Консультация для родителей "Портфолио дошкольника"
консультация
Как составить портфолио дошкольника?
Скачать:
Предварительный просмотр:
"РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА ДО...
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.
Портфолио следует рассматривать как эффективный способ накопления и презентации индивидуальных образовательных, творческих и личных достижений его владельца
Зачем нужно портфолио дошкольника?
В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. Поэтому при составлении портфолио дошкольника нужно руководствоваться несколько другими соображениями, чем при подборе материалов для домашнего архива.
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.
“Как сделать ребёнку портфолио”
Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться общепринятых правил.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Пример содержания портфолио ребёнка в разных возрастных группах
Младшая группа
Страница 1. «Мое имя»
Страницу заполняют родители вместе с ребенком. В домашних условиях они оформляют титульный лист портфолио, включающий в себя: фотографию (по выбору ребенка), дату заполнения, возрастную группу, информацию о родителях ответы ребенка на вопросы взрослого: меня зовут, мама меня называет, папа меня называет, бабушка меня зовет, дедушка меня зовет, в детском саду меня называют.
Страница 2. «Я расту»
Родители оформляют модель ростомера, на котором отмечают рост ребенка, его возраст и дату измерения. Измерение роста должно происходить дома. Хорошо, если родители сообщают ребенку, какой его рост был в момент рождения, после чего вместе с ребенком отметят на модели оба значения. На этой или другой странице родители обводят ладонь ведущей руки ребенка (если уже определена ведущая рука). Можно записать ответы ребенка на вопрос: «Что умеют делать твои руки?».
В последующие годы рост ребенка и размеры его ладони отмечаются на этой же странице, что даст возможность ребенку увидеть происходящие с ними физические изменения.
Страница 3. «Я мальчик или девочка?»
К странице прилагается рабочий лист с изображением видов одежды, причесок и игрушек, характерные для мальчиков и девочек. На странице может быть нарисовано силуэтное изображение мальчика и девочки. Данную страницу целесообразно заполнять после беседы «Кто у нас мальчик, кто у нас девочка». Родители могут записать рассуждения детей по поводу отнесения себя к тому или иному полу.
Страница 4. «Я люблю…»
К странице прилагается рабочий лист с изображением разных видов деятельности, разных продуктов силуэтов или портретов взрослых и детей. Воспитатель в детском саду предлагает дома вместе с родителями вырезать картинки, отражающие предпочтения детей, и наклеить их на страницу «Я люблю…».
Страница 5. «Кто со мной живет»
Родители вместе с ребенком выбирают семейную фотографию, наклеивают её на страницу портфолио и записывают комментарии ребенка об изображенных на фотографии людях: кто это, как зовут.
Страница 6. «С кем я люблю играть»
Страница оформляется после беседы о дружбе и уточнения, с кем именно любит играть ребенок. Если есть возможность, хорошо бы приклеить фотографию друга ребенка или же картинку с играющими детьми, но обязательно подписать имя и фамилию друга.
Страница 7. «Каким я был раньше»
Страницу оформляют родители после рассказа о том, как он выглядел, что умел и чего не умел делать в 1 год (удачно, если рассказ сопровождается фотографиями). Родители вместе с ребенком выбирают его фото в возрасте 1 года, приклеивают на страницу и записывают комментарии ребенка: «Когда мне было 1 год, я умел..., сейчас я умею делать…».
Страница 8. «Я хочу…»
Страница оформляется родителями после беседы с ребенком о его желании, выбираются картинки, отражающие эти желания. Картинки наклеиваются ребенком, комментарии записываются взрослым.
Содержание страниц портфолио в средней, старшей, подготовительной к школе группах усложняется в зависимости от развития представлений о себе.
Средняя группа
Страница 1. «Моё имя»
- Меня зовут…
- Мама меня называет…
- Папа меня называет…
- Бабушка меня называет…
- Дедушка меня называет…
- В детском саду меня называют…
- Больше всего мне нравится, когда меня называют…Мое имя значит…
Страница 2. «Как я расту»
Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).
Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году).
Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что…»
Ношу такую одежду, у меня такая прическа, я люблю играть с такими игрушками (ребенок раскрашивает картинки, отображающие одежду, игрушки, прическу).
Страница 4. «Я люблю… (окружающих, пищу, заниматься)»
Раскрашивание ребенком соответствующих картинок.
Страница 5. «Моя семья (имена членов семьи)»
Наклеивание фотографии.
Страница 6. «С кем я люблю играть»
Наклеивание фотографий или картинок, подписывание под ними имен друзей.
Страница 7. «Когда мне было 3 – 4 года (рассматривание страницы прошлого года), я умел…»
Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).
Страница 8.
«Я не люблю…»
Раскрашивание картинок.
Страница 9.
«Я хочу…»
Раскрашивание картинок.
Старшая группа
Страница 1. «Мое имя»
- Меня зовут…
- Мама меня называет…
- Папа меня называет…
- Бабушка меня зовет…
- Дедушка меня зовет…
- В детском саду меня называют…
- Больше всего мне нравится, когда меня называют…
- Мое имя значит…
- История моего имени…
Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»
- Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).
- Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году)
- Чему я научился.
- Что я узнал.
Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что совершаю поступки»
Ребенок раскрашивает соответствующие картинки, взрослый записывает его рассказы.
Страница 4. «Мне интересно (мои увлечения)»
Раскрашивание ребенком соответствующих
Страница 5. «Моя семья (имена, отчества, кем работает родители)»
Фото, картинки, отображающие профессии родители, историю семьи, рисунок герба семьи.
Страница 7. «Когда мне было 4-5 лет, я умел…»
Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка, рисунки.
Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).
Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»
Раскрашивание условных обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.
Страница 9. «Я не люблю…»
Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослым рассказа ребенка.
Страница 10. «Чему я хочу научиться»
Рисунки ребенка, рассказы.
Страница 11. «Моя мечта»
Рисунки ребенка, рассказы.
Подготовительная к школе группа
Страница 1. «Мое имя»
Меня зовут…
Мама меня называет…
Папа меня называет…
Бабушка меня зовет…
Дедушка меня зовет…
В детском саду меня называют…
Больше всего мне нравится, когда меня называют…
Мое имя значит…
История моего имени…
Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»
- Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).
- Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году)
- Чему я научился.
- Что я узнал.
Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что я (нежный, сильный, отважный, кокетливый и пр.)»
Картинки – раскраски, отображающие личностные качества ребенка.
Страница 4. « Мне интересно (мои увлечения)»
Раскрашивание ребенком соответствующих картинок, рисование подбор и наклеивание фотографий.
Страница 5. Моя семья (имена, отчества родителей, их профессии)»
Фото, рисунок, картинки, отображающие профессии родителей, рисунок – тест, рассказы о профессиях, семейные традиции, генеалогическое древо.
Страница 6. «С кем дружу»
Я дружу с…, потому что…
Фото, рисунок, рассказ.
Страница 7. «Когда мне было 5 – 6 лет, я умел…»
Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка, рисунки.
Сейчас я умею… (раскрашивание картинок), я могу научить других…
Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»
Раскрашивание условные обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.
Страница 9. «Я не люблю…»
Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослыми рассказа ребенка.
Страница 10. «Чему я хочу научиться к школе»
Рисунки ребенка, рассказы.
Страница 11. «Моя мечта»
Рисунки ребёнка, рассказы.
Структура портфолио.
1 раздел.«Титульный лист».
В данном разделе зафиксированы:
фамилия, имя, отчество ребенка
дата его рождения
дата поступления и окончания нашего дошкольного учреждения.
2 раздел.
«Познакомьтесь со мной». Здесь размещена фотография ребенка, на которого собирается портфолио.
3 раздел.
«Обо мне». Содержится информация о значении имени ребенка. Зафиксирована дата его именин.
4 раздел.
«Я расту». Располагается таблица с антропометрическими данными за период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В данном разделе можно зафиксировать изменение роста и веса ребенка с самого рождения.
5 раздел.
«Портрет моего ребенка». Этот раздел заполняется родителями (рассказ о своем ребенке).
6 раздел.
«Моя семья». Здесь размещается семейная фотография. Дети рисуют (по возможности) своих родителей. Те дети, которые овладели навыками речевого высказывания, могут составить описательный рассказ своей семьи, который записывается.
7 раздел
«Мне интересно». По личным наблюдениям родители записывают изменения увлечений ребенка от года к году. В данном разделе хорошо просматривается путь развития ребенка как личности.
8 раздел.
«Мое творчество». В этот раздел помещаются работы ребенка по художественной деятельности. Все работы разделены на несколько лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
9 раздел.
«Мои поделки». Здесь размещаются фотографии объемных работ из пластилина и картона, коллективных работ и поделок, сделанных совместно с родителями.
10 раздел.
«Прыг-скок». В данный раздел помещаются награды за спортивные достижения и фотографии со спортивных праздников.
11 раздел.
«Я в деском саду». Вкладывается лист с распорядком дня ребенка в детском саду, от момента когда ребенка привели в группу, до того как его забрали домой. Далее располагаются:
- фотографии с праздников ( «Осень в гости к нам пришла», Новый год», «23 февраля», «День победы»,«8 марта», «Мой День Рождения» и т.д.);
- фотографии в режимные моменты («Я играю», «Я гуляю», «Спорт, спорт, спорт», «Я учусь», «Баю-бай»).
12 раздел.
«Награда для героя». Награды («Самому аккуратному», «Самой стильной», «Самому вежливому» и т.д.), грамоты за участие в различных творческих конкурсах.
13 раздел.
«Скоро в школу». Этот раздел заполняется в тот момент, когда ребенок начинает посещать подготовительные занятия к школе и целенаправленно готовится дома к началу обучения. Сюда вкладывается тетрадки, с которыми ребенок ходил на подготовительные занятия. Так же здесь располагаются поздравительные открытки с добрыми пожеланиями хорошей учебы от педагогического состава детского садика.
14 раздел.
«Мои воспитатели». Записаны ФИО педагогов, работавших с ребенком.
15 раздел.
«Содержание». Заполняется в самый последний момент, так как структура портфолио может изменяться, в связи с новоприобретенными навыками, умениями и интересами ребенка.
Бывает разделов недостаточно, либо они не подходят ребенку по тематике, тогда следует дополнить количество разделов или заменить их качественно. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка.
Оформление портфолио
Для сбора портфолио потребуется папка, лучше всего архивная. Благодаря жесткой обложке и надежному механизму крепления вкладышей, она не сильно истреплется во время использования. Рекомендуем приобрести папку с красочной, нарядной обложкой. Сейчас есть возможность купить в магазинах многотомные архивные папки. Они оформлены в едином стиле, не слишком толстые (а значит, в наполненном состоянии будут не слишком тяжелые). Корешки этих папок, поставленные в ряд, образуют единый рисунок.
Предварительный просмотр:
«Как воспитать ребенка добрым»
Задумывались ли вы, что доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать? Вовсе не важно, как ребёнок себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. В любом случает воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание.
Доброта - это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта - это ещё и степень осознанности. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Надо сказать, что если родители сами не очень-то проявляют свои добрые чувства, то сложно будет воспитать эти чувства и в ребёнке. Поэтому, воспитание детей лучше всего начать с себя.
Доброта воспитывается не только своим собственным примером, своим отношение к ребёнку, но и с помощью определённых занятий. Такие занятия знакомы каждому - это чтение сказок и рассказов, просмотр добрых детских фильмов и т.п. Но можно эти занятия сделать более полными и целенаправленными.
Уделите ребёнку внимание, прочитав с ним какую-нибудь сказку или посмотрев мультфильм, обязательно порассуждайте с ним, о том, что он понял, объясните ему мораль этой истории, поясните некоторые неизвестные ему понятия. На самом деле это не занимает много времени и не требует каких-то особых усилий. Это простые естественные вещи, которые должны выполнять родители. Проблемы с детьми возникают тогда, когда сами родители забывают о таких простых вещах, как внимание и забота о детях, когда они перекладывают свою ответственность на воспитателей и педагогов. Воспитание детей начните с себя!
Воспитывая в ребенке доброту, мы воспитываем его для того, чтобы он был счастливым. Воспитывать доброту в ребенке нужно, конечно, прежде всего, любовью. Ребенок, которого родители любят не на словах, а на деле, никогда не вырастет злым. Однако, существует еще несколько принципов, которых стоит придерживаться, если мы хотим воспитать в ребенке отзывчивость и доброту.
1. Принцип справедливости.
Ожесточенность и озлобленность в ребенке формируются тогда, когда родители постоянно нарушают принцип справедливости по отношению к нему. Так, к примеру, родителям следует помнить, что наказание за проступок должно быть адекватно проступку. Если ребенок получил плохую оценку, это не конец света. Не следует спускать на него за это всех собак, образно выражаясь. Не стоит несколько дней третировать ребенка за небольшой проступок. Чаще всего обычного воспитательного разговора вполне достаточно. Несправедливые наказания западают ребенку в память и ожесточают его.
2. Принцип уважения.
Никогда не унижайте ребенка. Не нужно задевать его чувство собственного достоинства. Это плохой метод воспитания. Не нужно обзывать ребенка, говорить, что он самый тупой на свете, сравнивать с другими детьми. Тем более, никогда не следует этого делать при его друзьях, и вообще при посторонних.
3. Принцип равенства.
Это очень важный принцип воспитания в ребенке доброты, отзывчивости, и воспитания в принципе. Вы должны стараться относиться к поступкам вашего ребенка также, как относитесь к таким же поступкам со стороны взрослых членов вашей семьи. Поясним. Если ваш ребенок разбил тарелку, вы должны, прежде всего, подумать о том, чтобы вы сказали, если бы тарелку разбил не ребенок, а, скажем, ваш муж, или жена. Вы бы кричали на взрослого человека из-за разбитой тарелки? Если вы - адекватный человек, то нет. Тогда с какой стати, вы должны кричать на своего ребенка из-за разбитой тарелки? Ни в коем случае не должны. Иначе нарушается принцип равенства. Рано, или поздно, систематическое нарушение этого принципа приводит к конфликтам с ребенком. Особенно с подростком.
4. Принцип собственного примера.
Наиболее понятный, но наиболее сложный для осуществления принцип. То, чему вы учите ребенка, не должно быть пустым звуком. Ребенок должен видеть, что его родители живут по таким же правилам и ценностям, которые они внушают ему. Если вы учите ребенка никогда не врать, то ребенок никогда не должен быть свидетелем того, как вы сами говорите неправду. Если вы учите его быть добрым и милосердным, то и сами должны показывать пример этого. Помочь нищему на улице, бедной старой соседке, не отказывать в помощи друзьям и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Дошкольник и экология" ( экологическое воспитание младших дошкольников)
консультация...
Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"
Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям дошкольников....
Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"
Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...
Консультация для педагогов дошкольников и их родителей: "Советы и рекомендации по подготовке и сдаче дошкольниками норм ГТО"
В этой статье я хочу поделиться опытом и мыслями по подготовке детей дошкольного возраста к сдаче норм "Готов к Труду и Обороне"...