Рабочая программа второй группы раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)
Программа разработана в соответствии с содержанием образовательного процесса второй группы раннего возраста, основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми второй группы раннего возраста и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2 лет до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_vtoraya_gruppa_rannego_vozrasta.docx | 128.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1. 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основу рабочей программы составляет подбор материалов для перспективного планирования, составленного по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -3-е изд., испр. и доп. 2015г.
Рабочая программа прописана по образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
1.1.1. Цели и задачи рабочей Программы.
Целью рабочей программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических, личностных качеств и творческих способностей ребёнка.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Задачи программы:
- Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их материальное благополучие.
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
- Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
- Формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Рабочая программа второй группы раннего возраста сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы:
1. Личностно-ориентированный подход:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельный подход:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы учтены традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (подходы А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.).
Программа основывается на важнейшем подходе — развивающего обучения и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Программа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Н.С.Карпинская).
Программа:
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
1.1.3. Возрастные особенности воспитанников от 2 до 3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
1.2.1. Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры | Образовательная область | Результаты освоения ООП | Оценочные материалы (с учетом показателей) |
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. | Социально-коммуникативное развитие | Сформированность простейших навыков самообслуживания • Развитие положительного отношения к себе • Развитие стремления к общению со взрослыми • Проявление интереса к общению со сверстниками • Развитие игровой деятельности | • Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. |
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства | • Художественно-эстетическое развитие | • Развитие основ художественно- эстетической деятельности | |
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек | Речевое развитие | Развитие речи: - понимания речи (пассивной речи); - развитие активной речи - формирование фонематического слуха, - развитие речи как средства управления своим поведением (планирующая и регулятивная функций речи). | |
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий | Познавательное развитие | • Сформированность действий с предметами и игрушками | |
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) | Физическое развитие | • Освоение различных видов движений |
- Оценка результатов освоения Рабочей программы.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Индивидуальная динамика и перспективы развития детей фиксируются в виде таблиц в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития
Для проведения педагогической диагностики в МБДОУ «Солнышко» используются следующие методы:
- беседа;
- наблюдение.
Анализ продуктов детской деятельности:
- диагностическая ситуация;
- диагностическое задание.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования;
- оптимизации работы с группой детей.
Для более удобного оформления результатов индивидуального развития детей используются карты наблюдений детского развития.
1.2.3. Срок реализации рабочей программы.
Сроком реализации рабочей программы является 2020 - 2021 учебный год.
1.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Участниками образовательных отношений создана Программа дополнительного образования по речевому развитию «Озорной язычок», которая основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой. Руководитель Комарова Светлана Евгеньевна.
Программа предназначена для работы с детьми 2 - 3 лет, рассчитана на один год обучения.
Цель программы: построение системы коррекционно - развивающей работы в раннем возрасте и выравнивание речевого развития детей 2-3 лет.
Задачи:
Образовательные
- Развитие понимания речи.
- Расширение активного и пассивного словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонематической системы речи.
- Формирование диалогической речи и речевого общения.
Коррекционные
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие зрительного слухового и тактильного восприятия.
- Развитие памяти и мышления.
Воспитательная
- Воспитывать у детей навык совместной работы.
- Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек, сказок.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основные направления реализации образовательной области. Развитие игровой деятельности.Трудовое воспитание. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Патриотическое воспитание детей.
«Социально-коммуникативное развитие» включает в себя:
- Индивидуальная игра.
- Совместная с воспитателем игра.
- Совместная со сверстниками игра.
- Игра.
- Чтение.
- Беседа.
- Наблюдение.
- Педагогическая ситуация.
- Экскурсия.
- Ситуация морального выбора.
- Проектная деятельность.
- Праздник.
- Совместные действия.
- Рассматривание.
- Проектная деятельность.
- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
- Экспериментирование.
- Поручение и задание.
- Дежурство.
- Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера.
- Образовательная область «Познавательное развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений: о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
«Познавательное развитие» включает в себя:
- Рассматривание.
- Наблюдение.
- Игра-экспериментирование.
- Исследовательская деятельность.
- Конструирование.
- Развивающая игра.
- Экскурсия.
- Ситуативный разговор.
- Рассказ.
- Интегративная деятельность.
- Беседа.
- Проблемная ситуация.
- Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
«Речевое развитие» включает в себя:
- Рассматривание.
- Игровая ситуация.
- Дидактическая игра.
- Ситуация общения.
- Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)
- Хороводная игра с пением.
- Игра-драматизация.
- Чтение.
- Обсуждение.
- Рассказ.
- Игра.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
«Художественно-эстетическое развитие» включает в себя:
- Рассматривание эстетически привлекательных предметов.
- Игра.
- Организация выставок.
- Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
- Экспериментирование со звуками.
- Музыкально-дидактическая игра.
- Разучивание музыкальных игр и танцев.
- Совместное пение.
- Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
«Физическое развитие» включает в себя:
- Игровая беседа с элементами движений.
- Игра.
- Утренняя гимнастика.
- Упражнения.
- Экспериментирование.
- Ситуативный разговор.
- Беседа.
- Рассказ.
- Чтение.
- Проблемная ситуация.
- Особенности организации образовательного процесса во второй группе раннего возраста.
Организация образовательной деятельности – одно из важных условий реализации программы.
Главными образовательными ориентирами являются:
• Обеспечение эмоционального благополучия детей;
• Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• Развитие детской самостоятельности (инициативности, ответственности);
• Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Обеспечение в группе эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:
• общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивает детей, показывать, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создает ситуации, в которых дети при помощи разных средств (игра, рисунок, движение и т.д.) могут выразить свое отношение к значимым для них событиям, в том числе происходящим в детском саду;
• обеспечивает в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть одному или в небольшой группе детей.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
Для формирования доброжелательных, внимательных отношений, воспитатели в группе:
• устанавливают понятные для детей правила взаимодействия;
• создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
• поддерживают инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Формирование развитие самостоятельности.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
• быть по возможности автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Поддержание детской инициативы.
Воспитатели регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• совершать выбор и обосновывать его (детям предлагаются способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Игровая деятельность.
С целью развития игровой деятельности педагоги:
• создают в течение дня условия для свободной игры детей;
• определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдают за играющими детьми, отмечают, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (предлагают новые идеи или способы реализации детских идей).
Познавательная деятельность.
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно- противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход беседы;
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогая организовать обсуждение;
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Проектная деятельность.
С целью развития проектной деятельности воспитатели:
• создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• внимательно относятся к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
• поддерживают детскую автономию: предлагают детям самим выдвигать проектные решения;
• помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживают их идеи, делая акцент на новизне каждого варианта;
• помогают детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Детское творчество.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог:
• планирует время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
• создает атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
• оказывает помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
• предлагает такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
• поддерживает детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
• организовывает события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и
• родителей.
Физическое развитие.
Для физического развития детей важно:
• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
• обучать детей правилам безопасности;
• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
- Модель воспитательно-образовательного процесса
Формы организации обр.процесса | Образовательная область, направление | Количество | День недели | ||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | |||
Занятие (на любом занятии решаются задачи социально-коммуникативного развития детей) | Коммуникативная(Восприятие х\л и фольклора) музыкальная (М) | 2 | Восприятие х/л и фольклора | Восприятие х/л и фольклора | |||
Познавательно-исследовательская (РЭМП),(Реб-к и ОМ), конструирование (К))музыкальная (М) | 3 | Реб. и ОМ/М | М | ||||
Изобразительная рисование(Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный труд (ХТ) | 2 | Р | Л | ||||
Физическое развитие (Двигательная (Д), на воздухе (ДВ)) | 3 | Д | Д | ДВ | |||
Беседа, загадка, разговор |
| + | + | + | + | + | |
Мастерская |
| + | |||||
Чтение художественной и познавательной литературы |
| + | + | + | + | + | |
Экспериментирование и наблюдение |
| + | |||||
Игра |
| + | + | + | + | + | |
Решение ситуативных задач |
| ||||||
Работа в книжном уголке |
| ||||||
Другие формы: |
2.2.2. Модель образовательного процесса на день.
Режимные моменты | Формы организации образовательного процесса | Вид деятельности | Время в режиме дня | Длительность | ||
Прием детей | Игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-роевые, подвижные) | Самостоятельная и совместная со взрослым игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная деятельность Физическая активность | 7.00- 8.05 | 1 час 05 минут | ||
Беседы с детьми | Коммуникативная деятельность | |||||
Экскурсии по участку (теплое время года) | Поисково-исследовательская, коммуникативная деятельность | |||||
Наблюдения | ||||||
Гигиенические процедуры | Самообслуживание | |||||
Дежурство в уголке природы, в столовой | Элементарная трудовая деятельность | |||||
Утренняя гимнастика | Физическая активность | 8.00-8.05 | 5мин. | |||
Завтрак | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 8.05-8.30 | 25 мин. | ||
| Игра | Самостоятельная игровая деятельность | 8.30-9.00 | 30 минут | ||
| Подготовка к занятиям | Элементарная трудовая деятельность | ||||
Специально организованная образовательная деятельность | Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование | Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная), музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная активность | 9.00-9.30 | 30 минут | ||
Самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей по интересам | Игровая деятельность, коммуникативная деятельность (общение), конструирование | 9.30-10.00 | 30 минут | ||
Подготовка к прогулке, прогулка | Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Наблюдения и экскурсии Беседы Элементарные опыты Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование Труд в природе | Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструктивная, изобразительная (продуктивная), элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, физическая активность | 9:30-11.00 | 1,5 часа | ||
Самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей по интересам | Игровая деятельность, элементарный труд (дежурство), коммуникативная деятельность (общение) | 11.00–11.15 | 15минут | ||
Подготовка к обеду. Обед | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 11.15–12.00 | 45 минут | ||
Сон | Воспитание навыков здорового образа жизни | 12.00–15.00 | 3часа | |||
Постепенный переход от сна к бодрствованию | Гимнастика пробуждения | Физическая активность | 15.00–15.15 | 15минут | ||
Закаливающие процедуры | Воспитание навыков здорового образа жизни | |||||
Игра | Самостоятельная игровая деятельность | |||||
Подготовка к полднику, полдник | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 15.15–15.45 | 30 минут | ||
Совместная деятельность педагога с детьми | Игра сюжетно-ролевая, сюжетно-дидактическая, дидактическая, чтение художественной литературы | Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы | 15.45–16.00 | 15 минут | ||
Дополнительное образование |
| 16.00–16.30 | 30 минут | |||
Совместная со взрослым образовательная деятельность | Мастерская, коллекционирование, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, тематические досуги (игровые, физкультурные, познавательные, театрализованные, музыкальные и др.), реализация проектов | Изобразительная (продуктивная), музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, игровая, | 16.30–16.45 | 15 минут | ||
Подготовка к прогулке, прогулка | Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры Конструирование Труд в природе | Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность и др. | 16.45–17.30 | 2 часа 15 минут | ||
Уход детей домой |
| 17.30 |
| |||
Общий подсчет времени | На занятия | 1 час | 1час | |||
На прогулку | 3 часа | 3 часа | ||||
На игру (без учета времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями) | 2 часа 15минут | 2 часа 15 минут |
2.3. Комплексно – тематическое планирование.
Месяц | Неделя | Дата | Тема недели |
Сентябрь | 1 неделя | 31-4 | Детский сад. Игрушки. |
2 неделя | 7-11 | Правила дорожного движения. Транспорт. (ОБЖ) | |
3 неделя | 14-18 | Осень (сезонные изменения). | |
4 неделя | 21-25 | Огород. Овощи. | |
Октябрь | 1 неделя | 28-2 | Сад. Фрукты. |
2 неделя | 5-9 | Ягоды | |
3 неделя | 12-16 | Дикие животные (животные Севера) и их детеныши. Подготовка к зиме. | |
4 неделя | 19-23 | Деревья. Кустарники. | |
5 неделя | 26-30 | Одежда. Головные уборы. | |
Ноябрь | 1 неделя | 2-6 | «Россия – моя страна» |
2 неделя | 9-13 | Обувь. | |
3 неделя | 16-20 | Мой дом. Мебель. | |
4 неделя | 23-27 | Мой дом (посуда, продукты питания). | |
Декабрь | 1 неделя | 30-4 | Домашние животные и их детёныши. |
2 неделя | 7-11 | Зима (сезонные изменения). | |
3 неделя | 14-18 | Домашние птицы. | |
4 неделя | 21-31 | Новый год. | |
Январь | 2 неделя | 11-15 | Зимние забавы. |
3 неделя | 18-22 | Зимние виды спорта. | |
4 неделя | 25-29 | Зимующие птицы. | |
Февраль | 1 неделя | 1-5 | Опасности вокруг нас. Бытовая техника. |
2 неделя | 8-12 | Я и моя семья (своё ФИО, родителей, родственные отношения и т.д.). | |
3 неделя | 15-19 | Профессии. | |
4 неделя | 22-26 | День Защитников Отечества, профессии. | |
Мат | 1 неделя | 1-5 | Мамин день, профессии. |
2 неделя | 9-12 | Я вырасту здоровым (человек, части тела, ЗОЖ) - 7 апреля день здоровья. | |
3 неделя | 15-19 | Весна (сезонные изменения, живая, неживая природа, комнатные растения). | |
4 неделя | 22-26 | Вода и ее обитатели (21марта – всемирный день земли; 22 марта – день водных ресурсов). | |
Апрель | 1 неделя | 29-2 | День птиц – 1 апреля. Перелетные птицы. |
2 неделя | 5-9 | Неделя сказок – 2 апреля – международный день детской книги). | |
3 неделя | 12-16 | Животные весной. | |
4 неделя | 19-23 | Я и моя семья (гендерные принадлежности) | |
5 неделя | 26-30 | Цветы. Первоцветы. (3 мая – день солнца). | |
Май | 1 неделя | 4-7 | Праздник: «День Великой Победы!» |
2 неделя | 11-14 | Насекомые. | |
3 неделя | 17-21 | Транспорт. Правила дорожного движения. | |
4 неделя | 24-28 | Здравствуй, лето! |
- Ежедневное планирование воспитательного и образовательного процесса (Приложение № 1)
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте (2-3 год) является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
- приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
- знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
- для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
- содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
- поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
(законными представителями).
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Направления работы по ФГОС ДО:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
- оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности,
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- создание возможностей для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (анкетирование, опросы).
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей.
Формы работы с родителями:
- Проведение тематических родительских собраний (2 раза в год).
- Консультации для родителей. Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте.
- Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.
- Проведение экскурсий в музей.
- Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
2.6.1.Характеристика контингента, особенности семей воспитанников, комплектование группы. (Приложение 1)
2.6.2.Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников.
Сентябрь | - Анкетирование «Ребёнок в детском саду» - Сезонная папка - передвижка «Осенняя пора» - Организационное родительское собрание «Адаптация ребёнка в детском саду» - Консультация в уголок здоровья «Витаминный календарь. Осень». - Выставка «Огородные чудеса» |
Октябрь | - Памятка для родителей «Возрастные особенности детей2-3 года жизни» - Индивидуальные беседы на тему: - одежда детей в группе - формирование навыков одевания и самостоятельной еды - Папка - передвижка «Игры по дороге в детский сад», «Игры между делом», - Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?» - Совместная работа с родителями по созданию фотоальбома "Наша дружная семья" |
Ноябрь | - Консультация медсестры о прививке детей против гриппа. - Сезонная папка – передвижка «Ноябрь» - Консультация "Капризы и упрямство". - Изготовление подарков для мам |
Декабрь | - Сезонная папка – передвижка «Вот зима, кругом бело» - Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». - Беседа: «Какие игрушки нужны вашим детям!» - Наглядная информация: «Как встретить новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции». - Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!». |
Январь | - Здоровье детей в наших руках. - Развитие мелкой моторики у детей. - Папка-передвижка "Зимние забавы" - Акция «Птичья столовая» - Консультация в уголок для родителей: «Игры на внимание» - Оформление зимних участков |
Февраль | - Папка – передвижка - "Азбука пешеходов". - Консультация "Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах". - Памятка-рекомендация для родителей "Осторожно! Ребенок переходит дорогу" - Тематическая выставка "Рисуем вместе с папами". |
Март | - Стенгазета поздравление с 8 Марта - Памятка для родителей. "Родительские заповеди". - Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях» |
Апрель | - Наглядная информация "Роль книги в развитие ребенка" - Папка – передвижка «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» - Выставка "Наши таланты". - Консультация "Развитие речи детей" |
Май | - Уголок здоровья «Как уберечь ребёнка от травм». - Консультация «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья!», «Игры с детьми на отдыхе в летний период». - Привлечение родителей к оформлению участка к лету. - Итоговое родительское собрание "Чему научились дети за год". |
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Перспективное планирование кружка «Озорной язычок» детей 2 – 3 лет
1, 2 неделя месяца – занятия по развитию речи.
3 неделя месяца - знакомство с народными сказками, потешками.
4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры, артикуляционной гимнастики.
ОКТЯБРЬ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Игрушки и картинки» | 1.Продолжать знакомить детей с игрушками, узнавать их на картинке. 2.Развивать понимание речи взрослого, обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предмета, цвета и глаголами, обозначающими действие. | 2, с.5 | |
2. «Забавные игрушки» | 1.Учить детей рассматривать игрушки, выделяя отдельные их части. 2.Ввести в словарь детей названия предмета, его частей, цвета и действия. | 2, с. 13 | |
3. Русская народная сказка «Курочка ряба» | 1. Познакомить с русской народной сказкой. 2. Пополнять словарь детей новыми словами, учить воспроизводить некоторые действия в соответствии со словом. | 2, с. 7 | |
4.П/г «Ладушки» Арт/г «Заборчик», «Домик открывается» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
НОЯБРЬ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Наши уточки с утра…» | 1. Познакомить детей с потешкой, учить понимать содержание текста. 2. учить детей тому, как кричат домашние животные, побуждать к звукоподражанию, учить узнавать птиц и называть их. | 2, с. 12 | |
2. «Фрукты» | 1. Учить детей различать фрукты по внешнему виду и вкусу. 2. Обогащать словарь детей названиями фруктов и отличительных их качеств. | 2, с. 23 | |
3. Русская народная сказка «Репка» | 1. Приучать детей слушать русские народные сказки, сопровождая рассказ показом картинок. 2. Учить следить за развитием действия и производить порядок действий в сказке с помощью вопросов воспитателя, уметь отвечать на вопросы. | 2, с. 54 | |
4.П/г «Сорока – сорока…» Арт/г «Шарик», «Чистим зубы» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
ДЕКАБРЬ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Оденем Катю на прогулку» | 1. Учить детей узнавать предметы, называть их и называть действия с ними и некоторые качества с ними. 2. Ввести в словарь детей названия предметов, действий, качеств; учить произносить слова четко, достаточно громко. | 2, с. 32 | |
2. «Кисонька - мурысонька» | 1. Учить детей рассматривать игрушку – кошку, отмечать её характерные признаки. 2. Формировать словарь детей: обогащать словарь за счёт имён существительных, глаголов, прилагательных, активизировать словарь. | 2, с. 38 | |
3. Потешка «Кот» | 1. Познакомить детей с новой потешкой, предоставить им возможность договаривать слова, фразы | 2, с. 44 | |
4.П/г «Капустку солим» Арт/г «Киска лакает молоко» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
ЯНВАРЬ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1 «Кто, где живёт?» | 1. Продолжать закреплять знания детей о животных, подвести детей к пониманию, что есть домашние и дикие животные. 2. Ввести в словарь обобщающие понятия – домашние, дикие животные. | 2, с. 52 | |
2. «Неваляшки» | 1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, помогать обследовать предмет, выделять цвет, форму, величину. | 2, с. 80 | |
3. Русская народная сказка «Теремок» | 1. Приучать детей слушать русские народные сказки, сопровождая их показом картинок. 2. Учить следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. | 2, с. 64 | |
4.П/г «Семья» Арт/г «Хоботок», «Улыбка» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Машина и самолёт» | 1. Продолжать знакомить детей с игрушками, учить определять основные детали, называть цвет, форму. | 2, с. 100 | |
2. «Как машина зверят катала» | 1. Учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действием педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы. | 1, с. 77 | |
3. Русская народная сказка «Волк и козлята» | 1. Приучать детей слушать русские народные сказки, сопровождая их показом картинок. | 2, с. 107 | |
4.П/г «Это я» Арт/г «Лошадка», «Часики» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
МАРТ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Аня наряжается» | 1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения – одежда, её цвет. | 2, с. 113 | |
2. «Пирамидки» | 1. Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. 2. Активизировать словарь детей новыми словами: названия цвета, формы, величины. | 2, с. 84 | |
3. «Баю, бай, ты, собачка, не лай!» | 1. Приучать детей слушать народную потешку, сопровождать чтение игровыми действиями. 2. Учить детей договаривать слова в коротких стихах. | 2, с. 61 | |
4.П/г «Замок» Арт/г «Качели», «Иголочка» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
АПРЕЛЬ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Купание куклы Ани» | 1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. 2. Активизировать словарь детей названиями умывальных принадлежностей, ввести в словарь новые слова: тёплая, холодная, поливать. | 2, с. 93 | |
2. «Матрёшки» | 1. Упражнять детей в правильном названии предметов, замечать и называть различие в цвете и размере. | 2, с. 118 | |
3. Русская народная сказка «Три медведя» | 1. Познакомить детей русской народной сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно по объёму художественные произведения. | 1, с. 60 | |
4.П/г «Вышли пальчики гулять» Арт/г «Лопатка», «Маляр» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека | |
МАЙ | |||
Тема | Программное содержание | Источник | |
1. «Что изменилось?» | 1. Учить детей наблюдательности, замечать, что изменилось в расположении предмета. | 2, с. 128 | |
2. «Наш детский сад» | 1. Познакомить детей с помещениями детского сада, рассказать, кто, где работает. 2. Учить ориентироваться в помещении детского сада. | 2, с. 55 | |
3.«С утра до вечера». «Любимые игрушки» | 1.Закрепить в памяти детей знакомые потешки, стихи А. Барто, предоставить им возможность повторять за воспитателем, читать самостоятельно или всем вместе. | 2, с. 136 2, с. 147 | |
4.П/г «Дождик, дождик…» Арт/г «Расческа», «Хомячок» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие артикуляционного аппарата. | Картотека |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы.
1.Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников: вторая группа раннего взраста». – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» вторая группа раннего возраста мозаика-синтез 2016 г.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128с.
5. Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа, 2013. – 87с.
6. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников». Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 160с.
7. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 2-3 лет» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016. – 48с.
8. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 2-3 лет» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016. – 48с.
9. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144с.
10. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 176с.
11. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 368с.
12. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений», вторая группа раннего возраста, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016. – 48с.
13. Соломенников О.А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.
14. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001 г.
15. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.- 88с.
12. «Хрестоматия для младшей группы» издательство «Самовар», 2014г.
3.2. Режим дня.
3.2.1. Режим пребывания детей в ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей с 2-3 лет (с 10.5 часов пребыванием)
Дома
Режимный момент | Время |
Подъем, утренний туалет | 6.30- 7.30 |
В детском саду
Режимный момент | Время |
Прием, осмотр детей, игры, ежедневная утренняя гимнастика | 7.00- 8.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак (образовательная деятельность в режимных моментах) | 8.05 -8.30 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.30-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность ( игры-занятия по подгруппам) | 9.00 – 9.30 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 9.30-11.00 |
Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, | 11.00-11.15 |
Обед | 11.15- 12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15 -15.45 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы | 15.45 -16.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 16.00- 16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах) | 16.30 -17.30 |
Дома
Режимный момент | Время |
Возращение с прогулки | 17.30 – 18.00 |
Ужин | 18.00-18.30 |
Спокойные игры | 18.30-20.30 |
Гигиенические процедуры | 20.30 -21.00 |
Укладывание, ночной сон | 21.00 – 06.30 (07.00) |
3.2.2. Организация ООД
День недели | Расписание основных видов организованной образовательной деятельности |
Понедельник | Музыкальная 9.00- 9.10 Коммуникативная (восприятие х\л и фольклора) 16.00-16.10 |
Вторник | Изобразительная (Рисование) 9.00-9.10 Двигательная 16.00-16.10 |
Среда | Музыкальная 9.00-9.10 Коммуникативная (восприятие х\л и фольклора) 16.00-16.10 |
Четверг | Изобразительная (Лепка) 9.00-9.10 Двигательная 16.00-16.10 |
Пятница | Коммуникативная (восприятие х\л и фольклора) 9.00-9.10 Двигательная ( на улице) |
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В каждом детском саду с годами складываются свои традиции, так или иначе связанные с жизнедеятельностью детей, а также и традиции коллектива работников дошкольного учреждения. В ДОУ традиционными являются праздники, события, проекты, которые завершают цикл тематической недели. В целях реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса составляется примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывает личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка:
• окружающей природе;
• миру искусства и литературы;
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества, 9 Мая)
• сезонным явлениям;
• народной культуре и традициям.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей и способствует организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Традиционные праздники:
Сентябрь – «День знаний»
Октябрь - «Осень»
Декабрь - «Новый год»
Февраль - «День защитников Отечества»
Март - «Международный женский день 8 марта»
Апрель - «Весна»
Май - «День Победы», «Выпуск в школу»
Июнь - «День защиты детей», «День России»
Август – «День Государственного флага Российской Федерации»
3.3.1. Перспективный план праздников и вечеров развлечений.
Месяц | Неделя | Дата | Название мероприятия |
Сентябрь | 1 неделя | 31-4 | Развлечение «К игрушкам в гости» |
2 неделя | 7-11 | Игра «Паровоз ребят повёз» | |
3 неделя | 14-18 | Настольный театр «Теремок» | |
4 неделя | 21-25 | П/и «Цыплята на прогулке» | |
Октябрь | 1 неделя | 28-2 | Инсценировка потешки «Сорока- белобока» |
2 неделя | 5-9 | Литературный досуг «В гости бабушка пришла» | |
3 неделя | 12-16 | И/упр. «Идёт бычок качается…» | |
4 неделя | 19-23 | «В гости к кукле» | |
5 неделя | 26-30 | Спортивное развлечение «Осенние забавы» | |
Ноябрь | 1 неделя | 2-6 | День пальчиковых игр |
2 неделя | 9-13 | Инсценировка по мотивам сказки «Колобок» | |
3 неделя | 16-20 | Физкультурное развлечение « Путешествие с Петрушкой» | |
4 неделя | 23-27 | Настольный театр «Колобок» | |
Декабрь | 1 неделя | 30-4 | Музыкальное развлечение «Зимняя прогулка» |
2 неделя | 7-11 | Спортивное развлечение «Мой весёлый звонкий мяч» | |
3 неделя | 14-18 | Досуг «В гости к лисичке» | |
4 неделя | 21-31 | Развлечение «В гости к снеговику» | |
Январь | 2 неделя | 11-15 | «Зимние забавы, все им очень рады» |
3 неделя | 18-22 | Музыкальное развлечение «Ёлочка в лесу» | |
4 неделя | 25-29 | «Здоровье дарит Айболит» | |
Февраль | 1 неделя | 1-5 | Кукольный театра «Маша и медведь» |
2 неделя | 8-12 | И/ упр. «Бросай - лови» | |
3 неделя | 15-19 | П/и «Зайка серенький…» | |
4 неделя | 22-26 | Развлечение «Игрушки из коробки» | |
март | 1 неделя | 1-5 | Праздник « Лучше мамы нет на свете» |
2 неделя | 9-12 | Игра-забава «Ладушки-хлопушки» | |
3 неделя | 15-19 | Театральное представление «Волк и козлята» | |
4 неделя | 22-26 | Спортивное развлечение «Мячик круглый есть у нас» | |
Апрель | 1 неделя | 29-2 | Игры с Петрушкой |
2 неделя | 5-9 | Спортивное развлечение «Чистота-залог здоровья» | |
3 неделя | 12-16 | И/упр. «Спят усталые игрушки» | |
4 неделя | 19-23 | Инсценировка стихов А.Барто «Игрушки» | |
5 неделя | 26-30 | Пальчиковый театр «Репка» | |
Май | 1 неделя | 4-7 | Музыкальное развлечение «Мы любим петь и танцевать» |
2 неделя | 11-14 | «Пальчиками играем, речь развиваем» | |
3 неделя | 17-21 | Оздоровительный досуг «В гостях у Айболита» | |
4 неделя | 24-28 | «Мы едем, едем, едем…» |
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Микрозона, центр | Оборудование и наименование | Цели |
Раздевалка | 1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки, «алгоритм» процесса одевания. 2.Стенды для родителей:
| 1.Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться. 2.Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом. 3.Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей. |
Групповая | ||
Центр «Маленькие строители» | 1.Крупный строительный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Мелкий пластмассовый конструктор. 4.Конструкторы типа «Лего». 5.Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек. 6. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина. 7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных) | 1.Развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения. |
Центр «Давайте пошумим» | 1.Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник. 2.Магнитофон. 3.Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, макаронами, камешками. 4.Карточки с нотами и картинками. 5.Нетрадиционные музыкальные инструменты | 1.Развитие слухового восприятия и внимания. 2.Формирование исполнительских навыков. |
Центр «Юный художник» | 1.Толстые восковые мелки, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки. 3.Кисти, поролон, печатки, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани. 4.Наборное полотно, доска, магнитная доска. | 1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей. |
Центр дидактических игр
| Материал по математике и сенсорике 1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2. Магнитная доска. 3.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета). 4.Блоки Дьенеша. 5.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов). 6.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов). 7.Горки (наклонные плоскости) для шариков. 8.Часы с круглым циферблатом и стрелками. 9.Счеты настольные 10.Наборы моделей: деление на части. Материал по развитию речи и познавательной деятельности 1.Наборы картинок для группировки и обобщения: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2.Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 3.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). 4.Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, бытовые ситуации, литературные сюжеты). 5.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 6.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 7.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (4,6,8 частей). 8.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 9.Набор карточек с изображением предмета и названием. | 1.Развитие мышления и пальцевой моторики. Совершенствование операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. 2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование обследовательских навыков. 3.Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме. 4.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу. 6.Развитие потребности в познании окружающего мира. 7.Формирование интереса к познавательной деятельности. 8.Совершенствование операций сравнения, анализа, классификации, сериации, обобщения. 9.Формирование потребности в обогащении словаря. 10.Развитие связной речи. 11.Формирование правильного произношения звуков речи и их дифференциал. |
Центр «Наша библиотека» | 1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, 2.Детские книги по программе, любимые книжки детей. 3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др. | 1.Совершенствование умения обращаться с книгой, расширение представлений об окружающем. |
Театральная зона | 1.Ширма. 2.Маленькие ширмы для настольного театра. 3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой. 4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. 5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см. 6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие). 7.Тематический набор сказочных персонажей 8.Набор фигурок: семья. 9.Набор масок: животные, сказочные персонажи. | 1.Развитие творчества детей на основе литературных произведений. 2.Формирование умения ставить несложные представления. 3.Развитие интереса к театрально- игровой деятельности. |
Спортивная зона «Догони-ка» | 1.Мячи резиновые, пластмассовые(разного размера) 2.Обручи. 3.Скакалки. 4.Флажки, султанчики. 6.Кольцеброс. 7.Ленточки, платочки. 8.Кегли – 2 набора 9.Мешочки с грузом 10.Гантели детские. 11.Маски для подвижных игр. 12. Картотеки: подвижные игры, считалки 13.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки. 14.Нетрадиционное спортивное оборудование | 1.Развитие ловкости, координации движений. 2.Обучение основным движениям и спортивным упражнениям: прыжки с места, метание предметов разными способами и т. д. 3.Совершенствование умение бросать и ловить мяч, ходить по прямой ограниченной дорожке. |
Зона сюжетно-ролевой игры
| 1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера. 2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды. 3.Комплект кукольных постельных принадлежностей. 4.Куклы, кукольная коляска. 6.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «Столовая». 7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др. | 1.Формирование ролевых действий. 2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры. 3.Формирование коммуникативных навыков в игре. 4.Развитие подражательности и творческих способностей. |
Опытно- экспериментальная зона «Лаборатория дядюшки Ау»
| Центр воды и песка 1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2.Природный материал: песок, вода, камешки, шишки, листочки. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки. 4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки). 5.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Календарь природы 1.Картина сезона, модели года и суток. 2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. 3.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». 4.Бумажная кукла с разной одеждой. | 1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки. 2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами. 3.Обогощение знаний о свойствах природных материалов. 1.Развитие наблюдательности, восприятия, творческих способностей. 2.Совершенствование умения определять состояние погоды. |
Туалетная комната | Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания. | Развитие опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания. |
3.5.Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Методическое обеспечение кружка «Озорной язычок»:
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского
сада. Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.
2.Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. –
160с.
3.Савельева Е.А. Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
3.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. ООО Издательство
«Дом.XXI век», 2007. – 186с.
4. Артикуляционная гимнастика. Картотека.
5. Пальчиковая гимнастика. Картотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3) НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направл...
«Рабочая программа второй группы раннего возраста № 2 «Карапуз» на 2016 — 2017 учебный год.
Рабочая программа второй группы раннего возраста...
Рабочая программа второй группы раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа второй группы раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа вторая группа раннего возраста
Рабочая программа вторая группа раннего возраста...
Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа младшей группы №1 для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» на основе ФГОС дошкольног...