Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков на протяжении пяти лет, мы обучаем детей рассказыванию на основе моделирования, что значительно облегчает процесс запоминания информации, а также повышает качество описательных рассказов. Надеюсь, что наш опыт пригодится воспитателям логопедических и обычных групп детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modeley_i_kartinno.doc | 204 КБ |
skhemy_tkachenko.doc | 821 КБ |
prilozhenie_1.doc | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)
Введение
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны ( цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".
Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный опыт работы показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.
Актуальность опыта
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Известный ученый, педагог Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования :
1. Действия замещения. В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой круг, поменьше, и самый маленький круг). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде. С их помощью ребенок решает познавательные и речевые задачи.
3. Построение модели. Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Цель работы при моделировании:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи.
I. Познавательная:
- Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
- Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развить функции мышления, внимание, воображение.
- Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
- Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат.
1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных и речевых занятиях.
- Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
- Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении пяти лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. - блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.
Мы отдаем предпочтение названию «схемы картинно-графические», так как в них использовались и готовые картинки и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.
Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках обновленной "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, в подготовительной к школе группе дети должны уметь:
- пользоваться диалогической и монологической речью;
- вести координированный диалог с воспитателем;
- содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
- пробовать составлять простые небылицы, загадки.
ДИАПАЗОН ОПЫТА
Данный опыт работы может быть использован воспитателями, начиная с младшей и до подготовительной к школе группы. Опыт так же интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим на логопедических группах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже -
к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказа;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Главной целью данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах, временах года и др. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:
В области знаний:
- ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
- обучение последовательности описания;
- совершенствование монологической речи;
- увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи
В области умений:
- развитие связной речи детей;
- развитие умственных способностей детей;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Средства для решения задачи:
- Научно-методическая литература
- Изучение передового опыта
- Диагностика детей
- Игры, упражнения по развитию речи
- Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия
- Создание развивающей среды
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Алгоритм обучения детей приёмам моделирования
№ | Этапы работы | Деятельность педагога и ребенка |
1. Начальный этап | ||
1. | Работа с текстом |
|
2 | Театрализация с введением заместителей | 1. Применение в театрализованной деятельности предметов- заместителей. |
2. Совместная деятельность педагога и ребенка | ||
1. | Отслеживание ребенком последовательности готовой модели |
|
2. | Совместная работа педагога и ребенка в соотношении текста и последовательности модельной схемы |
|
3. | Выбор элементов для составления рассказа, данного педагогом текста. |
|
4. | Самостоятельное изображение на бумаге модели данного педагогом текста. |
|
3. Самостоятельная деятельность ребенка | ||
1. | Самостоятельное продумывание сюжета рассказа или сказки. | |
2. | Зарисовка или составление модельной схемы к придуманному рассказу или сказке | |
3. | Творческое рассказывание ребенком придуманной истории. |
Разработка системы работы по использованию мнемотаблиц и картинно-графических схем
Цель – решение задач речевого развития дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды монологической речи;
- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление;
- повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по речевому развитию дошкольников у педагогов.
Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью моделирования и картинно-графических схем включало несколько этапов:
- Научить ребенка замещению реальных предметов схематично изображенными
- Научить ребенка «читать» схему
- Научить ребенка составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем
- Научить ребенка рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
- Закрепить навыки составления описательных рассказов с опорой на картинно-графические схемы.
Данная работа проводилась в несколько этапов для того, чтобы закрепить навыки описания предметов.
Сначала вся схема рассматривалась полностью, воспитатель подробно объяснял каждый пункт, дети самостоятельно или с помощью воспитателя описывали предмет. На обобщающем или итоговом занятии знания по темам закреплялись. Таким образом, у детей происходило накопление лексического материала по таким темам: «Осень», «Зима», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Животные», «Игрушки» и формировался навык составления описательного рассказа.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природе существуют модельные схемы, предложенные Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А.(приложение 1). Но не всегда готовые модельные схемы устраивают педагога. Для обучения работе со схемой на начальном этапе воспитатель может использовать так называемые мнемодорожки (приложение 2), где на каждой маленькой схеме дается какой-то один признак предмета или времени года. Из этих маленьких схем, расположенных одна под другой, и составляются мнемодорожки, по которым ребенок составляет описательный рассказ (например, о зиме или весне). Данные мнемодорожки служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать :
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование мнемотаблиц (приложение 3) на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Воспитатель их использует для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов .
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели и схемы при работе с детьми необходимо придерживаться следующих требований. Модель или схема должна:
- отображать обобщенный образ предмета
- раскрывать существенное в объекте
- замысел по созданию модели или схемы следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами и схемами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего, это - как начальная, «пусковая» стадия, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование схем и моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой проводятся и речевые игры (приложение 4), обязательно используются настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образно-логическое мышление, внимание.
Планирование работы по развитию связной речи
на основе картинно-графических схем
Необходимо отметить тот факт, что на занятиях по развитию связной речи дети быстро устают, они перестают слушать вопросы, отвечают неполными ответами, начинают скучать. Правильно спланированное занятие включат в себя разнообразные методы и приемы работы: проблемные вопросы, познавательные задачи, программированные задачи, головоломки и др.
Важным моментом при подготовке занятия является отбор наглядности. Основными формами занятий являются фронтальные, которые проводятся один раз в неделю.
Структура занятий по составлению описательных рассказов на основе схем и моделей строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С.
1. Организационный момент.
2. Рассматривание предмета или картины, схемы-модели
3. Беседа по содержанию картины;
4. Составление устного связного монологического высказывания.
Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые должны быть четко сформулированы. Основные из них: - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; - формирование навыков построения связных монологических высказываний; - воспринимать красоту, поэтичность, чувствовать нравственный смысл произведения, картины, особенности языка, художественной насыщенности, реалистичности событий, которыми пользуются авторы и художники; - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; - целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мысленных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Теоретические и практические наработки позволили выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.
1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу, схему).
Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой картинно-графической схемы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки схемы по желанию детей
2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, профессии, птицы, и т.п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)
3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми схем или мнемотаблиц по пройденному материалу.
4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
Рассмотрим эту систему на примере работы в блоке “Животные”.
Занятие 1, 2.
1 часть: Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).
2 часть: Знакомство детей с схемой “животное”, рассматривание: “Это животное. Особенности строения тела? (форма) Живет в лесу или дома? Чем питается? Как зовут детенышей? Чем выкармливает детенышей? Какую пользу приносит человеку? В каких сказках встречается? ”
3 часть: Пересказ с опорой на схему с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.
Для закрепления знаний используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. Например, воспитатель выставляет схему-модель «Животное» и ставит на мольберт картинку с изображением животного, но обратной стороной. Далее воспитатель по схеме рассказывает о животном, а дети пытаются отгадать, какое животное прячется в загадке.
- Это животное.
- Живет в пустыне.
- Бывает дикое, домашнее.
- У него два горба, но бывает и один.
- Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык, и он может ее есть.
- Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
- Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
- Животное выносливое, может долго обходится без воды, но враз может выпить 120 литров.
Дети отгадывают: это верблюд. Воспитатель поворачивает картинку лицом к детям: - Правильно, это – верблюд!
Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Профессии”, “Растения”, «Мебель» и др.
Структура занятия:
1. Вводная часть.
Цель: настроить детей на восприятие произведения (картины, серии картин, схем) и на активную познавательную деятельность. Используем беседу с включением подготовительных упражнений, методы и приемы, мобилизирующие познавательный потенциал, а не средства дисциплинарного характера. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты.
2. Введение в тему.
В этой части целесообразно использовать игры, отгадывание и загадывание загадок о персонажах и предметах, о временах года, активизация знаний. Здесь важно установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. А также необходимо включать упражнения по подбору синонимов, антонимов, описаний и другие лексические упражнения, ориентирующие воспитателя в уровне речевого развития детей. Его продолжительность - 5 минут.
Например:
При пересказе детьми рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост, чья голова?". Используется дидактический материал. На картинках изображены отдельно хвосты и мордочки животных. Перед детьми ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Помогите им найти свой хвост". Ребенок должен отыскать мордочку, назвать животное и соответствующий хвост. Соединяя картинки вместе, ребенок еще раз повторяет образование притяжательных имен прилагательных ( у лисы – лисий хвост, у зайца – заячий хвост).
3. Лексико - грамматический анализ предъявленного произведения (чтение текста педагогом, разбор картины, серии картин, объяснение описательных схем).
- Моделирование связного рассказа детей с помощью наглядности.
Максимально использовать приемы, облегчающие детям составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Это способствует адекватному воспроизведению текста рассказа и понятию картин и серий картин.
Необходимо применять методику моделирования сюжета с помощью картинно-графической схемы. Опорные картинки схем, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивают связный рассказ . В качестве обучения детей действиям планирования можно использовать коврограф или белую доску. Это позволяет варьировать задание в процессе подготовки и составления связного рассказа, распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета, установление основных смысловых звеньев, их последовательности и взаимосвязи. Можно предлагать в качестве наглядности для планирования мнемотаблицы и мнемодорожки – это схемы, в которых заложена определенная информация.
5. Физкультурная минутка.
6. Актуализация знаний
Воспитатель читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное составление наглядной схемы или обращает внимание детей на последовательность рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных рассказов.
7. Составление устного связного монологического высказывания детьми.
Очень важно, с каким настроением воспитатель слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога могут парализовать выступление самого способного ребенка. Продолжительность - 10-15 минут
8. Анализ и обсуждение детских рассказов.
При анализе отмечаются такие качества составленного связного рассказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту, картине и серии картин. Особенно обращать внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества. В ходе коллективного обсуждения рассказов дети вносят свои дополнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем (по Т.А.Ткаченко) (приложение 1)
Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года)
ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ
- Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
- Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
- Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
- Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
- Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
- Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж , ремонтировать и т.д.)
ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ
- Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
- Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
- Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
- Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
- Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
- Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ
- Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.
- Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.
- Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).
- Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.
- Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:
растет в саду или в огороде.
- Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,
ложка и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и
фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ
- Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и.т.д.)
- Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.
- Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т.д.)
- Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).
- Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.
- Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т.д.).
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПТИЦ .
- Внешний вид. В квадрате - графическое изображение птицы. Ребенок называет птицу и части тела, цвет оперенья ( голова, два крыла, две ноги, хвост, покрыта перьями ).
- Зимующая или перелетная. В квадрате изображена елочка со снежинками и пальма с солнцем. В предварительной работе уточняются зимующие и перелетные птицы, а также домашние они или дикие .
- Где живет. В квадрате изображены скворечник и дупло. В предварительной работе уточняется место проживания: дупло, гнездо, скворечник, а также место обитания - сад, лес, озеро, болото и т.д.
- Чем питается. В квадрате нарисована миска. В предварительной работе уточняется, чем питается конкретно каждая птица ( червячками, зернышками, семенами растений, ягодами, рыбой и т.д. )
- Как выводит птенцов. В квадрате изображено гнездо с яйцами. В предварительной работе уточняется, как птица выводит птенцов (высиживает ли яйца, заботиться ли о птенцах).
- Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. В предварительной работе уточняется, как птицы помогают человеку (дятел лечит деревья, уничтожая вредных насекомых, курица несет яйца, которые человек использует в пищу и т.д.).
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.
- Внешний вид. В квадрате - графическое изображение животного. Ребенок называет животного и части тела (голова, 4 лапы, хвост, уши, покрыт шерстью или кожей и т.д.)
- Место, где живет. В квадрате изображено здание. В предварительной работе уточняются места проживания животных: в норе, в берлоге, в логове, в конюшне, в коровнике, в доме и т.д.
- Чем питается. Изображена миска. В предварительной работе уточняется, чем конкретно питается каждое животное (ягодами, растительной пищей, рыбой, мясом, мелкими зверьками).
- Как зовут детеныша. В квадрате изображена детская коляска. Ребенок называет детеныша животного.
- Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. Этот пункт используется только для описания домашних животных (лошадь помогает человеку в хозяйстве, корова дает молоко и мясо и т.д.)
- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. В квадрате - изображение телевизора и книги. Ребенок называет сказки, где данное животное является героем («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот Леопольд», «Три поросенка» и т.д.)
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА.
Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.
Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».
- Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года ( светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т.д.)
- Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба
( пасмурное, ясное, покрыто облаками или тучами и т.д.)
- Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как
выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими
листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась
первая весенняя травка, цветут цветы.
- Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается
рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т.д.
- Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.
Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.
- Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,
например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).
- Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям
птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают
изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие
перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях
можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек
заботится о них, ставит кормушки»)
- Занятия и игры детей. В квадрате - снеговик, скакалка и бумажный
кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное
время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие
листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т.д.
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
В предварительной работе у дошкольников должна быть достаточная
информация об основных профессиях, которые ребенок знает в
соответствии со своим возрастом.
- Название профессии. В квадрате нарисован повар, готовящий обед.
- Место работы. В квадрате - графическое изображение завода.
- Что делает человек данной профессии. В квадрате нарисована ладонь.
- Что нужно для работы (инструменты и оборудование). В квадрате нарисованы молоток, ложка и клещи.
Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета.
Как они могут быть использованы на занятиях?
Как часть занятия.
- В виде дидактической игры, например «Писатель», когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о звере, или птице, или посуде, в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или предмета.
- Игра «Самый главный» тоже хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи овощей или фруктов (или предметные картинки зверей или птиц) и рассказывает сказку о том, как поспорили фрукты-овощи в саду-огороде (или звери-птицы в лесу), кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самый главный!». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, и все они главные, среди них нет более или менее важных.
- Еще одна игра «Загадки». В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме, а остальные дети отгадывают, о чем он говорил. Ребенок, который первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.
В индивидуальной работе.
Аналогично можно использовать дидактические игры «Писатель» или «Покупатель». Воспитатель предлагает побыть ребенку писателем или покупателем, а сам будет благодарным слушателем или продавцом. «Писатель» рассказывает «сказку» о предмете, а «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца.
Общие принципы отбора предметов, произведений, картин для составления описательных рассказов следующие:
- Доступность детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу, показать картину или предмет - важно побеседовать о прочитанном, увиденном, чтобы помочь ему прожить услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Ушинский говорил о том, что произведение искусства и литературы может воздействовать на чувства ребенка, только когда им понято.
- Реалистичность.
- Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать предметы, простые по форме и картины, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно при заучивании стихотворений (приложение 5). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.
Анализ проведенной работы
Проведенная работа по развитию связной речи:
- Помогла детям достаточно быстро освоить алгоритм составления описательных рассказов по предметам и временам года.
- Расширила лексический и словарный запас детей.
- Научила детей сравнивать предметы по признакам сходства и различия.
- Способствовала развитию у детей логического мышления, внимания и памяти.
Результативность опыта
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование словесных игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей, речь, внимание, логическое мышление.
Представленная система работы направлена не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности. На основе использования картинно-графических схем у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и познавательной деятельности. Составление описательных рассказов на основе картинно-графических схем является базой для составления творческих рассказов и пересказов сказок.
Рекомендации по использованию опыта
Используя данный материал, рекомендую:
- Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее - цвет и величина)
- На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета, обозначенных символом.
- Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
- Обучение должно проходить в игровой форме.
- Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.
Используемая литература.
- Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
- Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008
Калиянц Л.С.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм
Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у...
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
содержит схемы и модели для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста...
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем. В практике развития речи дошко...
Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей....
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию...
Конспект по цепному рассказу Занятие из цикла по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению рассказыванию методом построения картинно-графического плана в старшей группе детей с ОНРIIIур.
Тема: «Составление повествовательного рассказа цепной структуры с опорой на картинно-графический план в рамках лексической темы «Зимующие птицы».Цели:1. Активизировать предметный и г...
Консультация.Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию.
Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию...