Опыт работы «Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге посредством социально-значимых акций»
материал

Воронова Ирина Владимировна

Современный человек живет в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx75.11 КБ

Предварительный просмотр:

Воронова Ирина Владимировна

Управление образования администрации Яковлевского городского округа

«Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения

 на дороге посредством социально-значимых акций»

Автор опыта:

Воронова Ирина Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Аленушка»

г. Строитель Яковлевского городского округа»

2019 год

Содержание

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология описания опыта……………………………………………………..9

Результативность опыта........................................................................................15

Библиографический список…………………………………………………......17

Приложение к опыту…………………………………………………………….19

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Современный человек живет в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания [5].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одной из задач определено становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей, формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками [10]. В октябре 2013 года стартовала федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», главной целью которой является сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году [2]. Действующее законодательство РФ закрепило ответственность и обязанность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей (ст. 44 Закона РФ «Об образовании», ст.63 Семейного Кодекса РФ).

По данным ОГИБДД МВД России по Белгородской области каждое десятое ДТП происходит с участием детей. Ежегодно происходят аварии, где гибнут дети, которые находятся в автомобилях в качестве пассажиров. Также отмечается рост ДТП по собственной неосторожности детей. Именно поэтому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ПДДТТ) на всех уровнях уделяется особое внимание.

В ходе образовательной и самостоятельной деятельности дошкольники проявляют интерес к различному виду транспорта, дорожным знакам. Однако наблюдения педагогов за детьми, беседы с ними показали недостаточный уровень сформированных навыков безопасности дорожного движения: незнание правил поведения на дороге для пешеходов и пассажиров, правил перехода проезжей части, устройства проезжей части (виды перекрестков).

Для изучения исходного уровня сформированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения были использованы методики А. И. Замалеевой и Н. И. Клочанова в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста (Приложение №1). Анализ осуществлялся по следующим критериям: уровень сформированности знаний о дорожных знаках, видах транспорта, правилах поведения на дороге. Результаты диагностики показали следующие результаты: у 5% детей выявлен высокий уровень сформированности представлений о правилах  безопасного поведения на дороге, средний у 33 % и низкий у 62% детей. Данные результаты подтверждают тот факт, что в силу своих возрастных особенностей, дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность.  

С введением ФГОС ДО изменились подходы не только к  организации образовательной деятельности с воспитанниками, но и взаимодействия с родителями (законными представителями), социумом [6]. Поэтому одной из основных задач является обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных форм, методов, содержания работы по формированию культуры безопасного поведения на дороге.

Актуальность опыта

Актуальность поиска путей обеспечения безопасности дошкольников связана, с одной стороны, появлением новых источников опасности, накоплением эмпирических знаний, обогащением культуры, с другой – с тенденциями, характерными для развития детского сообщества.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий как в целом по регионам Российской Федерации, так и в Белгородской области показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.

Современные представления о сущности культуры безопасности и подходах к ее формированию, принципы дошкольного образования, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [12], задачи системы образования в целом ориентированы на воспитание мотивации к безопасности и формирование компетенций безопасного поведения в окружающей обстановке, воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций и умение не только ориентироваться в новой нестандартной для ребёнка дорожной ситуации, но и принимать решения,  применять ранее полученные знания в тех или иных жизненных ситуациях.

Становится очевидным, что традиционные методы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, в основном направлены на взаимодействие педагога и ребенка, а процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), социума [8] .  

Главная задача педагогов, социума – научить ребенка не слепо следовать за взрослыми и выполнять правила, а учиться реально оценивать дорожную ситуацию, свои действия. Ребенок должен знать, какое поведение опасно на улице, в транспорте, окружающей его обстановке.

Несмотря на разнообразие форм и методов работы, используемых дошкольными образовательными учреждениями по формированию у дошкольников навыков культуры безопасного поведения на дороге и включенности родителей, социума в реализацию данного направления выявлены противоречия:

  • между высоким уровнем ДТП с участием детей и пренебрежительным отношением родителей, общественности к проблеме неукоснительного выполнения правил поведения на дороге всеми участниками дорожного движения, не только как пешехода, но и как пассажира, водителя;
  • между необходимостью повышения эффективности работы по формированию осознанных представлений о правилах дорожного движения у детей и отсутствием действенного механизма воздействия на дошкольников;
  • между необходимостью взаимодействия всех участников образовательного процесса и недостаточным уровнем активности социальных партнеров.

Реализация ФГОС ДО ориентирует педагогов на активное включение в образовательный процесс родителей, социума с использованием инновационных форм работы, одной из которых является социально-значимая акция.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в раскрытии педагогических возможностей акции как интерактивной формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге. 

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме охватывает период с мая 2016 года по июнь 2019 года и разделена на несколько этапов:

I этап – аналитико-диагностический – май 2016 года – август 2016 года.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, создание развивающей предметно – пространственной среды, выявление уровня сформированности у дошкольников представлений о культуре безопасного поведения на дороге.

II этап – формирующий – сентябрь 2016 года – апрель 2019 года.

В рамках основного этапа были разработаны и апробированы в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума: перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, акции, направленные на привлечение внимания детей, родителей, социума к вопросам безопасности на дороге.

III этап – аналитико-обобщающий – апрель 2019 года – июнь 2019 года. Заключительный этап включал в себя подведение итогов работы для решения обозначенной проблемы, итоговый мониторинг детей, оценка результатов.

Представлен системой работы педагога дошкольного образовательного учреждения и социума по формированию у дошкольников представлений о культуре безопасного поведения на дороге посредством проведения акций. 

Теоретическая база опыта

Воспитание культуры безопасного поведения на дороге – педагогическая составляющая процесса формирования адаптивной личности. Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, являются нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровня и локальные акты МБДОУ:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017г.) [1];
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 июня 2016 года);
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 июня 2016 года);
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 15 июля 2016 года);
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва);
  • Указ Президента РФ №4042 от 22.09.2006 г. «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»;
  • Муниципальная программа Яковлевского района «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения  и территорий Яковлевского района на 2015-2020 годы» (Постановление администрации муниципального района «Яковлевский район» от 07 октября 2014 года №483);
  • Договор МБДОУ о сотрудничестве между МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель» с ОГИБДД  ОМВД России «Яковлевский» в г.Строителе;
  • Паспорт дорожной безопасности МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель»;
  • Устав МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель».

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:

Акция – социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, цель которой – привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, распространение информации среди разных групп населения, содействие формированию общественного сознания. По мнению О.Б. Тебеньковой  использование социально-значимых акций является эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста по различным направлениям деятельности, в том числе и в рамках формирования культуры безопасного поведения на дороге.

Безопасность – возможный и ожидаемый эффект достижения социально - приемлемого уровня риска [9].

Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (https://ru.wikipedia.org/wiki).

Дорожно-транспортный травматизм – травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.) (https://ru.wikipedia.org/wiki).

Культура безопасности – жизнедеятельность как «вид деятельности человека, основанной на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности  как в сиюминутном масштабе времени, так и в будущем» [9].

Навык – действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике (Словарь терминов по общей и социальной педагогике).

Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.

Профилактика (др. греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска (https://ru.wikipedia.org/wiki).

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Приобщение к культуре безопасности на дороге как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей новых личностных качеств, освоения ими опыта безопасного поведения на дороге.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Исследования В.М. Федяевской были продолжены  работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года, в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенке и другими.

Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы деятельности по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые:  Н.Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е.А. Козырева, Л.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р.Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А.Д. Добрушиным, В.Н. Зимониной, Н.И. Клочановым, Л.А. Комлевой, Л.В. Куцаковой, Е.А. Козловской, С.А. Козловским, С.И. Мерзляковой, И.С. Окуневым, В.Н. Сахаровой.

Тем не менее, проблема  формирования у дошкольников  культуры безопасности на дороге в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума недостаточно изучена. Авторы парциальных программ, методических пособий не достаточно внимания уделяют включению в совместную образовательную деятельность  интерактивных  форм, способствующих формированию у детей дошкольного возраста  мотивации к безопасной деятельности на дороге.

Автором опыта представляется возможным использование для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге  в условиях взаимодействия с социумом такой интерактивной формы работы, как акции.

Практический опыт, приобретённый в ходе исследования, по включению акций в формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге обладает определёнными  резервами в повышении эффективности работы по предупреждению детского  дорожно-транспортного травматизма в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Данные подходы определили тему настоящего опыта работы.

Новизна данного опыта

Новизна опыта заключается в разработке системы использования социально-значимых акций со всеми участниками образовательных отношений, направленных на формирование культуры безопасного поведения на дороге.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях дошкольного образовательного учреждения, начальной школе, учреждениях дополнительного образования. Опыт охватывает всех участников образовательной деятельности и может быть интегрирован в другие формы взаимодействия.

Раздел II.

Технология описания опыта

Цель опыта – повышение уровня сформированности представлений у дошкольников о культуре безопасного поведения на дороге через организацию социально-значимых акций.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

В работе с детьми:

  • обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях;
  • формирование представлений о своем статусе (пешехода, пассажира), правах и обязанностях,   видах опасных ситуаций на дороге;
  • развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих;
  • развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
  • развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия со сверстниками, взрослыми, навыками выбора тактики и стиля поведения в зависимости от ситуации;
  • формирование умения применять освоенные знания  и способы деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы решения задач в соответствии с особенностями ситуации в различных видах деятельности;
  • формирование активной жизненной позиции у дошкольников в процессе проведения акций.

В работе с социумом, родителями (законными представителями):

  •  формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге в условиях интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения, родителей (законных представителей), учреждений социума;
  • повышение компетентности родителей, представителей социума в расширении и обогащении знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге за счет вовлечения всех субъектов взаимодействия в единое социокультурное пространство.

В основу опыта положено представление о дошкольном образовательном учреждении как открытой и развивающейся системе, одним из направлений которой является профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Итоговый результат деятельности данного направления - успешное взаимодействие с социумом, способствующее формированию у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дороге.

Для усвоения норм и правил поведения на дороге, формирования у детей умений и навыков наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умения их обходить, воспитания дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, формирования социальных компетенций у дошкольников использовалась интерактивная технология -  социально-значимая акция (Приложение 2).

При проведении социально-значимых акций учитывались следующие принципы:

1. Принцип личной и социальной ответственности. Личная ответственность - это ответственность за порученное действие, которое является звеном общего дела. Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции. Социальная ответственность – понимание того, что идеи, содержание, форма, технология проведения акции, ее результаты и последствия не оказали отрицательного воздействия на целевую группу. 

2. Принцип максимизации социальных ресурсов заключается в интеграции ресурсов, усилий всех участников по решению целей и задач социальной акции.

3. Принцип учета возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.

4. Принцип командности. Социальная акция - командная деятельность. Усилиями одного человека ее реализовать невозможно. Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.

5. Принцип самореализации. Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

6. Принцип обратной связи. При проведении социальных акций важно почувствовать настроение целевой группы, выявить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции.

7. Принцип наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться специальной одеждой участников команды акции (футболки, кепки, галстуки, жилеты, сценарные костюмы и т.п.), плакатным, музыкальным и иным оформлением, другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров и т.п.). Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.

Система работы заключалась в подготовке и проведении социально-значимых акций силами детей старшего дошкольного возраста, целевой аудиторией которых были дети младшего дошкольного возраста, родители или общественность. Акции приурочивались к календарным праздникам, социальным событиям, а так же были связаны с необходимостью привлечения внимания в определённое время  к некоторым проблемам безопасности на дороге.

Деятельность осуществлялась в два этапа и строилась по возрастному принципу. На первом этапе осуществлялась трансляция дошкольникам знаний о правилах дорожного движения. Данный этап охватил работу с детьми младшей и средней групп. На втором этапе осуществлялось углубление, расширение знаний и вовлечение детей старшего дошкольного возраста в социально-значимую деятельность.

На первом этапе для формирования устойчивых знаний, прочных навыков культуры поведения на улице и в транспорте проводилась работа согласно разработанному перспективному плану, который предусматривает комплекс самых разнообразных мероприятий (Приложение №3). Работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения предусматривала решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов.

В зависимости от вида деятельности педагогом использовались различные формы работы с детьми: проблемные ситуации, проектная деятельность, моделирование, игровые обучающие ситуации, беседы, целевые прогулки. Теоретические знания подкреплялись в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, ручной труд, пространственное моделирование - постройки из бумаги, бросового материала, песка и снега).      

Одним из обязательных условий успешного освоения дошкольниками правил безопасного поведения на дорогах является взаимодействие с родителями, так как формирование данных навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения.

С целью организации эффективного взаимодействия с родителями использовались как традиционные, так и инновационные формы работы: родительские собрания, мастер-классы, участие в праздниках и развлечениях  с привлечением  инспектора  ГИБДД,  в семейных конкурсах, фотоколлажах и т.п.

Проводимые на первом этапе мероприятия сформировали довольно обширные представления детей о проблемах безопасности дорожного движения и подготовили их к мероприятиям по повышению уровня культуры поведения родителей и жителей города.

На втором этапе велась непосредственная подготовка к проведению самих акций. В данной подготовке участвовали дети старшего дошкольного возраста. Педагог познакомил детей со значением социально-значимых акций, используя видеофильмы, Интернет-ресурсы, слайд-шоу, наглядный материал. Дошкольники совместно с педагогом занимались созданием агитационных материалов (листовок, буклетов, плакатов, транспарантов).

В соответствии с целевой аудиторией проводимых акций формулировались задачи. Так, при проведении акций старшими дошкольниками для воспитанников младшего дошкольного возраста, решались задачи формирования устойчивых знаний правил дорожного движения, прочных навыков культуры поведения на улице и в транспорте  у всех участников акции.

Акции, целевой аудиторией которых стали родители воспитанников, решали задачи пропаганды соблюдения требований безопасного поведения на дороге самими родителями и, как следствие, формирование положительного примера для подражания.

При проведении акций для общественности решалась задача привлечения внимания пешеходов и водителей на проблему безопасного поведения на дорогах посредством социально-значимых акций, проводимых дошкольниками.

Подготовка и проведение социально-значимых акций осуществлялась в три этапа (Тебенькова О.Б.) [8].

1 этап: подготовительный - организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

2 этап: основной -  реализация сценария социальной акции.

3 этап: аналитический - подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

Среди акций для детей младшего дошкольного возраста были такие, как:  «Светофоры малышам», «Играем вместе», «Учим правила дорожного движения вместе». В ходе данных акций дети старшего дошкольного возраста посещали малышей, изготавливали для них поделки, рассказывали о правилах безопасного поведения на улице, тем самым не только знакомя младших детей с правилами дорожного движения, но и закрепляя свои знания и умения.

Кроме того, у детей старшего дошкольного возраста в процессе такого разновозрастного взаимодействия развивалась способность управлять своим поведением и планировать свои действия, формировались первые умения социально-активного поведения и универсальные предпосылки учебной деятельности.

Акция «Шагающий автобус» для детей среднего дошкольного возраста была проведена совместно с ОГИБДД ОМВД России по Яковлевскому городскому округу с целью формирования у воспитанников представлений о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения. Инспектор ГИБДД, педагоги с дошкольниками провели экскурсию по ближайшему микрорайону, где еще раз обратили внимание на тротуар, проезжую часть, наземный пешеходный переход (Приложение №4).

Акции, проводимые педагогом для детей старшего дошкольного возраста, позволили расширить их представления о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.

Акция «Пешеход, пешеход, поспеши  на переход!» была посвящена проблеме использования пешеходами пешеходных переходов. Дети с педагогами вышли на улицы города с листовками, призывающими переходить улицу только в положенном для этого месте (Приложение №5).

Акция-велопробег, посвященная Дню защиты детей «Лето без дорожных происшествий!», проводилась с целью привлечения внимание общественности к проблеме езды на велосипедах в неположенных местах детей, которые не достигли 14 лет. В ходе акции дошкольники закрепили знания о том, что велосипед – тоже транспорт и у воспитанников были сформированы умения безопасного передвижения на велосипеде (Приложение №6).

Акция «Внимание на дорогах!» была проведена с целью формирования у детей представлений о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения. Была проведена экскурсия по микрорайону, где дошкольники ближе познакомились с тротуаром, проезжей частью, наземным пешеходным переходом. Свои впечатления они отразили в рисунках, из которых оформили выставку «Будьте внимательны на дорогах!». На выставку были приглашены малыши, которым ребята рассказали о правилах поведения на тротуаре, проезжей части, на пешеходных переходах.

Акция-флешмоб «Дорожная азбука» проводилась для привлечения внимания жителей города Строитель к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Участники флешмоба напомнили всем участникам дорожного движения о необходимости соблюдения простых правил дорожного движения. Такая форма акции привлекла внимание детей и взрослых к соблюдению правил дорожного движения путем инновационных технологий.

В дальнейшем проводились акции, целевой аудиторией которых были родители. Данные акции способствовали интеграции не только разных форм детской деятельности, но и позволили организовать эффективную пропаганду соблюдения правил дорожного движения среди родителей усилиями детей. Данные акции пользуются и пристальным вниманием среди родителей, так как в мероприятиях активное участие принимают их дети.

 Акция-автопробег «Детское кресло в каждую машину!» была проведена с целью привлечения внимания родителей к проблеме участившегося травматизма детей, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров.

Акция-автопробег «Пристегнись, Россия!» была направлена на привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения безопасности юных пассажиров в личном и общественном транспорте. В ходе данной акции родителям были предложены рекомендации о том, как правильно выбрать автокресло для ребёнка. Каждому родителю был вручён буклет «Выбираем автокресло для ребёнка». В результате родители пересмотрели размеры используемых кресел и привели их в соответствие с возрастными и весовыми показателями своих детей (Приложение  8).

Целью акции-автопробега «Мы за жизнь по правилам!» стало привлечение внимания горожан к проблеме травматизма детей в летний период. Педагоги с воспитанниками и их родителями изготовили плакаты, листовки, буклеты и вышли с ними на улицы города, чтобы  повысить культуру поведения участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров, привлечь родителей и воспитанников ДОУ к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей и жителей города.

Акция-автопробег «Белый голубь!», посвященная памяти жертв ДТП, стала своего рода акцией-обращением к жителям города и подписчикам социальных сетей с призывом сохранить свою и чужую жизнь, соблюдая правила дорожного движения. В завершении акции в память о том, что жизнь в любое мгновение может упорхнуть, как птица, участники выпустили в небо белых голубей.

Акция  «Безопасность юным пешеходам» предполагала рассмотрение такой проблемы как использование светоотражающих элементов на одежде ребёнка. Родителям был предложены рекомендации по эффективному их использованию, а также дефиле костюмов со светоотражающими элементами.

Самыми сложными в организационном плане и в проведении были акции, направленные на общественность микрорайона. Сложность данных акций состояла, прежде всего, в том, что детям приходилось общаться с посторонними людьми – пешеходами, водителями. Однако взрослое население относилось к инициативам детей с пониманием и большим интересом.

Целью акции «Мы за безопасное движение!» стало привлечение внимания граждан к безопасности дорожного движения. Педагоги с детьми и их родителями изготовили листовки, плакаты, транспаранты, в которых написали о правилах дорожного движения. Дети и педагоги вышли на улицы города, пропагандируя правильное поведение на дороге.

Акция «Возьми ребенка за руку!» заключалась в нанесении краской на асфальт перед выходом из детского сада и перед пешеходным переходом в центре нашего города знака «Возьми ребенка за руку». Знак-картинка интуитивно подскажет взрослым, что необходимо сделать: увидев юного пешехода просто взять его за руку и помочь перейти дорогу! (Приложение № 9).

Акции, целевой аудиторией которых была общественность, способствовали не только организации интегрированного образовательного процесса, но и формированию активной жизненной позиции дошкольников.

РАЗДЕЛ III.

Результативность опыта

Объединение разнообразных форм работы с детьми, включённость и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на заключительном этапе обеспечили интеграцию образовательных областей, различных видов детской деятельности и позволили осуществить комплексный  подход к решению задач формирования культуры  безопасного поведения детей на дороге.

Итоговая диагностика уровня сформированности культуры безопасности на дороге по методикам А. И. Замалеевой и Н. И. Клочанова выявила следующие показатели: высокий уровень представлений о культуре безопасности  на дороге имеют 72 % детей, средний - 25 %, низкий уровень -  3 %.

Мониторинг уровня сформированности навыков культуры безопасного поведения на дороге

Данные диагностики дают основание считать, что у дошкольников в достаточной степени сформированы навыки культуры безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира, умение работать со схемами, моделями. Дети включают освоенные знания и умения в игровые моделирующие ситуации.

Включение социальных акций в совместную образовательную деятельность стимулировало развитие таких качеств воспитанников, как любознательность, ответственность, способность к волевым усилиям, умение различать условную и реальную ситуацию и действовать в соответствии с ней. Акции выступили для дошкольников не только как форма взаимодействия с родителями, социумом, но и как средство обогащения ранее полученных знаний о правилах безопасного поведения на дороге и передаче их детям в доступной для них форме.

Результативность опроса родителей выявила положительную динамику в стремлении активно взаимодействовать с дошкольным образовательным учреждением в вопросах формирования культуры безопасного поведения на дороге у ребенка посредством участия в акциях.  

Практический опыт, приобретенный в ходе подготовки и проведения  акций по формированию культуры безопасного поведения детей на дороге, позволяет сделать вывод о том, что такая форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума способствует повышению эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ в редакции от 26.07.2017г.
  2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 г. Москва). 
  3. Авдеева, Н.Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 144 с.
  4. Александрова, Г.С., Холодова, И.А., Кобзева, Т.Г. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера. Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2017. - 54 с.3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.- СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
  6. Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова. – СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 61 с.
  7. Елжова, Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н. В. Елжова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 173 с.
  8. Козловская, Е.А. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. -  №6. – С.24.
  9. Майер, А.А., Тимофеева, Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией// Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5/под ред. Л.Л. Тимофеевой. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 104 с.
  10. Мальцева, Е. А. Организация работы по профилактике ДТП с детьми в дошкольном учреждении / Е. А. Мальцева. — М.: Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 41-51.
  11. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В.Захарова, Е.Н.Яковлева, О.Б.Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 1. – Режим доступа: www.science-education.ru/125-20247.
  12. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995. – 218 с.
  13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 
  14. Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка. - Екатеринбург: У - Фактория, 2004.- 241с.
  15. Тимофеева, Л.Л., Королева, Н.И. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Детский сад: теория и практика, 2013. - №10. - С. 78-94.
  16. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-160 с.
  17. Тимофеева, Л.Л., Корнеичева, Е.Е., Грачева, Н.И. Организационно – методическая работа по формированию культуры безопасности// Управление ДОУ. -2014. - №4. С.74-85.
  18. Хабибуллина, Е.Я. Дорожная азбука в детском саду: конспект занятий / Е. Я. Хабибуллина. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 64 с.
  19. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.

Приложение к опыту

  1. Приложение №1 - Диагностика сформированности у дошкольников представлений о правилах дорожного движения: Опросник для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения (Н.И. Клочанов). Диагностический инструментарий Замалеевой А.И.
  2. Приложение №2 - Положение о социальной  акции
  3. Приложение №3  - Перспективный план работы по ПДД в средней, старшей и подготовительной группе
  4. Приложение №4 - Акция «Шагающий автобус»
  5. Приложение №5 -  Акция «Пешеход, пешеход поспеши на переход!»
  6. Приложение №6 - Акция-велопробег «Лето без дорожных происшествий!»
  7. Приложение №7 -  Акция-автопробег «Мы за жизнь по правилам!»
  8. Приложение №8 -  Акция-автопробег «Пристегнись, Россия!»
  9. Приложение №9 -  Акция «Возьми ребенка за руку!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...

Опыт работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения. Данную необход...

Мастер - класс «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»

Данный мастер - класс  разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов и  в создании условий для отработки практических навыков посредством игр и упражнений с кинет...

Актуальный педагогический опыт "Использование квест-технологии для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге"

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования квест-технологии для повышения уровня формирования у дошкольни ков культуры безопасного поведения на дороге.Цель педагог...

Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дорогах через ознакомления с ПДД

С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.        ...

«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования технологии «шестиугольного» обучения»

Обобщенный актуальный педагогический опыт по формированию основ безопасности дорожножого  движения посредством "шестиугольного обучения....