Мастер - класс «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»
материал по обж
Данный мастер - класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов и в создании условий для отработки практических навыков посредством игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_pddpesok_na_pedsovet_v_doo_24.01.23.docx | 76.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа»
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»
Цель: создание условий для отработки практических навыков посредством организации игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности с детьми; повышения профессионального уровня педагогов.
Оборудование и материал: контейнеры с кинетическим песком; оборудования для работы с песком.
Дата проведения: 24 января 2023 года
Место проведения: музыкальный зал ДОО
Участники: педагоги ДОО
Ответственный: Скрыпченко Н.М., воспитатель
Ход мастер-класса:
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд кажется легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. Но на самом деле очень трудно. Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы наши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не нужно сводить процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность?
Опираясь на важность и необходимость работы в данном направлении, я обратилась к кинетическому песку, поскольку работа с песком при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект для формирования основ безопасного поведения на дороге.
Кинетический песок (Kinetic Sand) появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. На 98% Kinetic Sand состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - это вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии.
Главным преимуществом кинетического песка является то, что он пластичен, гипоаллергенен и абсолютно безопасен для ребёнка. Консистенция приятна на ощупь и позволяет сделать из продукта множество разнообразных фигурок. Изучив его подробнее и проанализировав отзывы, было найдено много плюсов. Преимущества, которые отмечены при работе с песком: песок не высыхает, состав вещества позволяет ему надолго сохранять тягучесть; для кинетического песка не нужны особые условия хранения, находясь на воздухе, он не потеряет своих свойств; среда вещества неблагоприятна для развития бактерий; при необходимости песок легко моется: под воздействием влаги он не теряет целостности; не возникает сложностей при уборке.
Оборудованием для работы с песком может стать всё, что встречается в окружающем мире, и соответственно займёт достойное место в Вашей «коллекции».
Игры с песком можно использовать, как в совместной деятельности воспитанников с педагогами, так и самостоятельной, ведь кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время, в чем мы сейчас с вами и убедимся, уважаемые коллеги.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.
Упражнение «Чувствительные ладошки или «Здравствуй песок»
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? (ответы участников). Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
Подобные упражнения используются в начале работы с песком (или занятия). Это развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность. Таким образом, мы почувствовали песок, познакомились с ним, и настроились на дальнейшую работу.
При построении системы работы было определено три блока взаимодействия ребёнка с транспортной системой города. Для блоков выбрано такое содержание, которое проходило через реальное «проживание», моделирование и проигрывание опасных и безопасных дорожных ситуаций с кинетическим песком.
1 блок: «Знакомство с дорожным окружением»: «пешеход», «пассажир», «водитель», «светофор», «проезжая часть», «транспорт».
Изучение правил дорожного движения опирается на решение задач по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, следовательно, игры и упражнения с кинетическим песком направлены на развитие таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
С участниками. Упражнение на развитие пространственных представлений «Выполни поручение» (4-5 лет)
Уважаемые участники, возьмите машинки и расставьте в песочнице согласно инструкции: синюю машинку поставьте в верхний правый угол песочницы, желтую - в нижний левый угол, зелёную - в нижний правый, а красную - в верхний левый угол.
Содержание игр для детей старшего дошкольного возраста предусматривает определение положения предметов по отношению к себе:
например, поставь в песочнице перед собой машинку, справа от машинки положи желтый квадрат, слева – оранжевый круг, позади машинки положи синий треугольник, перед машинкой – сиреневый прямоугольник.
Таким образом, закрепление полученных впечатлений от игр, дети применяют на практике во время прогулки по городу: самостоятельно определяют правую часть тротуара и придерживаются её, определяют положение того или иного предмета по отношению к себе: впереди меня - забор, за ним - дом, справа от меня - машина, слева – дорога. А так же помогают воспитанникам свободно ориентироваться не только на участке детского сада, но и в ближайшем микрорайоне: где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, дом.
Замечено, что легче всего выучить ребёнку «пешеходный переход» и особенно то, как он выглядит внешне, когда он сделает его своими руками не один раз. Можно, конечно, лепить, рисовать, делать аппликации, но всё это довольно долго, а вот создание «шедевров» на песке не потребует много времени, поэтому повторять игру можно многократно. Необходимо показать, как он выглядит, и предложить детям повторить изображение «зебры» на песке. Как вариант, для имитации пешеходного перехода, дети используют полоски бумаги, предметы-заместители (дощечки, счётные палочки, веревочки белого цвета).
С участниками. Поэтому, сейчас предлагаю на поверхности песка повторить изображение пешеходного перехода с помощью предметов – заместителей (по усмотрению участника)
В зал. А пока наши участники создают пешеходный переход, хочу отметить, что игры с песком – естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Они направлены на решение многих задач в дошкольной педагогике, в том числе являются одним из методов обучения дошкольников правилам дорожного движения. Целесообразность использования песочных игр обусловлена тем положительным эффектом, который они оказывают на детей, а именно:
- в песочных играх создается естественная стимулирующая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и активно;
- использование данного метода открывает широкие возможности для моделирования различных дорожных ситуаций; позволяет прорабатывать их на символическом уровне;
- «проживание» в играх всевозможных ситуаций на дорогах позволяет осуществлять взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот;
- игры с песком выступают в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка в желании изучать правила дорожного движения, помогают разнообразить методы и приемы обучения.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ
Для воспитания грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своей безопасности и безопасности других людей, первое, чему учим ребёнка – как переходить дорогу по светофору. Красный, жёлтый и зелёный цвета должны пониматься детьми на уровне подсознания.
Игры с кинетическим песком «По сигналу светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Отремонтируй светофор» требуют от детей умения различать цвета светофора, и направлены на закрепление основ безопасного поведения на дороге.
С участниками. Игра «По сигналу светофора» (5-7 лет)
Возьмите круги красного, жёлтого и зелёного цветов, и расположите их на поверхности песка. Я буду загадывать загадки про сигналы светофора, а вам нужно быстро сориентироваться и поставить фигурку человечка на круг нужного цвета. Готовы?
* Какой цвет нам говорит: «Проходите, путь открыт!»? (Зеленый)
*Но смотри-ка, кто такой
Нам велит: «Шагать постой!»? (Желтый)
И сигнал: «Путь опасный!»
Стой и жди, пока я? (Красный)
* Будь, малыш, всегда смышленый и шагай на свет? (Зеленый)
* Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать…(Желтый)
В организации деятельности по изучению правил дорожного движения дошкольники знакомятся с различным видом транспорта. А поскольку игры в песочнице направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний, следовательно, особое место отводится играм, где дети складывают изображение машины из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости песка.
Так, например, в игре «Машины», дети среднего дошкольного возраста уточняют, из каких частей состоят машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее, опираясь на схему, из частей собирают одно целое – машину.
Старшим дошкольникам подбираются игры на знакомство с различными видами транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.
С участниками. Игра «Для чего каждый транспорт?» (5-7 лет)
Цель игры: закреплять знания детей о назначении видов транспорта.
Материал: контейнер с кинетическим песком, игрушки – машинки.
Ход игры: возьмите любую машинку и спрячьте её в песке. Поменяйтесь местами. А теперь найдите в песке машинку и расскажите о её назначении. Пример ответа: «Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных». «Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки»
Игра позволяет ребёнку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя. Примерив на себе роль пассажиров маршрутных транспортных средств, дети-пассажиры одновременно закрепляют правила поведения в автомобиле, где четко сформируют привычку передвижения в детском кресле с пристегнутым ремнем безопасности; знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
Для того чтобы у воспитанников сформировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. И поэтому, во 2-м блоке: «Дорожные знаки» дети знакомятся с дорожными знаками, их классификацией: предупреждающими; запрещающими; предписывающими; указательными.
Учитывая тот факт, что обучение, проверка и закрепление знаний эффективно осуществляется в игровой форме, в распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, большую помощь оказывают игры с кинетическим песком, такие как «Поставь дорожный знак», «Путаница», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак»
С участниками. Игра «Составь дорожный знак» (5-7 лет)
Цель игры: закрепить знания детей о дорожных знаках. Научить составлять дорожные знаки из предложенных элементов.
Материал: контейнер с кинетическим песком; карточки с элементами сборки знака.
Ход игры: участник получает карточку, на которой изображена поэтапная сборка дорожного знака. Необходимо выполнить сложение символов и нарисовать знак на поверхности песка, используя для обозначения формы знака, палочки Кюизенера; назвать и отнести его к категории (запрещающие, предупреждающие и т. д.)
В зал. Метод Sand-Art (рисование и конструирование на песке), благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребёнок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, и при этом испытывает заинтересованность. В такой форме рисования результат творчества ребенка сложно испортить и легко, по желанию, исправить, что неоспоримо влияет на развитие позитивной самооценки, так как создает ситуацию успеха, снимает комплекс «плохого художника». А ещё позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.
УЧАСТНИКИ ОЗВУЧИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ
Изучение дорожных знаков - нужный и интересный процесс, благодаря которому ребёнок учится ориентироваться в дорожном движении. Практическое применение повысит важность обучения, и, увидев красный треугольник – ребёнок знает, что впереди опасный участок, а красный круг - что-то запрещено. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что играть здесь, как и в любом другом месте, где едут машины, опасно.
3 блок: « Дорожные ситуации», заключительный, обобщающий этап, в котором дети уже самостоятельно, применяя полученные знания, моделируют дорожные ситуации, используя фигурки пешеходов и транспорта.
С участниками (работа в парах). «Смоделируй ситуацию»
1 ситуация «Светофор сломался»
Проблема: светофор в не рабочем состоянии.
Мама заболела. Папа с сыном пошли в аптеку купить лекарства для мамы. Для того, чтобы дойти до аптеки, надо перейти дорогу. На месте перехода светофор не работает.
Вопрос: что делать в этом случае папе с сыном? Смоделируй ситуацию в песочнице.
2 ситуация «Зебра»
Проблема: посмотреть зебру.
Мальчик Андрей (фигурки детей) встретил своего друга Сашу. Саша предложил Андрею пойти на дорогу и посмотреть на «зебру». Андрей очень удивился, но пошёл за другом. Саша повёл друга к дороге, где ездили машины, автобусы.
Вопрос: что же это была за зебра? Почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Проиграй ситуацию в песочнице.
Алгоритм системной работы включает в себя познавательную деятельность по тематике, разбор первичных умений и ошибок, закрепление правильного поведения на дороге в интересной, увлекательной и продуктивной игре с песком.
Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения, делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Проживание ребёнком смоделированной ситуации в ходе игр с кинетическим песком позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Наши участники готовы рассказать и показать результат ситуаций. И после этого, освободить песочницу и разровнять поверхность.
Использование кинетического песка в работе с детьми по формированию культуры безопасного поведения детей на дороге, позволяет сделать вывод, что применение современных педагогических технологий способствует реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательных отношений, повышению эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
А для того, чтобы подвести итог нашей работы, предлагаю Вам оставить своё мнение о мастер-классе на песке.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Игрушек маленьких набор,
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Благодарю Вас, коллеги. Я уверена, что для формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге, вы будете использовать кинетический песок.
Главное помнить, обучив ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий».
Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»....
Круглый стол на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использ...
АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий
Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....
Выступление: Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования инновационных технологий
Инновационные технологии в ДОУ...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».
Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лепбука"
Мастер-класс пердназначен для воспитателей-специалистов в работе по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге....
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования технологии «шестиугольного» обучения»
Обобщенный актуальный педагогический опыт по формированию основ безопасности дорожножого движения посредством "шестиугольного обучения....
- Мне нравится (1)