Особенности технологии проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Особенности технологии проектной деятельности
с детьми дошкольного возраста.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В 3 – 5 лет это:
- вхождение детей в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В 5 – 7 лет это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формирует задачу (не жестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4.Помогает в решении задачи. 5.Помогает спланировать деятельность. 6.Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7.Практическая помощь (по необходимости). 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | 9.Подготовка презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей и учитываются при выборе и построении модели будущего проекта.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов : «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».
Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа в подгруппах строится на основе самоорганизации (даже если это 3 – 4-летние дети). Непосредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога.
Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно – развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребенок проявляющий интерес к буквам или цифрам (стремится узнать, как называется эта или иная буква, пытается зафиксировать текст или цифры доступным ему способом), то игнорирование этого факта должно быть расценено как нарушение прав ребенка, а развитие в соответствии с его индивидуальной траекторией. Дети очень восприимчивы, и успех отдельного ребенка в какой-либо значимой сфере, подкрепленный положительным отношением взрослых к его действиям и результату, служит побудительным мотивом для интереса и вовлечения в действия других детей.
Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.
В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:
- влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
- устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
- выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
- реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.
Воспитатели, специалисты дошкольных организаций, родители воспитанников имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Воспитатель не претендует на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом «ресурсной личности». Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание мира во всем его многообразии, предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации собственной образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. По сути, взрослые помогают ребенку стать успешным.
Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий к тому, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, побуждая их к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и стремление к креативности, демонстрируют партнерский стиль отношений, позитивный эмоциональный настрой, настраивают на успех, основанный на ценностях совместных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-328767-1416152161.jpg)
"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)
Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270711-1372332214.jpg)
Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-258147-1369256281.jpg)
Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП
Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-788039-1571545857.jpg)
Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-834267-1477389140.jpg)
Консультация с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ...