Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
консультация по развитию речи

Хакимова Ильнара Ринатовна

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию

 

                                                                                   «Учите ребёнка каким-нибудь                                                                                                    неизвестным ему пяти словам – он будет                                                                         долго и напрасно мучиться, но свяжите                                                                                   двадцать таких слов с картинками, и он                                                               их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)

 

Введение

 

            В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным  становится  выбор методов обучения детей.                                                                                                                                  Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.                                                                                                                                                                            

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели. 

          На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  • Плохая дикция.

          Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.         

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях  мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный  опыт работы  показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.

                      

                          Актуальность опыта

В практике  развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

          В качестве второго вспомогательного фактора  выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.                                                         

Известный ученый, педагог Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования :

1. Действия замещения.                                                                                                                            В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой круг, поменьше, и самый маленький круг). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.                                                С их помощью ребенок решает познавательные и речевые задачи.

3. Построение модели.                                                                                                                    Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

Цель работы при моделировании:

Повысить уровень умственного развития детей.

Задачи.

I. Образовательная:

  1. Помощь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

П. Развивающие:

  1. Увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  2. Развитие  функции мышления, внимание, воображение.
  3.  Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

III. Воспитательные:

  1. Обучать детей умению сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Предполагаемый результат.

1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной  и           речевой активности на познавательных и речевых занятиях.

  1. Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
  2. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).

5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами  педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении  пяти лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. -  блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.

Мы отдаем предпочтение названию   «схемы     картинно-графические», так как в них использовались и готовые картинки и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.

Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый  Охотник   Желает  Знать  Где  Сидит  Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей                   с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах  часто используются алгоритмы процессов умывания,                                одевания. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети должны уметь:

  • пользоваться  диалогической  и монологической речью;
  • вести координированный диалог с  воспитателем;
  • содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
  • составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями,  составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему;
  • пробовать составлять простые небылицы, загадки.

Диапазон опыта

 

          Данный опыт работы может быть  использован воспитателями,  начиная с младшей  и до подготовительной к школе группы. Опыт так же интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим на логопедических группах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже  -

к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение  предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное  -  нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказа;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при  заучивании стихов.

 

          Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Технология опыта

Главной целью  данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов  о предметах, животных, птицах,  временах года и др.  В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

В области знаний:

  • ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
  • обучение последовательности описания;
  • совершенствование монологической речи;
  • увеличение  объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  • повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи

В области умений:

  • развитие связной речи детей;
  • развитие умственных способностей детей;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Разработка системы работы по использованию мнемотаблиц и картинно-графических схем

Цель – решить задачи речевого развития дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

  • развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов монологической речи;
  •  развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • повышать уровень знаний у родителей по  речевому развитию  дошкольников;
  • повышать уровень компетентности по речевому развитию  дошкольников у педагогов.

Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью моделирования и картинно-графических схем включало несколько этапов:

  1. Обучить ребенка умению замещать реальные предметы схематично изображенными
  2. Обучить ребенка умению «читать» схему
  3. Обучить ребенка умению составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем
  4. Обучить ребенка умению рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
  5. Совершенствовать навыки составления описательных рассказов  с опорой на картинно-графические схемы.

 

     Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Воспитатель их использует для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов .

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели и схемы при работе с детьми необходимо придерживаться следующих требований. Модель  или схема должна:    

 - отображать обобщенный образ предмета

-  раскрывать существенное в объекте

-  замысел по созданию модели или схемы следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

     Хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами и схемами   не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего, это -  как начальная, «пусковая» стадия, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование схем и моделей  позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой  проводятся и речевые игры, обязательно используются настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образно-логическое мышление, внимание.

 

Занятие 1, 2.

1 часть:                                                                                                                                Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).

2 часть:                                                                                                                                      Знакомство детей с схемой “животное”,  рассматривание: “Это животное. Особенности строения тела? (форма) Живет в лесу или дома? Чем питается? Как зовут детенышей? Чем выкармливает детенышей?  Какую пользу приносит человеку?  В каких сказках встречается? ”

3 часть:                                                                                                                                                       Пересказ с опорой на схему с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.

Для закрепления знаний, используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. Например, воспитатель выставляет схему-модель «Животное» и ставит на мольберт картинку с изображением животного, но обратной стороной. Далее воспитатель по схеме рассказывает о животном, а дети пытаются отгадать, какое животное прячется в загадке.

  1. Это животное.
  2. Живет в пустыне.
  3. Бывает дикое, домашнее.
  4. У него два горба, но бывает и один.
  5. Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык, и он может ее есть.
  6. Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
  7. Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
  8. Животное выносливое, может долго обходится без воды, но враз может выпить 120 литров.

Дети отгадывают: это верблюд. Воспитатель поворачивает картинку лицом к детям: -  Правильно, это – верблюд!

Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Профессии”, “Растения”, «Мебель» и др.

 

 Описание игрушки

  1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
  2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
  3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
  4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
  5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
  6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми  разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей (например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж, ремонтировать и т.д.)

Описание посуды

  1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
  2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
  3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
  4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
  5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
  6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой  посудой (варить в ней  компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)

Описание  и сравнение времен года.

Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова,  обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава,  - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать  так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

 

  1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т.д.)
  2. Небо.  Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба

( пасмурное, ясное, покрыто облаками или тучами и т.д.)

  1. Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как

выглядит земля в разное время года:  покрыта снегом, опавшими

    листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась

    первая весенняя травка, цветут цветы.

  1. Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается

рассказать,  как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т.д.

  1. Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

  1. Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,

например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной  просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

  1. Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям

     птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают

     изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи  и другие

     перелетные птицы улетают в теплые края» или  «зимой на деревьях

     можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек

     заботится о них, ставит кормушки»)

  1. Занятия  и игры детей. В квадрате -  снеговик, скакалка и бумажный

     кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное

     время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие

     листья,  купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т.д.                                                                                                                                  

         Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно  при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.

Рекомендации по использованию опыта

Используя данный материал, рекомендую:

  • Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее  - цвет и величина)
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета,  обозначенных символом.
  • Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.

 

 

 

Используемая литература.

 

  1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
  4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.  Логопед 2008 №4 с. 102-115
  5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
  6. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
  7. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
  8. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_shemy.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию

                                                        «Учите ребёнка каким-нибудь                                                                           неизвестным ему пяти словам – он будет                                                       долго и напрасно мучиться, но свяжите                                                             двадцать таких слов с картинками, и он                                                       их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)

Введение

        В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным  становится  выбор методов обучения детей.                                                                                                                                  Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.                                                                                                                                                                            

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.  

        На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  • Плохая дикция.

        Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.        

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях  мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный  опыт работы  показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.

                       

                          Актуальность опыта

В практике  развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

        В качестве второго вспомогательного фактора  выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.                                                          

Известный ученый, педагог Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования :

1. Действия замещения.                                                                                                                            В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой круг, поменьше, и самый маленький круг). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.                                                С их помощью ребенок решает познавательные и речевые задачи.

3. Построение модели.                                                                                                                    Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

Цель работы при моделировании:

Повысить уровень умственного развития детей.

Задачи.

I. Образовательная: 

  1. Помощь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

П. Развивающие: 

  1. Увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  2. Развитие  функции мышления, внимание, воображение.
  3.  Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

III. Воспитательные: 

  1. Обучать детей умению сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Предполагаемый результат. 

1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной  и           речевой активности на познавательных и речевых занятиях.

  1. Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
  2. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).

5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами  педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении  пяти лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. -  блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.

Мы отдаем предпочтение названию   «схемы         картинно-графические», так как в них использовались и готовые картинки и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.

Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.

Мнемотехника помогает развивать: 

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый  Охотник   Желает  Знать  Где  Сидит  Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей                   с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах  часто используются алгоритмы процессов умывания,                                одевания. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети должны уметь:

  • пользоваться  диалогической  и монологической речью;
  • вести координированный диалог с  воспитателем;
  • содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
  • составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями,  составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему;
  • пробовать составлять простые небылицы, загадки.

Диапазон опыта

        Данный опыт работы может быть  использован воспитателями,  начиная с младшей  и до подготовительной к школе группы. Опыт так же интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим на логопедических группах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже  -

к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение  предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное  -  нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказа;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при  заучивании стихов.

        Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Технология опыта

Главной целью  данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов  о предметах, животных, птицах,  временах года и др.  В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

В области знаний:

  • ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
  • обучение последовательности описания;
  • совершенствование монологической речи;
  • увеличение  объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  • повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи

В области умений:

  • развитие связной речи детей;
  • развитие умственных способностей детей;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Разработка системы работы по использованию мнемотаблиц и картинно-графических схем

Цель – решить задачи речевого развития дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

  • развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов монологической речи;
  •  развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • повышать уровень знаний у родителей по  речевому развитию  дошкольников;
  • повышать уровень компетентности по речевому развитию  дошкольников у педагогов.

Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью моделирования и картинно-графических схем включало несколько этапов:

  1. Обучить ребенка умению замещать реальные предметы схематично изображенными
  2. Обучить ребенка умению «читать» схему
  3. Обучить ребенка умению составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем
  4. Обучить ребенка умению рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
  5. Совершенствовать навыки составления описательных рассказов  с опорой на картинно-графические схемы.

        Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Воспитатель их использует для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов .

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели и схемы при работе с детьми необходимо придерживаться следующих требований. Модель  или схема должна:        

 - отображать обобщенный образ предмета

-  раскрывать существенное в объекте

-  замысел по созданию модели или схемы следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

        Хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами и схемами   не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего, это -  как начальная, «пусковая» стадия, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование схем и моделей  позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой  проводятся и речевые игры, обязательно используются настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образно-логическое мышление, внимание.

Занятие 1, 2.

1 часть:                                                                                                                                Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).

2 часть:                                                                                                                                      Знакомство детей с схемой “животное”,  рассматривание: “Это животное. Особенности строения тела? (форма) Живет в лесу или дома? Чем питается? Как зовут детенышей? Чем выкармливает детенышей?  Какую пользу приносит человеку?  В каких сказках встречается? 

3 часть:                                                                                                                                                       Пересказ с опорой на схему с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.

Для закрепления знаний, используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. Например, воспитатель выставляет схему-модель «Животное» и ставит на мольберт картинку с изображением животного, но обратной стороной. Далее воспитатель по схеме рассказывает о животном, а дети пытаются отгадать, какое животное прячется в загадке.

  1. Это животное.
  2. Живет в пустыне.
  3. Бывает дикое, домашнее.
  4. У него два горба, но бывает и один.
  5. Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык, и он может ее есть.
  6. Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
  7. Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
  8. Животное выносливое, может долго обходится без воды, но враз может выпить 120 литров.

Дети отгадывают: это верблюд. Воспитатель поворачивает картинку лицом к детям: -  Правильно, это – верблюд!

Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Профессии”, “Растения”, «Мебель» и др.

 Описание игрушки

  1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
  2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
  3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
  4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
  5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
  6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми  разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей (например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж, ремонтировать и т.д.)

Описание посуды

  1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
  2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
  3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
  4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
  5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
  6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой  посудой (варить в ней  компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)

Описание  и сравнение времен года.

Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова,  обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава,  - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать  так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

  1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т.д.)
  2. Небо.  Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба

( пасмурное, ясное, покрыто облаками или тучами и т.д.)

  1. Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как

выглядит земля в разное время года:  покрыта снегом, опавшими

    листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась

    первая весенняя травка, цветут цветы.

  1. Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается

рассказать,  как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т.д.

  1. Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

  1. Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,

например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной  просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

  1. Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям

     птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают

     изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи  и другие

     перелетные птицы улетают в теплые края» или  «зимой на деревьях

     можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек

     заботится о них, ставит кормушки»)

  1. Занятия  и игры детей. В квадрате -  снеговик, скакалка и бумажный

     кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное

     время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие

     листья,  купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

        Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно  при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.

Рекомендации по использованию опыта

Используя данный материал, рекомендую:

  • Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее  - цвет и величина)
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета,  обозначенных символом.
  • Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.

Используемая литература.

  1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
  4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.  Логопед 2008 №4 с. 102-115
  5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
  6. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
  7. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
  8. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Бэлэкэч» г. Агрыз

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Консультация

для педагогов ДОУ по теме:

«Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию»

Подготовила:

воспитатель

I квалификационной

категории

Хакимова И.Р.

г. Агрыз, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков  на пр...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...

Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию

содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным  становится  выбор методов обучения детей....

Консультация.Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию.

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию...