Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода
методическая разработка по обж ( группа) на тему
Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Формировать у детей навыки правильного поведения на улицах начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.
Несмотря на то, что современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу ДОУ разнообразные методики формирования основ безопасности дорожного движения, в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, учитывающих принцип интеграции, позволяющих обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.
Цель методической разработки: повышение эффективности педагогического процесса по обучению дошкольников навыкам безопасного движения на дорогах посредством интегрированного подхода.
Методические рекомендации помогут создать качественно новый подход к формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода.
Источником практического опыта стала система работы МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г.Шебекино Белгородской области» в условиях введения ФГОС ДО.
Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции: дошкольные образовательные организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Дегтеревич Елена Николаевна
С о д е р ж а н и е
Вступительная часть | ………………………………………….. | 3 |
Основная часть | ………………………………………….. | 6 |
Заключение | ………………………………………….. | 13 |
Список использованной и рекомендуемой литературы | ………………………………………….. | 14 |
Приложение | ………………………………………….. | 15 |
- Вступительная часть
Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.
Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Актуальность избранной темы на современном этапе обусловлена:
- резким ростом автомобилизации;
- лидирующим местом травм детей, полученных в дорожно-транспортных происшествиях в общем списке детского травматизма;
- недостаточным вниманием к воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах;
- отсутствием единой системы обучения вопросам дорожной безопасности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №6», расположен в одном из микрорайонов города Шебекино, вблизи главной улицы Ленина. Рядом с детским садом находятся: СОШ №5, Городская библиотека филиал №7, Детско-юношеская спортивная школа, Исторический музей. Детский сад посещает много детей. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но скоро – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. Формировать у детей навыки правильного поведения на улицах начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.
Методические рекомендации составлены с целью повышение эффективности педагогического процесса по обучению дошкольников навыкам безопасного движения на дорогах посредством интегрированного подхода.
Достижению этой цели служит решение задач:
- создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- повышение уровня знаний у детей по дорожной тематике, формирование навыков и привычек безопасного поведения на дорогах;
- использование интегрированного подхода в обучении дошкольников безопасному движению по улице;
- развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- активизация внимания родителей к решению задач по обучению детей дорожной азбуке;
- создание системы взаимодействия детского сада с учреждениями социума микрорайона по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Работу необходимо строить в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:
- принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
- принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
- принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
- принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования основ безопасности дорожного движения. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, учитывающих принцип интеграции, позволяющих обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.
Методические рекомендации помогут создать качественно новый подход к формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода.
II. Основная часть
В основу методических рекомендаций легли авторские труды М.В. Лазаревой, Т.Ф. Саулиной, Т.И. Даниловой, Э.Я. Степаненковой, М.Ф.Филенковой, О.А. Скоролуповой, Т.Г. Хромцовой, В.С. Безруковой, Н.Н. Авдеевой, А.А. Баранова, В.Г. Каменской, О.Л. Князеой и Р.Б. Стеркиной.
Анализ исследований показывает, что в качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения.
Целенаправленная работа по данной теме будет наиболее эффективной, если ее проводить в трех направлениях: с дошкольниками, с родителями, с педагогическим коллективом.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:
- непосредственная образовательная деятельность детей, интегрированные занятия (приложение№3);
- игры;
- беседы;
- целевые прогулки (приложение №2);
- встречи с работниками ГИБДД;
- просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков;
- праздники, досуги, развлечения (приложение №4);
- конкурсы, выставки.
Дорожное движение едино для всех детей дошкольного возраста, посещающих школу и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил.
В правилах нет термина «улица», есть «дорога», нужно стараться избегать этого термина. Можно его использовать в качестве названия улицы в населенном пункте или пояснить: «Иногда дорогу в населенном пункте называют улицей, но в правилах она называется дорогой».
Правила еще в 30-х годах прошлого века исключили термин «шофер», а ввели термин «водитель». Многие воспитатели называют автомобиль «машиной», но есть швейная машина, стиральная и т.д., а правила дают определение «транспортное средство». Одним из его видов является автомобиль, он может быть грузовым и легковым. Показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно нужно показывать разницу при движении: игрушка-автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении.
Необходимо обращаться к детям нормальным языком, а не детским, уменьшительным: автомобильчик, светофорчик и т.д.
Чтобы не искажать реальную картину дорожного движения; не использовать картинки по правилам дорожного движения в стиле смешных комиксов, они привлекают и развлекают детей, но отвлекают от основной задачи - увидеть и осознать реальную опасность на дороге.
При движении, в темное время суток надо приучить ребенка надевать яркую одежду, а если есть возможность - прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать одежду, школьные ранцы, кроссовки и другой материал из светоотражающих материалов.
Для того, чтобы определить уровень сформированности представлений детей о безопасном поведении на дороге, необходимо провести диагностическое обследование. Затем разработать и составить перспективный план проведения интегрированных мероприятий по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (приложение №1).
В первой младшей группе необходимо знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определять, из каких частей состоят автомобили.
Необходимо обучать различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный - зелёный» пояснить, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если - зелёный - повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Следовательно, в игровой уголок необходимо поместить:
- Набор транспортных средств
- Иллюстрации с изображением транспортных средств
- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе детей необходимо знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Большое внимание необходимо уделять развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо учить различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, необходимо знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой. Необходимо закреплять умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомить с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».
Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
- Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть
- Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым должен стать разговор о пешеходном переходе и его назначении, дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).
Дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. Закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», необходимо знакомить детей с местами движения машин и людей, отрабатывать навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
В уголке безопасности дорожного движения обязательно следует поместить:
- Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
- Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор».
- На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке необходимо обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
Необходимо по схеме рассказывать, как наиболее безопасно идти в детский сад, а потом и в школу. Нужно учить ребенка разбираться в схеме микрорайона вокруг детского сада; учить не только самим правильно вести себя в дорожной обстановке, но и управлять направлением движения своих друзей, делать им замечания (не посмотрел направо, отвлекаешься)
После того как изучены сигналы светофора, необходимо переходить к изучению сигналов регулировщика. Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение. Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика, и в каком направлении разрешено движение пешехода. Необходимо используйте детей для показа сигналов регулировщика, им это нравится.
Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
- Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
- Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В старшей, а затем в подготовительной группе детям необходимо получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо познакомить с обязанностями пассажира, при этом различают следующие моменты:
- поведение пассажира на остановке общественного транспорта - стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.
- поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проходить внутрь салона.
- поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон, заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.
- поведение при выходе - первыми выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки транспортного средства не вставать и не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.
В подготовительной группе необходимо ребят необходимо познакомить с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка необходимо усложнить:
- Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
- Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах необходимо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор, видеофильмов по различным темам.
В конце учебного года в каждой возрастной группе необходимо провести итоговое мероприятие в разнообразных формах: театральные постановки, праздники и развлечения, викторины, конкурсы, целевые прогулки и экскурсии.
Большое значение в формировании безопасного поведения детей на дороге, имеет положительный пример в поведении взрослых, поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания, разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Необходимо сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Необходимо использовать следующие направления работы с родителями:
- организацию собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по основам безопасного поведения (открытые занятия, консультации (приложение №6));
- организацию различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием профессионального опыта сотрудника ГИБДД);
- включение в работу по созданию предметной развивающей среды, подготовке праздников, театрализованных представлений, командных соревнований, разработке схемы маршрута «Мой безопасный путь домой»;
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия различные общие мероприятия);
- анкетирование родителей, анализ полученных результатов;
- информация в "уголках родителей". Уголок может быть оформлен так:
- Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее).
- Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
- Книжка-раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например: «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка», «Внимание – мы ваши дети!» и др.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
- Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
- Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
- Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
- Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения.
- Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями
Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги дошкольного учреждения систематически и планомерно изучали с детьми Правила дорожного движения. Результаты анкетирования показали, что многие из них убеждены, что только совместная работа детского сада и семьи обеспечит усвоение необходимого опыта безопасного поведения на дороге.
По данной теме необходимо проводить работу с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями и условиями работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения:
- практические и теоретические консультации «Организация поездки детей в автобусе», «Типичные ошибки при обучении детей ПДД» (приложение №5) и т.д.);
- проведение инструктажей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- открытые занятия для педагогов;
- организация семинарских занятий, круглых столов, конференций, викторин, педсоветов;
- организация развивающей предметно – пространственной среды;
- проведение психолого-педагогических тренингов;
- организация конкурсов (на лучшее мероприятие с детьми и родителями и т.д.).
Интегрированный подход в педагогическом процессе, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города результативен, так как у детей повышается интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. У них появляется стремление заниматься разными видами деятельности: познавательной, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой. Дошкольники не только приобретут новые знания правил дорожного движения, но и успешно будут применять их на практике.
III. Заключение
Взаимодействие педагогов ДОУ, родителей, позволит внести существенный вклад в формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге. Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность педагога к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения на дороге, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду. Позиция взрослых в процессе обучения должна изменяться в зависимости от опыта и знаний ребенка. Эти изменения идут от обучающей позиции к позиции равного партнера, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Такая система обеспечивает активность ребенка, осознание им своих возможностей, возрастания его самостоятельности. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева, О.А.Князева, Р.В.Стеркина. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.-144с.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников/ К.Ю.Белая. – М.: Просвещение, 2001. – 98с.
- Бордачева И.Ю., Дорожные знаки: Для работы с детьми 4 – 7 лет – М.: Мозайка – Синтез, 2014.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников/ Т.П. Гарнышева. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 128с.
- Гуревич А. В. Безопасность ребенка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. – М., 2002
- Данилова Т.И. Программа «Светофор»: Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения/ Т.И.Данилова. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 208с.
- Основы безопасного поведения дошкольников: Занятия. Планирования. Рекомендации/ авт.- сост. О.В.Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка - Синтез, 2014. - с.
- Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. – СПб.: Лань, 2000. – 448с.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф.Саулина. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – 112с.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма/ О.Ю. Старцева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
- Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения : пособ. для воспит. детск. сада / Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 2000.
- Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду/ Е.Я. Хабибулина. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 64с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет/ Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80с.
П р и л о ж е н и е
- Приложение №1 - Перспективный план проведения интегрированных мероприятий.
- Приложение №2 - Циклограмма целевых прогулок.
- Приложение №3 – Разработка интегрированного занятия.
- Приложение №4 - Сценарий развлечения.
- Приложение №5 – Консультации для педагогов.
- Приложение №6 – Консультации для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
особенности психофизиологического развития детей;задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге;принципы, способствующие успешному решению задач в работе с детьми;предметно-раз...
Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".
Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...
Методические рекомендации для родителей по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах
методические рекомендации...
Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"
Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....
Опыт работы «Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге посредством социально-значимых акций»
Современный человек живет в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами ...
- Мне нравится (2)