План самообразования по теме: « Использование графических схем как средство обучения детей пересказу»
статья (средняя группа)
Эта тема очень актуальна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в развитии связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Именно дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2021.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
« Использование графических схем как
средство обучения детей пересказу»
Кабановой Ольги Витальевны
воспитателя высшей квалификационной категории
стаж работы 10 лет
ГБДОУ детский сад № 88 комбинированного вида
Приморского района
на 2020- 2021 учебный год.
Актуальность темы:
Эта тема очень актуальна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в развитии связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Именно дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.
Обучение пересказу – это творческий процесс, совместный труд взрослого с ребенком. Чтение ребёнку сказок и художественной литературы, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.
Известно, какое разнообразие приемов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями.
Из всех существующих приемов обучения связной речи самым современным является метод моделирования. Моделирование – эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. И если пересказывать с помощью моделирования, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Внедрение метода наглядного моделирования в образовательный процесс позволяет дошкольникам эффективнее запоминать структуру рассказа, воспроизводить информацию.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, описательный рассказ, творческий рассказ, составление рассказов по картине, составление рассказов по серии картин.
Работая по развитию навыка пересказа, мы учим детей выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями, формировать умение передавать события при помощи схем-заместителей, передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы-заместители.
Графические схемы выступают в роли плана, которого дети придерживаются при пересказе. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный.
Цель: формирование навыков пересказа посредством моделирования сказок и произведений художественной литературы.
Задачи:
- Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации
- Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций
- Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности
- Формирование умения планирования развернутых высказываний
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний
- Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности
- Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.
Перспективный план работы по теме самообразования на 2020-2021 учебный год
Средняя группа
1.Подбор диагностического материала.
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков пересказа у детей. Изучение полученных результатов, выводы.
сентябрь, апрель
2.Разработка перспективного плана работы по теме самообразования.
сентябрь
3.Разработка анкет, консультативного материала для родителей.
В течение всего периода работы
4.Составление схем-моделей по рассказам.
5.Отчет по самообразованию на педсовете ДОУ.
май
Работа с детьми
Взаимодействие с семьями воспитанников
Сентябрь
Пересказ рассказа «Еж» (поЕ.Чарушину)
Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет».
Октябрь
Пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)
Практикум по обучению детей рассказыванию с опорой на схемы
Ноябрь
Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д.Ушинскому)
Рекомендации «Игры и упражнения для развития речи детей»
Памятка для родителей «Роль чистоговорок в развитии речи детей».
Декабрь
Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)
Папка-передвижка «Воспитание сказкой»
рекомендации «Что почитать ребенку в зимние каникулы»
Январь
Пересказ адаптированного текста рассказа «Петушок с семьей» (по К.Д.Ушинскому)
«Развиваем речь детей» - картотека пальчиковых игр
Консультация «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
Февраль
Пересказ рассказа «Купание медвежат» (по В.Бианки)
Инд. консультация "Развиваем ЗКР детей пятого года".
Конкурс на «Лучшего выдумщика», составление небылиц «Если бы я был волшебником».
Март
Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)
Консультация «Роль пересказа в развитии речи детей»
Советы «Учимся слышать звуки и правильно их произносить».
Апрель
Пересказ адаптированного текста рассказа «Уточки» (по К.Д.Ушинскому)
Памятка для родителей «Как научить ребёнка рассказыванию»
Май
Пересказ рассказа «Корова» (по Е.Чарушину) Консультация «Артикуляционная гимнастика»
Литература:
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 144 с.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 336 с.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 352 с.
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 80 с.
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 228 с.
- Интернет-источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков на пр...
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста...
Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей....
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию...
Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»
Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...
Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания
Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха.Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию п...
Консультация.Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию.
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию...