Деловая игра "Экология рядом с нами"
методическая разработка

Авхадиева Гульнара Идрисовна

Материал для проведения деловой игры в рамках педагогического совета ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di_ekologiya_ryadom_s_nami.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей ДОО

«Воспитание любви к родной природе в процессе эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

- Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

- Развивать познавательный интерес у педагогов;

- Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром. 

  1. Задание: «Экологический уголок» 

Расставьте по значимости (с помощью цифр)  приведенные ниже принципы создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

- наличие как можно большего числа видов растений;

- наличие объектов неживой природы (почвы, камней, раковин и т.д.);

- обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

- безопасность  (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых);

- обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями;

- обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

- обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

2.  Задание:  «Моделирование» Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

3. Задание: «Составь вопросник» Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

а) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;

б) назови и покажи части деревьев;

в) назови и покажи хвойные и лиственные деревья;

г) как и откуда дерево получает питательные вещества?

д) зачем дереву ствол, ветки, листья?

е) чем дерево отличается от кустарника?

ж) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

з) как человек помогает деревьям и кустарникам?

и) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты, ягоды», «Дикие животные», «Времена года»

4 Задание: «Вопрос – ответ»:

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

4.Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья) 

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

12. Невидимое живое существо (бактерия)

13. Необратимое историческое развитие живой природы (эволюция)

 

5. Задание: Блиц «Как растения и животные предсказывают погоду»

По каким приметам в поведении животных  и растений можно предсказать погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;

- Уж на дороге греется – перед дождем;

- Стрижи низко летают – дождь предвещают;

- За сутки до оттепели мыши выходят из- под подстилки на снег;

 - Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;

-  Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;

- Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;

- Цветы перед дождем пахнут сильнее;

- Из березы течет много сока – к дождливому лету;

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде;

- Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

6. Задание: «Экологические задачи» 

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу –  мышей, «мышкует»).

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В  лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут  уходить и  в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен  на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое  значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на  две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов).

Культура родного края должна  войти  в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Осознание себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, ребенок приобщается  к богатствам национальной  и мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами"

Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами", соответствует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»...

Деловая игра для воспитателей «Экология рядом с нами»

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.Содержание игрыДеловая и...

Деловая игра "Экология рядом с нами"

Деловая игра для педагогов "Экология рядом с нами"...

Деловая игра для воспитателей ДОУ "Экология рядом с нами"

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практ...