Дополнительная программа кружка "Пальчиками играем, речь развиваем"
рабочая программа (младшая группа)
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Кружок «Пальчиками играем, речь развиваем» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Пальчиками играем, речь развиваем» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
.
- Цель и задачи программы
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
- Особенности программы.
- Возрастная группа.
Дети 2 - 3 лет
- Периодичность занятий
Занятие проводится один раз в неделю (суббота)
- Количество детей
10 человек
- Методы и приемы при организации и проведении занятий.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:
- Словесный метод. Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
- Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
- Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
- Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
При организации и проведении игр используются следующие приемы:
- Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
- Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
- Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
- Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.
2.5. Основные этапы занятия.
Основные этапы занятия:
1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
4. Игры с различными предметами и материалами.
5. Продуктивная деятельность.
- Ожидаемый результаты.
К концу учебного года:
- сформированы произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- Выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
- Могут справляться со шнуровкой и нанизыванием бусин, шариков на тесьму.
- Владеют приемами самомассажа рук.
- Владеют приёмами работы с пластилином, бумагой, песком.
- Более развита речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки.
- Перспективное планирование
№ | Этап занятия | ||||||
Тема занятия | Развитие общей моторики | Самомассаж рук | Пальчиковая игра | Игры с предметами и материалами | Продуктивная деятельность | ||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1. | «Дождик» | Жестовая игра «Тук, тук…» (картотека) | Самомассаж ладоней «Карандашик я катаю» | П/г «Дождик» 7, с.107 | Игра с прищепками «Дождик» | Пальчиковое рисование «Капельки» | |
2. | «Тучка» | Самомассаж ладоней «Карандашик я катаю» | П/г «Дождик» 7, с.107 | Знакомство с сухим бассейном (природный материал) | Поделка «Тучка» (ватные шарики) | ||
3. | «Мухомор» | Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) | П/г «Грибы» (картотека) | Знакомство с солёным тестом Упражнение «Здравствуй тесто» | Аппликация из солёного теста «Мухомор» | ||
4. | «Осенний листочек» | Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) | П/г «Осень» (картотека) | Игра «Листочек лети» | Рисование отпечатками листьев «Осенний листочек» | ||
НОЯБРЬ | |||||||
5. | «Ёжик» | Жестовая игра «Это я!» (картотека) | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Ёжик-ежик колкий» (картотека) | Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами» | Поделка «У ежа иголки» 2, с.16 | |
6. | «Ёжик и ежата» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Ёжик-ёжик колкий» (картотека) | Игра с прищепками Ежик | Рисование ладошкой «Ёжик» 3, с.23 | ||
7. | «Цыпленок» | Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | П/г «Петушок» (картотека) | Игра «Накорми птичку» (перебирание семян тыквы, сухой бассейн) | Рисование методом тычка «Цыпленок» | ||
8. | «Зернышки для птички» | Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | П/г «Птички» (картотека) | Игра «Накорми птичку» ( сухой бассейн) | Лепка «Зернышки для птички» | ||
ДЕКАБРЬ | |||||||
9. | «Снегопад в лесу» | Жестовая игра «Как на горке - снег, снег» (картотека) | Растирание «Ручки греем» | П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека) | Игра «Бумажные снежки» | Пальчиковое рисование «Снегопад в лесу» | |
10. | «Снеговик» | Растирание «Ручки греем» | П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека) | Игра «Снежки» (кинестетический песок) | Поделка «Снеговик» (ватные диски) | ||
11. | «Дед Мороз» | Растирание «Добываем мы огонь» | П/г «Дедушка Мороз» (картотека) | Игра «Наряди елку» | Аппликация из ваты «Борода Деда Мороза» | ||
12. | «Новогодняя Ёлочка» | Растирание «Добываем мы огонь» | П/г «Дедушка Мороз» (картотека) | Игра с прищепками «Иголки для елки» | Пластилинография «Новогодняя Ёлочка» | ||
ЯНВАРЬ | |||||||
13. | «Снегопад» | Жестовая игра «Мы погреемся немножко» (картотека) | Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок» | П/г «Снеговик» (картотека) | Игры с рваной бумагой «Мы катаем снежный ком» | Рисование на манке «Снегопад» | |
14. | «Варежка» | Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок» | П/г «Снеговик» (картотека) | Игра «Соберём бусинки от варежки | Рисование пальчиком «Украсим варежку» | ||
15. | «Витамины» | Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | П/г «Апельсин» (картотека) | Игра «Волшебный мешочек» | Лепка «Съешь моего яблочка» 2, с.10 | ||
16. | «Мышка - норушка» | Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | П/г «Маленькая мышка» (картотека) | Игра «Накорми мышку» (перебирание крупы) | Лепка «Зёрнышки для мышат» | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
17. | «Машина» | Жестовая игра «Тук, тук…» (картотека) | Поглаживание «Киска брысь» | П/г «1,2,3,4,5» 7, с.28 | Игра «Собери груз» (фасоль, горох) | Рисование «Колёса для машины» | |
18. | «Платье для Тани» | Поглаживание «Киска брысь» | П/г «1,2,3,4,5» 7, с.28 | Игра «Пришьём пуговки на платья» | Рисование ватной палочкой «Платье в горошину» | ||
19. | «Домик для Мишутки» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Дом» (картотека) | Шнуровка «Следы» | Аппликация из геометрических фигур «Дом» | ||
20. | «Зайчик рыбалке» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Рыбка» (картотека) | Игра с водой «Поймай рыбку» | «Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок. | ||
МАРТ | |||||||
21. | «Бусы для мамы» | Жестовая игра «Солнышко» (картотека) | Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем» | П/г «Стирка» (картотека) | Игра с макаронами «Бусы» | Рисование пробками «Бусы для мамы» | |
22. | «Мимоза» | Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем» | П/г «Стирка» (картотека) | Игра «Сложи узор - цветок», мозаика | Поделка из салфеток «Мимоза» | ||
23. | «Цветы для мамы» | Растирание «Добываем мы огонь» | П/г «Пирожки» (картотека) | Игра «Песочные каракули» | Рисование поролоном «Цветы для мамы» | ||
24. | «Блины и пироги» | Растирание «Добываем мы огонь» | П/г «Пирожки» (картотека) | Игра «Я пеку, пеку, пеку…» (солёное тесто) | Лепка из соленого теста «Блины и пироги» | ||
АПРЕЛЬ | |||||||
25. | «Неваляшка» | Жестовая игра «Дождик лей, лей, лей» (картотека) | Растирание «Крепко пальчики сожмем» | П/г «Игрушки» (картотека) | Сухой бассейн «Найди игрушку» | Рисование на манке «Неваляшка» | |
26. | «Весенняя капель» | Растирание «Крепко пальчики сожмем» | П/г «Дождик» (картотека) | Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?» | Игра - экспериментирование «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой. | ||
27. | «Жираф» | Растирание «Мы точили карандаш» | П/г «У жирафа пятна…» (картотека) | Игра «Найди такие пятна» | Рисование ватной палочкой «У жирафа пятна» | ||
28. | «Солнышко» | Растирание «Мы точили карандаш» | П/г «Здравствуй, солнце золотое» (картотека) | Игра с прищепками «Солнышко» | Лепка «Солнышко» (размазывание) | ||
МАЙ | |||||||
29. | «Конфеты для куклы Кати» | Жестовая игра «Как живёшь?» 7, с.85 | Самомассаж ладоней бигудями-липучками. | П/г «Конфеты» (картотека) | Игры с рваной бумагой «Разноцветные конфеты» | Лепка «Конфеты» | |
30. | «Цветы» | Самомассаж ладоней бигудями-липучками. | П/г «Тюльпан» (картотека) | Игра «Следы» (кинестетический песок) | Рисование ладошками «Цветы» | ||
31. | «Бабочка» | Самомассаж пальцев рук бусинками, катать по очереди каждым пальцем. | П/г «Паучок» (картотека) | Мозаика «Лети, бабочка» | Песочная аппликация «Бабочка» | ||
32. | «Гусеница» | Самомассаж пальцев рук бусинками, катать по очереди каждым пальцем. | П /г «Паучок» (картотека) | Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) | Лепка из солёного теста «Гусеница» |
- Литература
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. - М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 - 48с.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. - М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 - 64с.
- Картотека «Жестовые игры и физкультминутки для малышей»
- Савельева Е.А. Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
- Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Санкт – Петербург 1997г.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М,: 2007. – 186с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-42225-1480866270.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112302-1549298041.jpg)
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1074739-1546934639.jpg)
Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200334-1360521016.jpg)
«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет
Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-674616-1679224773.jpg)
Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"
Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829262-1476209447.jpg)
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...