Консультация для педагогов "Технология портфолио дошкольника"
методическая разработка
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_portfolio_doshkolnika.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Технология портфолио дошкольника»
Воспитатель: высшей категории
Дьячкова Н.В.
Шарыпово 2020 год
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было всё понятно.
Особенности «Портфолио дошкольника»
1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
1.2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.
1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.
1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
Цель портфолио:
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика» заключается в том, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.
1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной образовательной траекторией развития ребенка.
3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. А так же можно использовать электронный портфолио и портфолио- раскраску.
Каким будет портфолио?
Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните ребенку, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Уже в 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги, особенно о них самих. Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
- Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
- Печатное портфолио - одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Структура портфолио
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1. «Давайте познакомимся».
В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2. «Я расту!».
В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3. «Портрет моего ребенка».
В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4. «Я мечтаю...».
В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5. «Вот что я могу».
В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6. «Мои достижения».
В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7. «Посоветуйте мне...».
В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8. «Спрашивайте, родители!».
В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1. «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2. «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3. «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4. «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5. «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1. «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2. «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3. «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Условия достижения цели при создании портфолио
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Взаимодействие с родителями
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением.
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.
Используемая литература:
1. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -М., 2008.-№1.
3.Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.
4.Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2005.
5.Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Портфолио дошкольника".
В наше время большое внимание уделяется развитию ребенка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, способна технологи...
Консультация для родителей "Портфолио дошкольника"
Что такое портфолио дошкольника? Зачем оно нужно? Как правильно его составить?...
Консультация для родителей «Портфолио дошкольника»
Консультация для родителей «Портфолио дошкольника»Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Мы, взрослые, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фото...
Консультация для родителей "Портфолио дошкольника"
Как составить портфолио дошкольника?...
Консультация для педагогов: "Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики".
Портфолио дошкольника это инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выст...
Консультация для педагогов «Портфолио дошкольника»
Портфолио дошкольника.Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму д...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Портфолио дошкольника
В доступной форме раскрыто, что такое портфолио и для чего оно преднозначенно, педагогические задачи, решаемые портфолио дошкольника и назван ряд ус...