Программа кружка дополнительного воспитания по сенсорному развитию детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Латышева Наталия Николаевна

Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Данная программа предлагает несколько направлений работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.

 Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка дополнительного воспитания по сенсорному развитию детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи реализации Программы

 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.3. Возрастные особенности детей

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы работы по образовательным областям

2.2. Планирование образовательной деятельности

 2.3. Перспективный план взаимодействия с родителями

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. Организация работы кружка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Перечень учебно-методического обеспечения

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

 Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Данная программа предлагает несколько направлений работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.

 Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

 Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Актуальность

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

 Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

 Задачи программы:  

Создание условий для развития мелкой моторики;

¬  Формирование графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов;

¬  Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания,¬ памяти);  

Расширять знания и представления об окружающем мире;

¬  Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами);

¬  Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .

¬  Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

¬  Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

¬  Воспитывать внимательность к выполнению заданий.¬

  1. Принципы формирования программы

 Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

 Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

 Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;  

Принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

  Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведѐтся в системе и в определѐнной последовательности.  

Принцип наглядности обучения.

 Принцип интеграции образовательных областей.

 Принцип прочности - многократное повторение и закрепление полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

  1. Возрастные особенности развития детей 4 - 5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

  Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

  Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

  Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

  Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

   Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. К пяти годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания.

Особенности возраста:

 Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

• Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). •Повышенная познавательная активность.

• Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

• Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

 • Усложнение сюжетно - ролевой игры.

 •Появление осознанности собственных действий.

  1. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры.

 Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

 3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

К концу учебного года ребенок будет уметь:

Ориентироваться в пространстве

. Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

 Будет стремиться: Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

. Будут развиты: Графические навыки.

 Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый игротренинг.

Массаж кистей рук.

 Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Развитие графических навыков

 Рисование по трафаретам.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

 Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

 Выкладывание фигур из счетных палочек.

Семян.

Общее количество образовательных занятий в год ____

Количество образовательных Занятий в неделю 2

Длительность образовательных занятий – не более 20 минут

Форма организации образовательного процесса групповая

Вводная часть 

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

   Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

   Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

  Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

  Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

  Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

  Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

-соты Кайе; -

блоки Дьёнеша;

- палочки Кьюзенера;

 - шнуровка;

 - прищепки;

 - скрепки;

- крышки;

- пуговицы;

 - обведение рисунка по контуру, копирование;

 - аппликация с использованием не традиционных методов, таких как

- скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;

- лепка из солёного теста;

 - рисование пальчиками.

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

  Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

2.2 Календарно-тематическое планирование.

Плановые сроки прохождения

Программные задачи

Содержание

Сентябрь

1 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика «Осень». Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). Фигурки из палочек «Осеннее дерево». Игровое упражнение «Листопад»

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». Массаж пальчиков грецким орехом. Фигурки из палочек «Грибок». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Развивать ручную умелость и мелкую моторику, формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Массаж специальным мячиком «Колючий еж». «Кленовый лист» (оригами) Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Массаж каштанами. Игра «Осенние листья». Фигурки из счетных палочек «Солнышко». Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Октябрь

1 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Дружба». «Встали пальчики». Фигурки из палочек «Качели» Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». Массаж прищепками. Фигурки из счетных палочек «Ежик». Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». Массаж прищепками. Фигурки из счетных палочек «Ежик». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.

Пальчиковая гимнастика: «Заборчик». Массаж еловыми шишками. «Грибок» (оригами) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Ноябрь

1неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Пальчиковая гимнастика: «Букет для мамы». Массаж специальным мячиком «Испечем мы каравай». Игровое упражнение «Назови транспорт» Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии

. Пальчиковая гимнастика: «Овощи» Массаж специальным мячиком «Этот шарик не простой». Фигурки из счетных палочек «Морковка» Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Развитие осязания, мышления, воображения, памяти, внимания

Пальчиковая гимнастика: «Дождик». Игра «Спрячь в ладошке». Фигурки из палочек «Это дом». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». Массаж специальным мячиком «Ежик и мышки». «Цветок для мамы» (оригами) Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Декабрь

1 неделя

1 занятие

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях.

Пальчиковая гимнастика: «Снегопад». Массаж сосновыми шишками. Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белочка в тележке». Массаж специальным мячиком «Колкие иголки». Фигурки из палочек «Елочка» Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в зимнем лесу». Массаж прищепками. « Елочка» (оригами) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Новогодние игрушки». Фигурки из палочек «Снеговик» Массаж специальным мячиком «Мячик» Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Январь

1 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Зайцы». Массаж еловыми шишками. Дидактическая игра «Посчитаем зайцев». Фигурки из палочек «Цифры» Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях

Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Фигурки из палочек «Елочные украшения» Игра «Наведем порядок» Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: Массаж специальным мячиком «Игра с ежиком». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: «Солдаты». Массаж специальным мячиком «Котенок» Фигурки из счетных палочек «Рыбка». Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Февраль

1 неделя

1 занятие

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка» Массаж карандашом. Дидактическая игра «Покорми птиц» ( рассортировать семечки и горох) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: «Солдаты». Массаж специальным мячиком «Котенок» Фигурки из счетных палочек «Рыбка». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белочка в тележке» Массаж прищепками. Работа в тетрадях. «Снежинка» (оригами)

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: Строим дом» Массаж каштаном. Игровое упражнение «Мамины помощники» Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Март

 1 неделя

1 занятие

Упражнять в выкладывании фигур из палочек; работать над развитием зрительно моторных функций.

Пальчиковая гимнастика: «На ладошку села кошка». Фигурки из счетных палочек «Ежик». Массаж специальным мячиком «Колючий еж». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин» Массаж специальным мячиком «Котенок» Игра: «Помоги золушке». Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Пальчиковая гимнастика: «Лилия для мамы» (оригами) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами

Пальчиковая гимнастика: «Мой мишка». Массаж специальным мячиком «Ежик и мышки». Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Апрель

1 неделя

1 занятие

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Ласковое солнышко». Фигурки из счетных палочек «Домик для скворца». Дидактическая игра «Быстрые ножки» (ходьба пальцами по столу в крышках) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Встреча птиц» Массаж специальным мячиком «Котенок». Фигурки из счетных палочек Бабочка» Игровое упражнение «Клубочки». Работа в тетрадях

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

3 неделя

1 занятие

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций; совершенствовать графические навыки

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». Дидактическая игра: «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика). Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: «Сапожник». Фигурки из счетных палочек «Матрешка». Массаж специальным мячиком «Мячик и ежик»

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

Май

1 неделя

1 занятие

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.

Пальчиковая гимнастика: Прилетели птички» Дидактическая игра «Нес однажды муравей» (перекладывание гороха из одной емкости в другую

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

2 неделя

1 занятие

Продолжать развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

Пальчиковая гимнастика: «Пчелы». Массаж грецким орехом. «Голубь» (оригами) Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка». Массаж специальным мячиком «Колобок» Работа в тетрадях.

2 занятие

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами

Пальчиковая гимнастика: Сороконожка» Игровое упражнение «Чего не стало». Массаж каштаном. Работа в тетрадях.

2.2 Перспективный план взаимодействия с родителями

Месяц

Тема

Сентябрь

Презентация работы кружка «Мир в ладошке».

Октябрь

Беседа на тему: «Что такое мелкая моторика?» Анкетирование: «Развитие мелкой моторики у детей».

Ноябрь

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»; Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 5 лет» .

Декабрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста».

Январь

Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги». Информация в родительском уголке на тему: «Пальцы помогают говорить».

Февраль

Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра».

Март

Советы родителям «Пальчиковые игры дома».

Апрель

Консультация для родителей «Пальчиковый массаж».

Май

Отчет о работе кружка. Презентация «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация работы кружка Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста.

 Срок реализации программы – 1 год

Занятие проводится 2 раз в неделю во второй половине дня, длительностью не более 20 минут.

Наименование кружка - Кружок по развитию мелкой моторики рук для детей 4-5 лет «Семицветик»

День недели занятий - Вторник ,четверг

Время-16.10 – 16.30

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды 

Наполняемость предметно-развивающей среды:  

массажные мячики Иглбол;

  прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

  шишки ели, сосны, плоды каштана, ребристые карандаши для самомассажа;

  фасоль, горох, косточки разных плодов для игровых упражнений;

  коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;

  счетные палочки;

  пособия со шнуровкой

3.3. Учебно-методическое обеспечение.

1. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» - М: ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008 г.

2. «Послушный карандашик» - Издательство «Солнечные ступеньки»; серия «Папка дошкольника»;

3. http://www.defectolog.ru/articles/20/22/?theme=40 

3. http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html 

4. http://moyasna.ru/3-7/razvitie-melkoj-motoriki.html 

5. http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/igry-na-razvitie-melkoi-motoriki-detei-4-5-6- let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Говорушки" (речевое развитие)

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные организации и родители.Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего сист...

Программа кружка дополнительного образования Бумажная фантазия. Для детей старшего возраста.

На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а прост...

Программа кружка дополнительного образования "Маленький дизайнер" для детей 5-7 лет.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в...

Программа кружка дополнительного образования «Юный эколог» для детей 3-5 лет МБДОУ Ремонтненский д.сад «Родничок» средней разновозрастной группы №4 « Семицветик

Цель и задачи программыЦель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окруж...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по сенсорному развитию детей «Разноцветный мир»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6....