План самообразования по теме: « Использование графических схем как средство обучения детей пересказу»
статья (средняя группа)

Эта тема очень актуальна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в развитии связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Именно дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2021.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

                           План  самообразования по теме:

                 « Использование графических схем как

                    средство обучения детей пересказу»

                      Кабановой Ольги Витальевны 

воспитателя высшей квалификационной категории

стаж работы 10 лет

ГБДОУ детский сад № 88 комбинированного вида

Приморского района

на 2020- 2021 учебный год.

Актуальность темы:

Эта тема очень актуальна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в развитии связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Именно дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.

Обучение пересказу – это творческий процесс, совместный труд взрослого с ребенком. Чтение ребёнку сказок и художественной литературы, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.

Известно, какое разнообразие приемов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями.

Из всех существующих приемов обучения связной речи самым современным является метод моделирования. Моделирование  – эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения.   И если пересказывать с помощью моделирования, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Внедрение метода наглядного моделирования в образовательный процесс позволяет дошкольникам эффективнее запоминать структуру рассказа, воспроизводить информацию.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, описательный рассказ, творческий рассказ, составление рассказов по картине, составление рассказов по серии картин.

Работая по развитию навыка пересказа, мы учим детей выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями, формировать умение передавать события при помощи схем-заместителей, передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы-заместители.

Графические схемы выступают в роли плана, которого дети придерживаются при пересказе. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Цель: формирование навыков пересказа посредством моделирования сказок и произведений художественной литературы.

Задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации
  • Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций
  • Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности
  • Формирование умения планирования развернутых высказываний
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний
  • Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности
  • Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.

Перспективный план работы по теме самообразования на 2020-2021 учебный год

Средняя группа

1.Подбор диагностического материала.

  Диагностическое обследование уровня сформированности навыков пересказа у детей. Изучение полученных результатов, выводы.

  сентябрь, апрель

2.Разработка перспективного плана работы по теме самообразования.

  сентябрь

3.Разработка анкет, консультативного материала для родителей.

  В течение всего периода работы

4.Составление схем-моделей по рассказам.

 5.Отчет по самообразованию на педсовете ДОУ.

    май

Работа с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Сентябрь

Пересказ рассказа «Еж» (поЕ.Чарушину)

Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет».

Октябрь

Пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)

Практикум по обучению детей рассказыванию  с опорой на схемы

Ноябрь

Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д.Ушинскому)

Рекомендации  «Игры и упражнения для развития речи детей»

Памятка для родителей «Роль чистоговорок в развитии речи детей».

Декабрь

Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)

Папка-передвижка «Воспитание сказкой»

рекомендации «Что почитать ребенку в зимние каникулы»

Январь

Пересказ адаптированного текста рассказа «Петушок с семьей» (по К.Д.Ушинскому)

«Развиваем речь детей» - картотека пальчиковых игр

Консультация «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Февраль

Пересказ рассказа «Купание медвежат» (по В.Бианки)

Инд. консультация "Развиваем ЗКР детей пятого года".

Конкурс на «Лучшего выдумщика», составление небылиц «Если бы я был волшебником».

Март

Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)

Консультация «Роль пересказа в развитии речи детей»

Советы «Учимся слышать звуки и правильно их произносить».

Апрель

Пересказ адаптированного текста рассказа «Уточки» (по К.Д.Ушинскому)

Памятка  для родителей «Как научить ребёнка рассказыванию»

Май

Пересказ рассказа «Корова» (по Е.Чарушину) Консультация «Артикуляционная гимнастика» 

Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 144 с.
  3. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 336 с.
  4. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 352 с.
  5. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 80 с.
  6. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
  7. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 228 с.
  8. Интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков  на пр...

Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию

содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным  становится  выбор методов обучения детей....

Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию...

Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»

Применение данной технологии позволяет облегчить  и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...

Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания

Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха.Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию п...

Консультация.Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию.

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию...