Программа кружка «Дружные пальчики» для детей младшей группы «Ягодка»
проект (младшая группа)

Соловьева Елена Ивановна

Актуальность:

  • Детям  младшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность пальцевой и артикуляционной моторики, словесно-логического мышления, внимания, памяти. Младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, рисовать.Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие техники движений, скоординированных действий глаз и рук вызывают у ребёнка огромные трудности.
  • В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство даёт возможность активизации речи через тренировку движений пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Программа кружка

«Дружные пальчики»

для детей младшей группы «Ягодка»

Разработчик – воспитатель высшей квалификационной категории.

Соловьёва Елена Ивановна

пгт.Берёзово, ХМАО-Югра

Кружок «Дружные пальчики».

Актуальность:

  • Детям  младшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность пальцевой и артикуляционной моторики, словесно-логического мышления, внимания, памяти. Младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, рисовать. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие техники движений, скоординированных действий глаз и рук вызывают у ребёнка огромные трудности.
  • В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство даёт возможность активизации речи через тренировку движений пальцев рук.

Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста посредством дидактических игр, игрушек и пальчиковой гимнастики.

Задачи:

Образовательные:

-  формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

- формирование практических умений и навыков;

- обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

 Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

-  совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-  развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-  воспитание и развитие художественного вкуса;

- воспитание усидчивости, целенаправленности.                                                                                                   

Количество детей, посещающих кружок «Дружные пальчики» - 24 ребёнка 3-4 лет.

Необходимые средства:

  • Пластилин
  • Бумага
  •  Крупа
  • бусы
  •  пуговицы
  •  Природный материал
  •  Нитки
  • тесьма
  • веревки
  • шнурки
  •  ткани
  •  Куклы
  • Песок
  • Вода
  •  Карандаши
  •  счетные палочки

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  • Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
  •  Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки.
  •  Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.        

О К Т Я Б Р Ь

 Д/игра «Стержни и кольца»

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:  Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

 Д/игра "Цветные вкладыши".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!"

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика

Выкладывание из цветной мозаики-«Курочка и цыплята»

Цель: Учить детей выкладывать по образцу картинку из мелких геометрических фигур.

 «Овощи с огорода»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.  Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.  Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.  Стимулировать тактильные ощущения.  Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Н О Я Б Р Ь

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Овощи"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.

 «Одежда»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.  Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

Упражнение «Гараж»

Учить детей работать с трафаретом. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Д Е К А Б Р Ь

 Перекладывание из одной емкости в другую.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным  пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Д/игра "Сухой бассейн".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:  Развивать мелкую моторику рук.

 Пальчиковая гимнастика "Фрукты".    

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

 «Домашние животные»

Цель: Развивать мелкую  моторику рук Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Учит детей из предложенных геометрических выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости

Я Н В А Р Ь

Д/игра "Мозаика".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Упражнение "Елочка".

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка. Работа с  трафаретом.

Пальчиковая гимнастика "Новогодние игрушки".

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.  

Ф Е В Р А Л Ь

Разбор красной и белой фасоли.

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковая гимнастика "Помощник".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Игры с прищепками.

Выкладывание предметов по образцу(Солнышко, ежик, подсолнух ит.д.)

Цель: Развитие  мелкой моторики внимания, мышления .

Д.игра «Счетные палочки»

Цель: Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

М А Р Т

 Выкладывание  "8 Марта".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

Пальчиковая гимнастика "Наши мамы"

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".

Упражнение6 «Веселый пластилин»

Цель: Учить детей скатывать шарик из пластилина и сплющивать его пальцами.

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

А П Р Е Л Ь

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

 Пальчиковая гимнастика "Домашние птицы".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

Упражнение «Что спряталось в комочке»

Цель: Учить детей разглаживать трафареты игрушек из бумаги, смятых в комочек.

Игры с прищепками.

Выкладывание предметов по образцу(корова черепаха,ежик, подсолнух ит.д.)

Цель: Развитие  мелкой моторики внимания, мышления .

М А Й

Д/игра "Чудесный мешочек".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Пальчиковая гимнастика "Наша армия".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

Работа с родителями:

  • папки - раскладушки;
  • информационные стенды;
  • индивидуальные консультации;
  • совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.

 Информация для родителей:

28 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

1. Составляем контуры предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры (например, цветы) правой и левой рукой.

4. Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, а мелкие бусинки, бисер – на нитку с иголкой.

5. Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).

6. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.

7. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.

8. Достаем бусинки ложкой из стакана.

9. Складываем мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

10.Наматываем нитки на катушку и сматываем её в клубок.

11.Продеваем нитки в иголку.

12.Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.

13.Стираем ластиком нарисованные предметы.

14.Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15.Надеваем и снимаем колечко (массаж пальцев).

16.Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.

17.Комкаем платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки).

18.Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку, баночку.

19.Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20.Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21.Сжимаем и разжимаем эспандер.

22.Катаем резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами ("ёжиков").

 23.Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

24.Лепим, рисуем пальчиковой краской, на крупе.

25.Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста.

26.Заворачиваем матрешку/что-нибудь яркое, привлекательное в 4—5 фантиков от конфет. Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их складывает.

27. Рисуем на листе дорожку, домик, кошку. Малыш "шагает" по дорожке, обводит ее пальчиком, цветным мелком, "рисует" пластилином, кисточкой.

28. Лепим из пластилина угощение для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки), украшаем их крупой, бусинками и т. д.
Вырезаем из плотного картона тарелочки, малыш красиво раскладывает на них угощение.

Методическое обеспечение по кружку:

Автор-

составитель

Наименование издания

Издательство, год издания

С, Шанина,

А. Гаврилова

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.

РИПОЛ КЛАССИК,  Москва, 2011

Н.В. Нищева

Система коррекционной работы

Санкт-Петербург,

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

Пальчиковая гимнастика.

Москва, АСТ «Астрель» , 2002

В. Цвынтарный

Играем пальчиками и развиваем речь

Санкт-Петербург, 1999.

О.В. Елецкая,

Е.Ю. Вареница

День за днем говорим и растем

М.:ТЦ Сфера, 2005.

Мониторинг детей по кружковой деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель : Соловьёва Е.И. пгт.Берёзово , ХМАО-Югра Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок». Программа кружка «Дружные пальчики» младшая группа «Ягодка»

Слайд 2

Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста посредством дидактических игр, игрушек и пальчиковой гимнастики. Задачи: Образовательные: - формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ; - формирование практических умений и навыков; - обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Развивающие: - развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; - совершенствование движений рук; - развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; - развитие речи детей. Воспитательные: - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) - воспитание и развитие художественного вкуса; - воспитание усидчивости, целенаправленности. Цель и задачи кружка:

Слайд 3

Средства развития мелкой моторики Пластилин Бумага Крупа бусы пуговицы Природный материал Нитки тесьма веревки шнурки ткани Куклы Песок Вода Карандаши счетные палочки

Слайд 4

Игры с пластилином

Слайд 5

Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Режем на кусочки Лепим картинки .

Слайд 6

Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Слайд 9

Игры со счетными палочками В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии .

Слайд 12

Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 13

Развитие тактильных ощущений Игры с пуговицами- Пуговичный массаж: Заполнить просторную коробку пуговицами. Опустить руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирать пуговицы между ладонями; Пересыпать их из ладошки в ладошку; Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Слайд 14

Игры с крупой, бусами «Найди игрушку» «Разложи по тарелочкам»

Слайд 16

Игры с прищепками

Слайд 18

Д/И: «Чудесный мешочек»: мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать как счетный материал, как пирамидку и т.п.

Слайд 19

Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. . Полезно рисовать пальцем, ладонью палочкой ,делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги .

Слайд 21

Игры с веревочкой Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Слайд 23

Куклы:для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы.

Слайд 24

Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук

Слайд 25

Массажеры Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. с мячами

Слайд 26

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Слайд 27

Работа с родителями папки - раскладушки; информационные стенды; индивидуальные консультации; совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.

Слайд 28

Работа с родителями папка-раскладушка Развитие мелкой моторики В домашних условиях папка-передвижка

Слайд 30

Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Слайд 31

Ожидаемые результаты освоения программы Усовершенствована предметно – развивающая среда; Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка

Слайд 32

Мониторинг детей по кружковой деятельности

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ» для детей средней группы «Ягодка»

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, про...

Рабочая программа кружка «Мои пальчики рисуют» (Вторая младшая группа)

Возможность создать условия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, и...

Программа кружка «Говорящие пальчики» в 1 младшей группе

Программа кружка «Говорящие пальчики» в 1 младшей группеЦель кружка:способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, ...

Программа кружка «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ» для детей средней группы «Ягодка»

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, про...

Рабочая программа кружка "Весёлые пальчики" для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей....