Дополнительная программа кружка "Пальчиками играем, речь развиваем"
рабочая программа (младшая группа)

Комарова Светлана Евгеньевна

«Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Кружок «Пальчиками играем, речь развиваем» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvd.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 

 

 «Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 

Кружок «Пальчиками играем, речь развиваем» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

.

 

  1.  Цель и задачи программы

 

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формировать практические умения и навыки;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать движения рук;
  • развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

  1. Особенности программы.

  1.  Возрастная группа.

 Дети  2 - 3 лет

  1.  Периодичность занятий

 Занятие проводится один раз в неделю (суббота)

  1.  Количество детей

10 человек

 

  1.  Методы и приемы при организации и проведении занятий.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

  • Словесный   метод. Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
  • Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
  • Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
  • Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей  младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

При организации и проведении игр используются следующие приемы:

  • Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
  • Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  • Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
  • Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
  • Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.

2.5. Основные этапы занятия.

Основные этапы занятия:

1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

 2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

 3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

4. Игры с различными предметами и материалами.

5. Продуктивная деятельность.

  1. Ожидаемый  результаты.

К концу учебного года:

  • сформированы произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • Выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
  • Могут справляться со шнуровкой и нанизыванием бусин, шариков на тесьму.
  • Владеют приемами самомассажа рук.
  • Владеют приёмами работы с пластилином, бумагой, песком.
  • Более развита речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки.

  1. Перспективное планирование

Этап занятия

Тема

занятия

Развитие общей моторики

Самомассаж рук

Пальчиковая игра

Игры с предметами и материалами

Продуктивная деятельность

ОКТЯБРЬ

1.

«Дождик»

Жестовая игра «Тук, тук…»

(картотека)

Самомассаж ладоней «Карандашик я катаю»

П/г «Дождик»

 7, с.107

Игра с прищепками

«Дождик»

Пальчиковое рисование «Капельки»

2.

«Тучка»

Самомассаж ладоней «Карандашик я катаю»

П/г «Дождик»

7, с.107

Знакомство с сухим бассейном (природный материал)

Поделка «Тучка» (ватные шарики)

3.

«Мухомор»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

П/г «Грибы»

(картотека)

Знакомство

с солёным тестом

Упражнение «Здравствуй тесто»  

Аппликация из солёного теста

«Мухомор»

4.

«Осенний листочек»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

П/г «Осень»

(картотека)

Игра «Листочек лети»

Рисование отпечатками листьев «Осенний листочек»

НОЯБРЬ

5.

«Ёжик»

Жестовая игра «Это я!»

(картотека)

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Ёжик-ежик колкий» (картотека)

Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

Поделка «У ежа иголки»

2, с.16

6.

«Ёжик и ежата»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Ёжик-ёжик колкий» (картотека)

Игра с прищепками

Ежик

Рисование ладошкой «Ёжик»

3, с.23

7.

 «Цыпленок»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Петушок» (картотека)

Игра «Накорми птичку» (перебирание семян тыквы, сухой бассейн)

Рисование методом тычка  «Цыпленок»

8.

«Зернышки для птички»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Птички»

(картотека)

Игра «Накорми птичку»

( сухой бассейн)

Лепка «Зернышки для птички»

                                         ДЕКАБРЬ

9.

«Снегопад в лесу»

Жестовая игра

«Как на горке - снег, снег» (картотека)

Растирание «Ручки греем»

П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека)

Игра «Бумажные снежки»

Пальчиковое рисование «Снегопад в лесу» 

10.

«Снеговик»

Растирание «Ручки греем»

П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека)

Игра «Снежки» (кинестетический песок)

Поделка «Снеговик» (ватные диски)

11.

«Дед Мороз»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Дедушка Мороз» (картотека)

Игра «Наряди елку»

Аппликация из ваты «Борода Деда Мороза»

12.

«Новогодняя Ёлочка»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Дедушка Мороз» 

(картотека)

Игра с прищепками «Иголки для елки»

Пластилинография «Новогодняя Ёлочка»

ЯНВАРЬ

13.

«Снегопад»

Жестовая игра

«Мы погреемся немножко» (картотека)

Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок»

П/г «Снеговик» (картотека)

Игры с рваной бумагой «Мы катаем снежный ком»

 Рисование на манке «Снегопад»

14.

«Варежка»

Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок»

П/г «Снеговик» (картотека)

Игра «Соберём бусинки от варежки

Рисование пальчиком «Украсим варежку»

15.

«Витамины»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) 

П/г «Апельсин» (картотека)

Игра «Волшебный мешочек»

 Лепка «Съешь моего яблочка»

2, с.10

16.

«Мышка - норушка»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Маленькая мышка» (картотека)

Игра «Накорми мышку» (перебирание крупы)

Лепка «Зёрнышки для мышат»

                                             ФЕВРАЛЬ

17.

«Машина»

Жестовая игра «Тук, тук…»

(картотека)

Поглаживание «Киска брысь» 

П/г «1,2,3,4,5»

7, с.28

Игра «Собери груз»

(фасоль, горох)

Рисование «Колёса для машины»

18.

«Платье для Тани»

Поглаживание «Киска брысь» 

П/г «1,2,3,4,5»

7, с.28

Игра «Пришьём пуговки на платья»

Рисование ватной палочкой «Платье в горошину»

19.

«Домик для Мишутки»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Дом» (картотека)

Шнуровка «Следы»

Аппликация из геометрических фигур «Дом»

20.

«Зайчик рыбалке»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

 П/г «Рыбка» (картотека)

Игра  с водой «Поймай рыбку»

 «Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок.

                                    МАРТ

21.

«Бусы для мамы»

Жестовая игра «Солнышко»

(картотека)

Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем»

П/г «Стирка» (картотека)

Игра с макаронами «Бусы»

 Рисование пробками

«Бусы для мамы»

22.

«Мимоза»

Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем»

П/г «Стирка» (картотека)

Игра «Сложи узор - цветок», мозаика

Поделка из салфеток

«Мимоза»

23.

«Цветы для мамы»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Пирожки»

(картотека)

Игра «Песочные каракули»

Рисование поролоном «Цветы для мамы»

24.

«Блины и пироги»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Пирожки»

(картотека)

Игра «Я пеку, пеку, пеку…» (солёное тесто)

Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

                                           АПРЕЛЬ

25.

«Неваляшка»

Жестовая игра «Дождик лей, лей, лей»

(картотека)

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

П/г «Игрушки» (картотека)

Сухой бассейн «Найди игрушку»

Рисование на манке «Неваляшка»

26.

«Весенняя капель»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

П/г «Дождик» (картотека)

Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

Игра - экспериментирование «Веселая пипетка» - работа с водой и

пипеткой.

27.

«Жираф»

Растирание «Мы точили карандаш»

П/г «У жирафа пятна…» (картотека)

Игра «Найди такие пятна»

Рисование ватной палочкой «У жирафа пятна»

28.

«Солнышко»

Растирание «Мы точили карандаш»

П/г «Здравствуй, солнце золотое» (картотека)

Игра с прищепками «Солнышко»

Лепка «Солнышко» (размазывание)

                                    МАЙ

29.

«Конфеты для куклы Кати»

Жестовая игра «Как живёшь?» 7, с.85

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

П/г «Конфеты» (картотека)

 Игры с рваной бумагой «Разноцветные конфеты»

Лепка «Конфеты»

30.

«Цветы»

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

П/г «Тюльпан» (картотека)

Игра «Следы» (кинестетический песок)

Рисование ладошками «Цветы»

31.

«Бабочка»

Самомассаж пальцев рук бусинками,

катать по очереди каждым пальцем.

П/г «Паучок» (картотека)

Мозаика  «Лети, бабочка»

Песочная

аппликация

«Бабочка»

32.

«Гусеница»

Самомассаж пальцев рук бусинками,

катать по очереди каждым пальцем.

П /г «Паучок» (картотека)

Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) 

Лепка из солёного теста «Гусеница»

  1. Литература
  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
  2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. - М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 - 48с.
  3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. - М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 - 64с.
  4. Картотека «Жестовые игры и физкультминутки для малышей»
  5. Савельева Е.А. Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
  6. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Санкт – Петербург 1997г.
  7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М,: 2007. – 186с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В  младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"

Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...