальные связи и включаться во временные коллективы, поэтому нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. Сегодня музыкальные руководители детского сада «Солнышко» хотят  поделиться с вами своими наработками.

Начиная с 2020 года я посетила 5 семинаров по игровой технологией сольфеджио, Т.Э. Боровик. Можно сказать, влюбилась в ее методику  и с успехом применяю в своей работе.

Татьяна Анатольевна Боровик – музыковед, педагог, исследователь, закончила Минскую Академию музыки. Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Ее методика разработана в контексте классических и современных российских и европейских систем развития музыкальности детей.

Т. Боровик публикуется с 1981 года. До настоящего времени издано 8 книг и 15 статей. Помимо работ, адресованных педагогам музыкантам, созданы и изданы пальчиковые игры, координационно-подвижные игры, логоритмические игры, представлена методика и дидактика работы в области преподавания сольфеджио. Т. Боровик с 1994 года проводит авторские семинары.

«Постоянное внутренне стремление и несогласие с тем, что сольфеджио скучный, неинтересный и немузыкальный предмет, подталкивали искать новое и пересматривать в первую очередь себя. Сейчас я могу сказать, что сольфеджио бывает для «взрослых» и для «детей», оно бывает нотным и донотным, «традиционным» и «игровым». Может быть инструктивным, но вместе с этим и деятельным, когда счастливо соединяются пение, движение, юмор, метафора, сказка, театр и многое другое» - пишет о своей работе Татьяна Анатольевна.

Методика игрового сольфеджио, в которой соединены речь – движение – музыка, учитывает современные требования психологии и музыкальной педагогики и включает следующие формы музыкальной  деятельности: речевые игры, речевое музицирование, звукоречевое интонирование, ритмодекламация, речевые танцы, коммуникативные игры с масскажем, пальчиковые игры.

Модели игр даны с постепенным усложнением. Разучивание происходит с показа педагога. После разучивания возможно и желательно возвращение к той или иной мелодии, к стихотворному тексту по мере необходимости включения их в новую тему.

В содержание работы включаю модели игр и упражнений, предложенные Т.Боровик Считаю, прежде чем выразительно запеть, ребенку легче выразительно говорить, т.к. пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие слухового и мышечного ощущений.

Речевые игры позволяют успешно работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок к умению импровизировать. 

                Речевое музицирование открывает  большие  возможности  для  овладения  детьми  на  самом  раннем  этапе  почти  всем  комплексом  выразительных  средств  музыки.  К  ним  относятся:  темп,  ритм,  регистр,  тембр,  звуковысотный  рисунок,  артикуляция,  штрихи,  динамика, фразировка,  акцентуация,  форма.

Для  музыкального  воспитания  речевые  упражнения важны тем, что из речевых пьес   дети  черпают  и  учатся  пользоваться  выразительными  средствами,  общими  для  речи  и  музыки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Звукоречевое интонирование прекрасная форма для развития детского певческого голоса, звуковысотного слуха, творческого воображения, мышления. В этом виде деятельности предоставляется детям возможность выразить себя: самим найти темп и ритм исполнения, тембр.  Схемы движения мелодии дети используют и в самостоятельной музыкальной деятельности, представляя себя композитором, дирижером, музыкальным руководителем.

        Ритмодекламация – ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки – является  художественной формой речевого музицирования, где помимо формирования чувства ритма у детей, формируется и художественный вкус, а так же закладываются основы нравственности.

        Синтез речи и движения в танце, естественен и привычен для детей младшего возраста, а для старших детей в речевых танцах соединяются не просто речь и шаг, а поэзия и танец.

    Коммуникативные игры с массажем  всегда вызывают положительные эмоции у детей. Эффект массажа заключается в прикосновении,  постукивании, поглаживании, а иногда и пощипывании. Массаж снимает    напряжение, усталость, тонизирует, бодрит и повышает настроение.

Пальчиковые игры  являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Пальчиковые игры  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику тактильную      чувствительность.

Методика игрового сольфеджио ориентирована на раскрытие эстетических, художественных, певческих, двигательно-пластических и коммуникативных особенностей личности ребенка. Ребенок впитывает и познает мир телом, мыслью и сердцем. Педагог считает, важно б е р е ч ь желание детей радоваться и удивляться НОВОМУ, необходимо принять любого из детей со всем комплексом его раскрытых и нераскрытых способностей. Слушать, видеть, ощущать — необходимые, подчас комплексно соединенные компоненты, сопровождающие все внутренние процессы восприятия детей. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке. Я полностью поддерживаю эту и идею и уже около 20 лет использую методику Т.Э.Боровик в своей работе. Могу с уверенностью сказать, что все модели игрового сольфеджио вызывают огромный интерес детей, а поэтому процесс музыкального воспитания проходит легко и действенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к педсовету "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста" с презентацией

В ходе подготовки к методобъединению мною был подготовлен доклад с презентацией на тему "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста". Презентация была представлена док...

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...

Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...

Доклад "Использование пальчиковых игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников"

Выступление на научно-исследовательской конференции для воспитателей ДОУ...

Доклад из опыта работы «Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»

В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой  развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...