Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
консультация по развитию речи
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)
Введение
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".
Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный опыт работы показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.
Актуальность опыта
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Известный ученый, педагог Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования :
1. Действия замещения. В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой круг, поменьше, и самый маленький круг). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде. С их помощью ребенок решает познавательные и речевые задачи.
3. Построение модели. Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Цель работы при моделировании:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи.
I. Образовательная:
- Помощь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
- Увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развитие функции мышления, внимание, воображение.
- Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
- Обучать детей умению сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат.
1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных и речевых занятиях.
- Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
- Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении пяти лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. - блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.
Мы отдаем предпочтение названию «схемы картинно-графические», так как в них использовались и готовые картинки и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.
Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети должны уметь:
- пользоваться диалогической и монологической речью;
- вести координированный диалог с воспитателем;
- содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
- пробовать составлять простые небылицы, загадки.
Диапазон опыта
Данный опыт работы может быть использован воспитателями, начиная с младшей и до подготовительной к школе группы. Опыт так же интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим на логопедических группах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже -
к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказа;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Технология опыта
Главной целью данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах, временах года и др. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:
В области знаний:
- ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
- обучение последовательности описания;
- совершенствование монологической речи;
- увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи
В области умений:
- развитие связной речи детей;
- развитие умственных способностей детей;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Разработка системы работы по использованию мнемотаблиц и картинно-графических схем
Цель – решить задачи речевого развития дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
- развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов монологической речи;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по речевому развитию дошкольников у педагогов.
Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью моделирования и картинно-графических схем включало несколько этапов:
- Обучить ребенка умению замещать реальные предметы схематично изображенными
- Обучить ребенка умению «читать» схему
- Обучить ребенка умению составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем
- Обучить ребенка умению рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
- Совершенствовать навыки составления описательных рассказов с опорой на картинно-графические схемы.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Воспитатель их использует для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов .
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели и схемы при работе с детьми необходимо придерживаться следующих требований. Модель или схема должна:
- отображать обобщенный образ предмета
- раскрывать существенное в объекте
- замысел по созданию модели или схемы следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами и схемами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего, это - как начальная, «пусковая» стадия, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование схем и моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой проводятся и речевые игры, обязательно используются настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образно-логическое мышление, внимание.
Занятие 1, 2.
1 часть: Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).
2 часть: Знакомство детей с схемой “животное”, рассматривание: “Это животное. Особенности строения тела? (форма) Живет в лесу или дома? Чем питается? Как зовут детенышей? Чем выкармливает детенышей? Какую пользу приносит человеку? В каких сказках встречается? ”
3 часть: Пересказ с опорой на схему с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.
Для закрепления знаний, используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. Например, воспитатель выставляет схему-модель «Животное» и ставит на мольберт картинку с изображением животного, но обратной стороной. Далее воспитатель по схеме рассказывает о животном, а дети пытаются отгадать, какое животное прячется в загадке.
- Это животное.
- Живет в пустыне.
- Бывает дикое, домашнее.
- У него два горба, но бывает и один.
- Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык, и он может ее есть.
- Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
- Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
- Животное выносливое, может долго обходится без воды, но враз может выпить 120 литров.
Дети отгадывают: это верблюд. Воспитатель поворачивает картинку лицом к детям: - Правильно, это – верблюд!
Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Профессии”, “Растения”, «Мебель» и др.
Описание игрушки
- Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
- Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
- Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
- Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
- Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
- Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей (например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж, ремонтировать и т.д.)
Описание посуды
- Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
- Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
- Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
- Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
- Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
- Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)
Описание и сравнение времен года.
Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.
Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».
- Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т.д.)
- Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба
( пасмурное, ясное, покрыто облаками или тучами и т.д.)
- Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как
выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими
листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась
первая весенняя травка, цветут цветы.
- Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается
рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т.д.
- Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.
Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.
- Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,
например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).
- Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям
птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают
изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие
перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях
можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек
заботится о них, ставит кормушки»)
- Занятия и игры детей. В квадрате - снеговик, скакалка и бумажный
кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное
время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие
листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т.д.
Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.
Рекомендации по использованию опыта
Используя данный материал, рекомендую:
- Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее - цвет и величина)
- На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета, обозначенных символом.
- Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
- Обучение должно проходить в игровой форме.
- Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.
Используемая литература.
- Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
- Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)
Введение
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".
Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный опыт работы показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.
Актуальность опыта
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Известный ученый, педагог Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования :
1. Действия замещения. В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой круг, поменьше, и самый маленький круг). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде. С их помощью ребенок решает познавательные и речевые задачи.
3. Построение модели. Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Цель работы при моделировании:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи.
I. Образовательная:
- Помощь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
- Увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развитие функции мышления, внимание, воображение.
- Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
- Обучать детей умению сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат.
1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных и речевых занятиях.
- Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
- Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении пяти лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. - блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.
Мы отдаем предпочтение названию «схемы картинно-графические», так как в них использовались и готовые картинки и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.
Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети должны уметь:
- пользоваться диалогической и монологической речью;
- вести координированный диалог с воспитателем;
- содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
- пробовать составлять простые небылицы, загадки.
Диапазон опыта
Данный опыт работы может быть использован воспитателями, начиная с младшей и до подготовительной к школе группы. Опыт так же интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим на логопедических группах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже -
к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказа;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Технология опыта
Главной целью данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах, временах года и др. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:
В области знаний:
- ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
- обучение последовательности описания;
- совершенствование монологической речи;
- увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи
В области умений:
- развитие связной речи детей;
- развитие умственных способностей детей;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Разработка системы работы по использованию мнемотаблиц и картинно-графических схем
Цель – решить задачи речевого развития дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
- развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов монологической речи;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по речевому развитию дошкольников у педагогов.
Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью моделирования и картинно-графических схем включало несколько этапов:
- Обучить ребенка умению замещать реальные предметы схематично изображенными
- Обучить ребенка умению «читать» схему
- Обучить ребенка умению составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем
- Обучить ребенка умению рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
- Совершенствовать навыки составления описательных рассказов с опорой на картинно-графические схемы.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Воспитатель их использует для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов .
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели и схемы при работе с детьми необходимо придерживаться следующих требований. Модель или схема должна:
- отображать обобщенный образ предмета
- раскрывать существенное в объекте
- замысел по созданию модели или схемы следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами и схемами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего, это - как начальная, «пусковая» стадия, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование схем и моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой проводятся и речевые игры, обязательно используются настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образно-логическое мышление, внимание.
Занятие 1, 2.
1 часть: Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).
2 часть: Знакомство детей с схемой “животное”, рассматривание: “Это животное. Особенности строения тела? (форма) Живет в лесу или дома? Чем питается? Как зовут детенышей? Чем выкармливает детенышей? Какую пользу приносит человеку? В каких сказках встречается? ”
3 часть: Пересказ с опорой на схему с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.
Для закрепления знаний, используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. Например, воспитатель выставляет схему-модель «Животное» и ставит на мольберт картинку с изображением животного, но обратной стороной. Далее воспитатель по схеме рассказывает о животном, а дети пытаются отгадать, какое животное прячется в загадке.
- Это животное.
- Живет в пустыне.
- Бывает дикое, домашнее.
- У него два горба, но бывает и один.
- Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык, и он может ее есть.
- Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
- Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
- Животное выносливое, может долго обходится без воды, но враз может выпить 120 литров.
Дети отгадывают: это верблюд. Воспитатель поворачивает картинку лицом к детям: - Правильно, это – верблюд!
Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Профессии”, “Растения”, «Мебель» и др.
Описание игрушки
- Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
- Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
- Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
- Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
- Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
- Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей (например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж, ремонтировать и т.д.)
Описание посуды
- Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
- Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
- Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
- Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
- Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
- Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)
Описание и сравнение времен года.
Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.
Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».
- Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т.д.)
- Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба
( пасмурное, ясное, покрыто облаками или тучами и т.д.)
- Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как
выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими
листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась
первая весенняя травка, цветут цветы.
- Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается
рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т.д.
- Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.
Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.
- Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,
например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).
- Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям
птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают
изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие
перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях
можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек
заботится о них, ставит кормушки»)
- Занятия и игры детей. В квадрате - снеговик, скакалка и бумажный
кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное
время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие
листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т.д.
Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.
Рекомендации по использованию опыта
Используя данный материал, рекомендую:
- Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее - цвет и величина)
- На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета, обозначенных символом.
- Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
- Обучение должно проходить в игровой форме.
- Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.
Используемая литература.
- Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
- Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Бэлэкэч» г. Агрыз
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Консультация
для педагогов ДОУ по теме:
«Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию»
Подготовила:
воспитатель
I квалификационной
категории
Хакимова И.Р.
г. Агрыз, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...
Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков на пр...
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста...
Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей....
Консультация.Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию.
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию...