Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
статья по художественной литературе на тему
Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_hudozhestvennoy_literatury_doshkolnikami.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.
В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то, например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».
Дети лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.
Особенности восприятия литературного произведения детьми младшего дошкольного возраста определяют задачи:
1. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для осознания литературного произведения.
2. Помогать соотносить имеющийся детский опыт с фактами литературного произведения.
3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.
4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героев и правильно их оценивать.
В 4-5 лет (средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений, расширяется круг конкретных представлений. Дошкольники легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев детям еще не понятны.
Ориентируясь на свой опыт и знания норм поведения, чаще всего, дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки. Скрытые мотивы героев по-прежнему не замечают.
Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3-летних.
Задачи:
1. Формировать умение устанавливать в произведении разнообразные причинно-следственные связи.
2. Обращать внимание детей на разнообразные поступки героя.
3. Формировать умение видеть простые, открытые мотивы поступков героев.
4. Способствовать тому, чтобы дети определяли свое эмоциональное отношение к герою и мотивировали его.
В 5-6 лет (старшая группа) дети более внимательно относятся к содержанию произведения, к его смыслу. Эмоциональное восприятие менее выражено.
Дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Дж. Родари и другие.
Появляется осознанный интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие. Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.
Задачи:
1. Способствовать установлению детьми многообразных причинно-следственных связей в сюжете произведения.
2. Формировать умение анализировать не только действия героев, но и их переживания.
3. Формировать осознанное эмоциональное отношение к героям произведения.
4. Обращать внимание детей на языковую стилистику произведения, авторские приемы изложения текста.
В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст. Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета. Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения.
Задачи:
1. Обогащать литературный опыт дошкольников.
2. Формировать умение видеть авторскую позицию в произведении.
3. Помогать детям осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.
4. Способствовать умению видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.
Знание возрастных особенностей восприятия детьми литературного произведения позволит педагогу разработать содержание литературного образования и на его основе реализовать задачи образовательной области «Речевое развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия художественной литературы
В статье кратко описано восприятие художественной литературы и ее важность для детей....
Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"
Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ......
Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР
Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР...
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста
Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...
Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Особенности восприятия информационной продукции детьми дошкольного возраста
Особенности восприятия информационной продукции детьми дошкольного возраста...