Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Пашина Ирина Юрьевна

Применение данной технологии позволяет облегчить  и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание, мышление, что  в свою очередь положительно влияет на готовность ребёнка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-24.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Автошка» города Димитровграда Ульяновской области

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Использование текстов цепной структуры  и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»

Воспитатель Пашина Ирина Юрьевна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования текстов цепной структуры и предметно – графических схем для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством данной методики: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
  • познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием текстов цепной структуры и предметно – графических схем.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Специально проведенными исследованиями установлено, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, рассказ) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ярко выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим навыкам нужно обучать специально. Т.Б. Филичева, характеризуя речевой статус детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (IV уровень), отмечает своеобразие их связной речи, проявляющееся в «нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений» (4). Работая с детьми с ОНР по формированию навыков связной повествовательной речи, мне довелось познакомиться с методикой работы В. К. Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания (2). Её методика заключается в использовании текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление графических схем
  • Формы работы с родителями:
  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Ожидаемые результаты для детей:

 Умение детей отбирать предметные картинки для рассказа, располагая их в определённой последовательности;

 Осмысленное воспроизведение образца рассказа в речи;

 Обогащение активного, пассивного словаря детей;

 Развитие умения устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами; соблюдать лексическую точность, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь- октябрь

Составление плана работы

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, таблиц.

Обогащение РППС группы.

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Накопление практического материала по теме

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

Май

День открытых дверей

Перспективное планирование

деятельности педагога с детьми с использованием предметно-графических схем

Месяц

                      Тема

                   Цель

Сентябрь

«Осень»

Закрепить с детьми знания о.

сезонных изменениях в природе. Учить детей  составлять связный рассказ по схеме-модели

«Зонтик»

Продолжать закреплять  знания о

сезонных изменениях в природе. Учить детей  составлять связный рассказ по схеме-модели

Октябрь

«Как садоводы ухаживали за садом»

Закрепить с детьми знания  фруктах, о характерных признаках осени. Продолжать учить детей  составлять связный рассказ по схеме-модели.

«Овощи»

Закрепить с детьми знания о овощах, о характерных признаках осени Учить детей  составлять связный рассказ по схеме-модели

Ноябрь

«Кот Пушок»

Продолжать формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Медведь

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде животного;

Помочь составить описательный рассказ о медведе с помощью предметно-графической схемы.

Декабрь

 «Как мы помогаем птицам»

Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера

«Как дети встречали Новый год»

Продолжать формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Январь

Мой дом

Продолжать учить составлять рассказ с опорой на графическую схему.

формирование умения строить развёрнутое высказывание.

«Красавица зима»

 

Расширять,  уточнять и активизировать словарь по теме «Зима», закреплять умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

Февраль

«Два капитана»

Продолжать учить составлять рассказ с опорой на графическую схему.

формирование умения строить развёрнутое высказывание.

«Верблюд»

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде животного;

Помочь составить описательный рассказ о верблюде с помощью предметно-графической схемы

Март

«Рыбалка»

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью предметно-графической схемы.

 «Как Маша встречала гостей»

 Закреплять  умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью предметно-графической схемы

Апрель

«Шарик в окошке»

Закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью предметно-графической схемы

«Жук»

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде насекомых;

Помочь составить описательный рассказ про жука с помощью предметно-графической схемы

Май

«Школа»

Закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью предметно-графической схемы

«Лето на лугу».

составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью предметно-графической схемы

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

Взаимодействие с родителями воспитанников

                                                               

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Октябрь

Развиваем речь.

Папка-передвижка

Ноябрь

 «Создание условий в семье для речевого развития ребенка  4-6лет».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое тексты цепной организации?

Папка-передвижка

Январь

«Развитие речи у детей 4-6  лет. Использование графических схем».

Консультация  

Февраль

«Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Семинар-практикум

Март

Составляем и используем графические схемы дома .

Папка передвижка

Апрель

«Учим детей пересказывать с помощью предметно – графических схем».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания

В течение года

Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования

     

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
  3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос.ун-та, 2014.–235 с.
  4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
  5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е.  Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
  7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка.–Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.–198 с.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
  9. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
  10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 304 с.
  11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009.– 20 с.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  13. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230с.
  14. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
  15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  18. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков  на пр...

Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию

содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным  становится  выбор методов обучения детей....

Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию...

«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»

quot;Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным....

Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания

Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха.Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию п...

Консультация.Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию.

Использование моделей и картинно-графических  схем при обучении детей рассказыванию...