паспорт проекта
проект (средняя группа)

Кирьянова Елена Александровна

Проект на осеннюю тематику по экологии для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Паспорт проекта66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта в средней группе.

Воспитатель: Кирьянова Е. А.

Тема: «Что мы знаем об осени?». 

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,  родители.

Срок реализации проекта:  краткосрочный   - октябрь.

Актуальность проекта:

      Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

        Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

        Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

 Цель проекта:  Создание условий для совершенствования у детей  представления об осени, ее характерных особенностях.

Задачи проекта:

Задачи: 

  • Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  •  Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; 
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников; 
  • Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; 
  • Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 
  • Способствовать развитию памяти, восприятия;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  развлечение  «Если б Осень потерялась!».

Ожидаемый результат: 

Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах.

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.

- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.

- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

- Сближение  педагогов и детей,  создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.

Проект включает три этапа:  подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап .

  • Определение темы и  задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
  •  Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
  • Разработка циклов ООД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  •  Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2. Основной этап.

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Прогулка по осеннему участку» .

Цель: Создание условий для расширение у детей  представления  о многообразии и пользе осенних даров природы.

Рассматривание и обследование:  муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

 Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развитие у детей  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.  

Речевое развитие

ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2).

Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развитие у детей  умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры: 

«Опиши словами осень!»;

«Осень в лесу»;

«Вспомни – назови»;

«Один – много»;

«Будь внимательным»;

«Осенние деревья»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».

Лопатина А. «Грибная аптека;

 Пришвин М.  «Листопад», «Осенние листочки»;

Скребицкий М. «Четыре художника»,  «Осень», «Белка готовится к зиме»;

 Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»;

Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;

Сладков И.  «По грибы»,

Ушинский К.  «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

 Шим Э.  «Храбрый опенок».

Сказки:

Афанасьева М. «Красивые грибы»;

Белых С. «Спор деревьев»;

Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;

К. Бальмонт «Осень»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

Пословицы, поговорки, приметы об осени .

Цель: Создание условий для  эмоционально-образного восприятия детьми  литературного произведения; развитие  умения замечать образные слова и выражения, осознание  единства человека с природой в  художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

ООД «Осенние заботы животных и птиц» (Приложение №3).

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний  об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры: 

«Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для  развитие интереса у детей к экологическим  играм.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Времена года».

Художественно -эстетическое развитие

ООД Рисование «Деревья осенью» , «Осенняя березка».

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты осенних деевьев.

ООД Лепка «Фрукты на тарелке» , «Овощи на блюде».

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний о фруктах, овощах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.

ООД Аппликация с элементами пластилинографии «Веточка рябины».

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности .

Рассматривание:  картины Левитана «Золотая осень»,  иллюстраций на тему «Осень в лесу»

Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

 

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь»;

Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»

Пение:

«Веселый огород»;

«Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко;

«Осень, осень, осень».

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Физическое   развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»;

«Если хочешь быть здоров».

Цель: Создание условий для развитие у детей  начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Хитрая лиса»;

«Перелёт птиц»

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:

«Клён»; «Листопад»; «Грибы»

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы,

подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;

«В мире животных»;

«Почему  перелетные птицы покидают нас осенью?»

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.

Работа с родителями:

  • Консультация «Профилактика гриппа в осенний период» .
  • Изготовление  поделок из природного материала.

3. Заключительный  этап .

 -  анализ результатов проекта;

 - проведение развлечения: «Если б Осень потерялась».

        Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 4 - 5 лет.

Тема: «Прогулка по осеннему лесу».

Цель: Создание условия для формирование  у детей обобщенного представления  об осени, культуру общения с природой.

Задачи: 

1. Систематизировать представления детей о кустарниках, цветах и деревьях;  

2. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

3. Прививать любовь к родной природе;

4. Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;

5. Воспитывать познавательный интерес к растительному миру.

 Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.

1. Организационный момент.

        В.:  - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать,  куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.

Загадка.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

 – Чудеса увидишь в нем.

В.: - Куда мы сегодня пойдем? (В лес).

 - А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

2. Основная часть:

Стихотворение «Лесные правила»

- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай,

 Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, Т

опать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

        В.:  - Прогуляемся по тропинкам леса?

 Упражнение «Приятный запах» ( Развитие длительного плавного выдоха)

        В.: - Чувствуете, какой здесь чистый воздух?

        Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).

Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).

        В.:- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)

        Игровое упражнение «Отгадай загадку».

        В.:  - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

 Пальчиковая гимнастика «Дерево». 

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх,  шевелить кистями и пальцами).

        В.:  - Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.

- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)

- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей.

- А что растет в лесу под деревьями? (Мох, грибы, ягоды).

Беседа о грибах.

        В.: - Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.

- Какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.)

 - Правильно, это съедобные грибы.

В каком виде вы любите есть грибы?  (Грибной суп, соленые, жареные и т. д.)

 - А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их (Мухомор, поганки).

 - Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).

 - Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.

 - Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет?  (Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.).

 - Знаете ли вы, как долго живет гриб? (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.).

- А что такое грибница? (Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).

3. Итог деятельности: - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

                                                                                 

 

  1. Пословицы и поговорки об осени:

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В сентябре синица просит осень в гости.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

День прозевал — урожай потерял.

Октябрь — месяц близкой пороши.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Октябрь плачет холодными слезами.

Октябрь развезет — ноябрь подберет.

Октябрьский гром — зима бесснежная.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень — перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

С березы лист не опал — снег ляжет поздно.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

Соха кормит, веретено одевает.

Теплая осень — к долгой зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...