Педагогический час "Познавательное развитие"
консультация (младшая группа)

Мачинская Татьяна Васильевна

Доклад для воспитателей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_chas.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический час

Тема: «Познавательное развитие дошкольников – современные требования к реализации области».

Воспитатель:

МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»

Мачинская Татьяна Васильевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

1 слайд: Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

2 слайд: Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы оставили временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения ФГТ. В настоящем мы на пути внедрения ФГОС. И от того, как мы реализуем эту задачу, зависит и будущее дошкольного образования.

3 слайд: ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников

        Такое понимание сущности образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

4 слайд: В Госстандарте используются три термина: что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

  • Познавательное развитие
  • Познавательные интересы
  • Познавательные действия

5 слайд: Познавательные интересы.

? Как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? - ОТВЕТЫ

- Конечно, главным образом, это очевидно по количеству и качеству вопросов, которые задают дети (говорящие). Совсем маленькие несут предмет ко взрослому и пытаются донести до него, «спросить» жестами, что это и как с ним действовать.

?- Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно?

?- Почему вопросы изменяются с возрастом? – (от накопленного опыта и знаний детей).

6 слайд: Познавательные действия.

? Вы наблюдали такие действия у своих детей? (пробы и ошибки действия с предметом – вкладыши, нанизывание на пирамидку меньшего диаметра и т.д.)

- Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это исследовательско-экспериментальные действия: кубики-вкладыши, мяч скачет, катится, а кубик нет, на мяче можно лежать, а воздушный шар лопается, принесли ведёрко снега, а его становится всё меньше и т.д.

7 слайд: Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах. (Напомните, это что за процессы – мышление, восприятие, память).

? Вспомните и назовите наиболее эффективную форму и метод развития умственных способностей, опираясь на психологические особенности детей раннего возраста. (Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление).

ОТВЕТЫ: Наглядное моделирование.

Конечно, вы совершенно правы.

? В каком виде деятельности применяется?

ОТВЕТЫ: 

  • Моделирование сюжетно-ролевой игры.
  • В рисовании.
  • В конструировании.
  • Моделирование жизни окружающих людей (зона ближайшего окружения).
  • Моделирование содержания литературных произведений.

Следует запомнить, что Госстандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (текст ФГОС пункт 1.4.7).

8 слайд: А в задачах, которые ставит ФГОС, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.

9 слайд: Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС.

? – Вы, помните, как он называется? (ответы)

- Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется в числе других образовательных областей и содержание познавательного развития.

        Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Давайте вспомним и отметим те виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей раннего возраста.

ОТВЕТЫ: перечисляют.

        Хорошо, а теперь закрепим, внимание на экран.

10 слайд: Предметная деятельность.

11 слайд: Экспериментирование.

12 слайд: Общение со сверстниками.

13 слайд: Совместные игры со сверстниками.

14 слайд: Самообслуживание.

15 слайд: Чтение художественной литературы

16 слайд: Рассматривание картинок.

17 слайд: Двигательная активность.

18 слайд: Игровая деятельность.

19 слайд: Коммуникативная деятельность

20 слайд: Познавательно-исследовательская деятельность

21 слайд: Художественно-эстетическое развитие.

        Таким образом, ФГОС ДО (стандарт) – это документ, который не требует унифицировать дошкольное образование, а даёт возможность в разных ситуациях через различные виды деятельности создавать условия, необходимые для успешного познавательного развития дошкольников.

22 слайд: В третьем разделе ФГОС определены требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП).

        Каких-то особых требований  к образовательной области «Познавательное развитие» - нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса. Внимание на экран.

23 слайд: Бесспорно, обучение будет эффективным и успешным, если будут соблюдаться психолого-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса.

24 слайд: Рассмотрим основные из них: это - если ребёнок чувствует себя значимым человеком. В этом случае малыш не боится ошибиться, задаёт вопросы.

25 слайд: Форма обучения должна соответствовать возрасту детей и предпочтительнее всего – это должно быть игровое обучение.

26 слайд: ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.

? Какой, по вашему мнению, должна быть эта позиция? (ответы)

- Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.

        Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это действительно так, сверстникам подражать легче, особенно, если с ними установлены доброжелательные отношения (ФГОС пункт 3.2.1).

        В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия (ФГОС пункт 3.2.1).

27 слайд: Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия», решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.

        Педагог должен всячески поощрять любую инициативу к использованию продуктивных и конструктивных действий, специально создавать для этого условия.

        Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия.

        Но прямопротивоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность (ФГОС пункт 3.2.1). Вместе с родителями всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.

28 слайд: В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (ФГОС пункт 3.3.1. 1)

29 слайд: Вы, конечно, помните принципиальное отличие Госстандарта от ФГТ. В чём оно заключается?

        Конечно, это четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

? Озвучьте термин, в котором эти требования формулируются (целевые ориентиры).

        Верно, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста.

30 слайд: Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок:

  • Интересовался окружающими предметами.
  • Активно действовал с ними и игрушками.
  • Проявлял настойчивость в достижении результата.

31 слайд: Важными показателями познавательного развития являются:

  1. Проявление любознательности – задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
  2. Склонность к экспериментированию.
  3. Наличие знаний о себе, природном и социальном мире.
  4. Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталоном, выделяя сходство и отличие.
  5. Гуманное ценностное отношение к природе становится более устойчивым.
  6. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания с целью решения практических задач, переноса в новые условия.

К концу пребывания ребёнка в детском саду мы должны помочь ему освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на соответствующие знания, принимать самостоятельные решения в различных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование предпосылок учебной деятельности.

32 слайд: Заканчивая обсуждение темы, хочу зачитать высказывание руководителя рабочей группы по разработке ФГОС Александра Григорьевича  Асмолова:

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране. Нельзя рассматривать дошкольное детство исключительно, как рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе».

33 слайд: Спасибо за работу! Желаю вам успехов в развитии познавательных интересов и познавательных способностей детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"

Педагогический совет «Развитие  педагогического творчества в коллективе  ДОУ» в форме  проблемно-деятельной  игры. Подготовка к педсвету  ДРК по проблеме "Оценка эффективност...

Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"

Представляю презентацию работы  проводимой  с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование  по этой теме....

2016 г.-Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»

Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...